_______________________________________
Действие документа приостановлено с 1 января 2008 по 31 декабря 2008 года
на основании Закона Томской области от 29 декабря 2007 года № 305-ОЗ
_______________________________________
Принят постановлением
Государственной Думы
Томской области
от 25.03.2004 № 1096
Статья 1
Утвердить областную целевую программу «Обеспечение энергетической эффективности на территории Томской области на 2004-2008 годы» согласно приложению.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Глава Администрации (Губернатор)
Томской области В. М. Кресс
Приложение
к Закону Томской области
«Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение энергетической эффективности на территории Томской области на 2004-2008 годы»
Паспорт программы
«Обеспечение энергетической эффективности на территории
Томской области на 2004-2008 годы»
Наименование Программы | Обеспечение энергетической эффективности на территории Томской области на 2004 - 2008 годы | |
Дата принятия решения о разработке Программы | Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 21.04.2003 № 260-р | |
Государственный заказчик Программы | Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Администрации Томской области | |
Основные разработчики Программы | НП «Региональный центр управления энергосбережением» | |
Сроки и этапы реализации Программы | 2004 - 2008 годы | |
Исполнители Программы | Структурные подразделения Администрации Томской области, организации на конкурсной основе (по согласованию) в соответствии с Приложением 2. | |
Цель Программы | Реализация организационных, правовых, экономических, научно-технических и технологических условий, обеспечивающих рост энергоэффективности экономики Томской области за счет реализации потенциала энергосбережения | |
Основные задачи Программы | Основной задачей Программы является формирование условий и механизмов, позволяющих разрабатывать и реализовывать конкретные проекты по энергосбережению | |
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. Создание экономических механизмов, стимулирующих эффективное использование энергии: совершенствование финансовых механизмов; совершенствование системы нормирования в бюджетной сфере; совершенствование правил учета и контроля энергопотребления; совершенствование системы энергоаудита и мониторинга; создание привлекательных условий для вложения капитала в энергосбережение. 2. Поддержка специализированного бизнеса в области энергосбережения: создание энергосберегающих (энергосервисных) компаний; создание системы конкурсного отбора бизнес - проектов в сфере энергосбережения, полностью или частично финансируемых из бюджетных источников (госзаказа на реализацию бизнес - проектов по энергосбережению); разработка механизмов привлечения частных инвестиций. 3. Популяризация энергосбережения, информирование: создание доступных баз данных, содержащих информацию об энергосберегающих мероприятиях, технологиях и оборудовании, нормативно-технической документации; организация курсов повышения квалификации; проведение ежегодных выставок и семинаров по обмену опытом; пропаганда энергосбережения в средствах массовой информации. | ||
Финансирование Программы | Финансирование Программы осуществляется: на основе договоров за счет организаций, участвующих в реализации программы; за счет бюджетов: федеральный бюджет в соответствии с Федеральной целевой программой «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 796 (прогноз), областной бюджет (прогноз - 58830 тыс. руб.), бюджеты муниципальных образований с привлеченными средствами (прогноз - 413050 тыс. руб.), внебюджетные источники в соответствии с законодательством РФ (прогноз - 48650 тыс. руб.). | |
Ожидаемые конечные результаты | В соответствии с разработанными индикаторами энергетической эффективности (Приложение 1) | |
Система организации контроля за выполнением Программы | Контроль за выполнением Программы осуществляет Государственная Дума Томской области. Контроль за выполнением заданий Программы осуществляет Администрация Томской области |
Программа «Обеспечение энергетической эффективности на территории Томской области на 2004 - 2008 годы» определяет основные направления деятельности по энерго - и ресурсосбережению на период 2004-2008годы, источники и объемы финансирования, заказчиков и исполнителей проводимых работ и получаемые в результате эффекты экономического, социального и иного характера.
Для контроля за ходом выполнения Программы используются контрольные цифры-индикаторы (Приложение 1 в табличной форме и диаграммы).
Система индикаторов предыдущей Программы не в полной мере отвечала своему назначению. В связи с этим предлагается новая система индикаторов:
1. Энергоемкость ВРП - потребление энергоресурсов в области, отнесенное к единице валового регионального продукта. Показывает, в какой мере рост ВРП связан с изменениями потребления энергоресурсов в области.
2. Электроемкость ВРП - то же по электроэнергии.
3. Энергообеспеченность области - доля энергоресурсов, потребляемая в области, покрываемая из источников, расположенных на территории области. Характеризует энергетическую безопасность экономики в связи с возможными недопоставками энергоресурсов из- за техногенных, природных и иных угроз.
4. Удельное потребление тепловой энергии населением на душу населения - определяется как отношение годового потребления тепла по сектору «население» к численности постоянного населения области. В сравнении с другими регионами характеризует природно-климатическую пригодность региона для жизни человека.
5. Удельное потребление электроэнергии на душу населения - характеризует уровень электрификации на душу населения.
6. Удельный объем субсидий на душу населения - определяется как сумма объемов субсидий за энергетические услуги к численности постоянного населения. Характеризует нагрузку на бюджет энергетическими платежами из- за сохранения субсидирования населения за услуги энергетических компаний.
