ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР)
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
_____________________________________
Утратил силу на основании
Распоряжения Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 10.09.04 г. № 560-р
_____________________________________
_________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 21.04.04 г. № 268-р
_________________________________________________
1. В целях совершенствования системы социальной защиты, обеспечения доступности и равенства возможностей для всех социальных групп в получении социальных услуг в пределах государственных гарантий, создания условий для более равномерного социально-экономического развития муниципальных образований, повышения качества жизни населения области:
1.1. Утвердить Стратегию сокращения бедности на территории Томской области (приложение 1).
1.2. Утвердить Перечень первоочередных мероприятий по приоритетным направлениям сокращения бедности на территории области (приложение 2).
1.3. Установить, что корректировка Перечня первоочередных мероприятий по приоритетным направлениям сокращения бедности на территории области проводится по итогам полугодия по представлению ответственных исполнителей.
2. Признать утратившим силу распоряжение Главы Администрации (Губернатора) области от 23.05.2003 № 350-р «О разработке областной комплексной программы и мероприятий по борьбе с бедностью на территории Томской области».
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области по экономической политике и инвестициям Козловскую О.В.
Глава Администрации (Губернатор) В. Кресс
Приложение 1
Утверждена
распоряжением Главы
Администрации (Губернатора)
области
от 20.11.2003 № 804-р
Стратегия
сокращения бедности на территории
Томской области
Стратегия сокращения бедности (именуемая далее - Стратегия) определяет цель, задачи и приоритетные направления сокращения уровня бедности на территории Томской области.
I. Характеристика проблемы
Экономика Томской области, начиная с 1999 года, характеризуется позитивными изменениями. Основные макроэкономические показатели 2002 года в сопоставимой оценке c 1998 годом возросли на одну треть. При этом уровень бедности на территории области практически не изменился. Около четверти населения региона (23,3%) живет за чертой бедности.
Бедность - это явление, присущее всем без исключения обществам. Оно характеризует негативное состояние социума, его групп и отдельных граждан, отсутствие возможностей и условий развития человеческого потенциала - стратегического ресурса социально-экономического развития общества. Единых методологических подходов к определению понятия «бедность» не существует.
Методика Государственного комитета Российской Федерации по статистике основана на абсолютном подходе к определению уровня бедности, который строится на соотношении денежных доходов населения и величины прожиточного минимума. Данный подход не позволяет оценить все факторы, влияющие на уровень и структуру бедности.
С целью определения категорий населения, имеющих наивысший риск переступить черту бедности, а также доминирующих групп населения среди бедных, очагов географической концентрации бедности, степени охвата нуждающегося населения социальными программами и услугами проведено обследование 4 тысяч домохозяйств во всех муниципальных образованиях области. Результаты обследования позволили комплексно изучить проблему бедности и оценить благосостояние граждан не только по уровню денежных доходов, но и с учетом жилищных условий, наличия движимого и недвижимого имущества, товаров длительного пользования, доступности получения социальных услуг (например, образовательных и медицинских) (приложение 1).
Интегральная оценка уровня бедности позволяет распределить муниципальные образования области по 4 группам в зависимости от рейтинговых значений показателей бедности (таблица 1):
Таблица 1
Распределение муниципальных образований в соответствии с интегральной оценкой уровня бедности
Благополучные города и районы | Относительно благополучные районы | Относительно неблагополучные районы | Неблагополучные районы
|
г. Кедровый | Томский | Кожевниковский | Зырянский |
В основе определения уровня бедности по лишениям (депривации) лежат три основных фактора (таблица 2):
- недостаток денежных доходов;
- низкое качество жилья;
- ограниченный доступ медицинских услуг.
Таблица 2
Группировка неблагополучных районов по основным факторам, обусловливающим уровень бедности по лишениям (депривация)
Недостаток денежных доходов | Низкое качество жилья | Ограниченный доступ медицинских услуг |
Бакчарский | Верхнекетский | Асиновский |
По результатам социологического обследования сформирован портрет бедности на территории Томской области (график 1):
График 1
Портрет бедности населения Томской области
В группе населения с доходами, не превышающими прожиточный минимум (23,3% от общей численности населения области), около половины граждан живут в условиях нищеты, то есть их доходы не превышают 70% величины прожиточного минимума. Это порождает расслоение общества не только по уровню жизни, но и по ценностным ориентациям, стилю жизни, нормам поведения. Разрушается социальный консенсус базовых ценностей и принципов жизни. Поэтому в настоящее время усилия должны быть сконцентрированы на содействии сокращению бедности.