7. Несимметрия тарифов по электроэнергии - определяется как отношение тарифа за электроэнергию для населения к среднему тарифу на территории. Показывает сохраняемый уровень перекрестного субсидирования населения за счет промышленных и других потребителей.
8. Несимметрия тарифов по тепловой энергии.
9. Доля жилья, оснащенного приборами учета энергоресурсов - показывает уровень культуры потребления энергоресурсов в жилом секторе.
Основной целью Программы является рост энергоэффективности экономики Томской области за счет реализации потенциала энергосбережения.
Следствием достижения основной цели должно стать достижение следующих экономических, социальных и политических целей:
уменьшение выплат из бюджета на удовлетворение энергетических потребностей области;
уменьшение энергетической зависимости области;
повышение конкурентоспособности производимой продукции;
повышение научно-технического потенциала области;
повышение комфортности жизни населения;
улучшение условий труда;
улучшение экологического состояния;
устранение перекрестного субсидирования.
Основным критерием достижения поставленной цели является удельная энергоемкость регионального валового продукта, т.е. доля потребляемых энергоресурсов в распределенном ВРП. Энергетическая стратегия России предусматривает снижение энергоемкости ВВП на 26-27% к 2010 году и от 45 до 55% к концу 2020 года. Такие же стратегические ориентиры относительно ВРП Томской области должна ставить и данная Программа.
Важным критерием является структура душевого энергопотребления. Необходимо устранить перекос в сторону высокоэнергоемких отраслей (доля промышленного и топливно-энергетического комплексов в энергопотреблении Томской области составляет свыше 70%). Необходимо снизить в перспективе долю ПК и ТЭК до среднего по России значения - 50-60%, увеличив соответственно долю жилищно-коммунального сектора до 20-25% и транспортного комплекса до 15-20%. При этом рост среднедушевых расходов на топливо- и энергообеспечение населения должен существенно отставать от роста реальных располагаемых доходов населения.
Для достижения поставленных целей необходимо устранить корневые причины недостаточной эффективности энергохозяйства, выявленные в результате анализа выполнения программы энергосбережения Томской области. Устранение этих причин позволит создать условия для систематического выполнения энергосберегающих проектов, перейти от разовых кампаний по энергосбережению, инициируемых «сверху», к непрерывному процессу, реализуемому как специализированный энергосберегающий бизнес.
Таким образом, основной задачей Программы является формирование условий и механизмов, позволяющих разрабатывать и реализовывать конкретные проекты по энергосбережению.
Реализация Программы предполагает решение следующих задач:
1. Создание экономических механизмов, стимулирующих эффективное использование энергии:
совершенствование финансовых механизмов;
совершенствование системы нормирования в бюджетной сфере;
совершенствование правил учета и контроля энергопотребления;
совершенствование системы энергоаудита и мониторинга;
создание привлекательных условий для вложения капитала в энергосбережение.
2. Поддержка специализированного бизнеса в области энергосбережения:
создание энергосберегающих (энергосервисных) компаний;
создание системы конкурсного отбора бизнес-проектов в сфере энергосбережения, полностью или частично финансируемых из бюджетных источников (госзаказ на реализацию бизнес-проектов по энергосбережению);
разработка механизмов привлечения частных инвестиций.
Для реализации политики энергосбережения нужны профессиональные коллективы, нацеленные на выполнение энергосберегающих проектов, имеющие соответствующие людские и материальные ресурсы. К таким организациям относятся энергосервисные компании (ЭСКО).
ЭСКО должны работать на договорной основе. В сфере ЖКХ они могут работать по договору подряда с жилищной управляющей компанией, осуществляя следующие услуги:
установка и поверка приборов учета;
биллинговые услуги (снятие показаний счетчиков, расчеты потребленных объемов для каждого потребителя, выставление счетов на оплату энергии).
В сфере промышленности (включая ТЭК, АПК) ЭСКО действует на основе договора с конкретной организацией или на основе договора с органами местного самоуправления и могут выполнять следующие работы:
энергетическое обследование предприятия (энергоаудит);
подготовка проекта энергосбережения, его технико-экономическое обоснование, составление бизнес-плана;
поиск и организация финансирования;
инженерные разработки;
приобретение оборудования;
проведение работ по энергосбережению в соответствии с утвержденным планом (монтаж оборудования, отладка, обучение персонала и т.д.);
эксплуатация внедренных технологий;
мониторинг уровня экономии энергоресурсов.
Бизнес-проекты (целевые программы) в сфере энергосбережения, полностью или частично финансируемые из бюджетных источников, должны отбираться на основе конкурсов. Для организации конкурсов необходима, прежде всего, система приоритетов. На бюджетное финансирование могут претендовать в первую очередь проекты, имеющие большое социальное значение, а также проекты, обеспечивающие в стратегическом плане энергетическую безопасность области. К таковым направлениям относятся:
расширение использования экономически эффективных возобновляемых энергоресурсов;
комплексная переработка природного и попутного газа и увеличение использования газа на нетопливные нужды;