II. Цель, задачи и приоритеты Стратегии
Целью Стратегии является совершенствование региональной социальной политики, направленной на повышение благосостояния и сокращение уровня бедности в среднесрочной перспективе до следующего уровня:
Показатель | Единица измерения | Оценка | Прогноз | |||
2003 | 2004 год | 2005 год | ||||
Вариант 1* | Вариант 2** | Вариант 1* | Вариант 2** | |||
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в % ко всему населению) | % | 23,0 | 20,4 | 19,4 | 19,4 | 19,0 |
вариант 1* (умеренный) - исходит из относительно устойчивой, но по сравнению с текущим периодом менее благоприятной комбинации внешних и внутренних условий, в том числе учитывающей возможность некоторого ухудшения конъюнктуры на международных рынках сырьевых и энергетических ресурсов, в том числе цен на нефть;
вариант 2** - исходит из достаточно благоприятного сочетания внешних и внутренних условий, в том числе цен на нефть.
(Абзац в редакции, введенной в действие Распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 21.04.04 г. № 268-р, - см. предыдущую редакцию).
Данная цель предполагает решение следующих задач в рамках реализации программы социально-экономического развития Томской области до 2005 года:
- сдерживание и предупреждение дальнейшего расширения масштабов бедности за счет снижения влияния территориально-географического и экономических факторов, обусловливающих бедность;
- повышение эффективности социальной защиты населения и снижение влияния социальных факторов, обусловливающих бедность;
- создание условий для формирования «среднего класса», как гаранта стабильности общества, основного производителя, инвестора и потребителя;
- переход от стратегии «выживания» к стратегии развития.
Исходя из поставленных задач, приоритетным направлением Стратегии сокращения бедности является социальная и экономическая бедность.
Экономическая бедность обусловлена безработицей и низким уровнем заработной платы. Она затрагивает наиболее активные группы населения, являющиеся основой успешного развития общества (доля этой категории населения от общей численности бедного населения области составляет 60,5%). Резкое снижение их уровня жизни подрывает общественное воспроизводство и вызывает социальную напряженность.
Приоритетные направления сокращения экономической бедности:
1. Развитие регионального рынка труда и содействие эффективной занятости населения.
2. Изменение политики в сфере доходов населения и оплаты труда.
3. Сглаживание неравномерности экономического развития муниципальных образований.
4. Сокращение влияния территориально-географического фактора бедности.
5. Совершенствование системы и механизмов микрокредитования как основы формирования малого предпринимательства.
Социальная бедность обусловлена наличием социально-уязвимых групп населения (инвалиды, престарелые, одинокие матери, многодетные семьи). Затрагивает население, не принимающее активного участия в трудовой деятельности (доля этой категории населения от общей численности бедного населения области составляет 39,5%).
Приоритетные направления сокращения социальной бедности:
1. Повышение эффективности социальной защиты и усиление адресности социальной помощи.
2. Сокращение детской бедности.
3. Выравнивание доступа населения к социальным услугам.
4. Стимулирование эффективных социальных преобразований на муниципальном уровне.
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ БЕДНОСТИ
1.1. Развитие регионального рынка труда и содействие эффективной занятости населения
Формирование эффективного рынка труда Томской области осуществляется по следующим направлениям:
1. Реструктуризация предприятий с целью освобождения экономического пространства от бремени убыточных предприятий.
2. Развитие новых инвестиционных проектов, являющихся основой устойчивого экономического роста и эффективной занятости населения.
3. Реализация областной целевой программы «Содействие занятости населения Томской области на 2001-2005 годы», направленной на:
- профилактику безработицы и организацию системы профилирования безработных граждан;
- оценку эффективности мероприятий по формированию эффективного рынка труда;
- развитие кадрового потенциала области в соответствии с потребностями региональной экономики;
- усиление информационной поддержки политики занятости;
- государственное регулирование занятости населения, особо нуждающегося в социальной защите и испытывающего трудности в поиске работы.
4. Совершенствование нормативной правовой базы в части повышения социальных гарантий граждан, занятых в личном подсобном хозяйстве.
5. Обновление данных баланса трудовых ресурсов с целью оценки эффективной занятости населения в муниципальных образованиях области.
Реализация мероприятий программы «Содействие занятости населения Томской области на 2001-2005 годы» увязана с приоритетными направлениями государственной политики в сфере занятости населения, сформулированными в Концепции действий на рынке труда Российской Федерации на 2003 - 2005 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года № 568-р.
Кроме программных мероприятий ведется работа по следующим направлениям:
- обеспечение дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в государственной поддержке, повышение их социальной защищенности в соответствии с Законом Томской области «О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы» от 17.11.98 № 30-ОЗ;
- приоритетное финансирование трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (молодежь - выпускники образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в возрасте от 16-23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалиды, лица, освобожденные из мест лишения свободы), в соответствии с распоряжением Главы Администрации (Губернатора) области от 21.03.2003 № 179-р «О финансировании трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите»;
- трудоустройство женщин, нуждающихся в государственной поддержке в соответствии с постановлением Главы Администрации (Губернатора) области от 23.11.2001 № 391 «О плане мероприятий по улучшению положения женщин в Томской области и повышению их роли в обществе на 2001 - 2005 годы»;