Приложение
к решению Томской городской Думы
от 23 декабря 2003 г. № 543
ПРОГРАММА
«ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ГОРОДА ТОМСКА
ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
|
|
ВВЕДЕНИЕ
В городе Томске, городе с почти 400 летней историей сложилась критическая ситуация с жилыми домами постройки, в основном первой половины 20 века, в связи с их ветхостью. Основным строительным материалом для строительства в то время служил лес в силу его доступности и дешевизны. Есть также дома из шлакоблоков и кирпича, которые так же подверглись воздействию времени. В основной своей массе это малоэтажные дома с минимальным набором удобств. С течением времени они ветшают, и ремонт их становиться не рентабельным и потому остро встаёт вопрос о безопасности проживания в них. Кроме того, возрастает социальная напряжённость, растёт недовольство жильцов этих домов действиями властей, как исполнительной, так и законодательной. И это всё происходит на фоне строительства «элитного» жилья в центральных районах города, а большая часть ветхих домов именно там и расположена. Кроме того, архитектурная привлекательность новостроек от такого соседства меркнет. Всё это говорит о том, что необходимо менять сложившуюся ситуацию, т.е. расселять жильцов вышеуказанных домов.
По состоянию на 01.01.2003г. в городе Томске насчитывается 424 муниципальных дома, находящихся в аварийном и ветхом состоянии. Общая площадь их превышает 103 т м , где проживает 2776 семей (7078 человек). В большинстве это люди, которые не могут самостоятельно построить или купить жильё. Им необходима социальная помощь со стороны государства и муниципалитета.
До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащей системы эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства, а не собственника этого помещения. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы жилья, непригодного для проживания.
Для расселения жильцов из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда (103 т. м ) (более 2,7 тысяч семей и более 7 тысяч человек) необходимо построить или приобрести, из расчёта обеспеченности на одного жителя 18 м общей площади, более 127 т. м жилья, что потребует вложения финансовых ресурсов в размере 1,43 млрд. рублей (в ценах 2003 г. = 10 т.р. за 1м). К программе прилагается реестр ветхого и аварийного жилищного фонда (приложение 2). Оно должно быть ограниченной комфортности, т.е. лишь с необходимым набором удобств. Для этих целей наиболее приемлемыми являются крупнопанельные дома, стоимость строительства которых, по сравнению со зданиями из кирпича, несравненно ниже. Отвод земельных участков под строительство домов для переселения из аварийного и ветхого жилья должен быть без сноса строений, который приводит к дополнительным затратам на строительство, а так же с наличием вблизи инженерных коммуникаций. Не исключена и застройка отдалённых микрорайонов города.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Программа «Переселение граждан города Томска из ветхого и аварийного жилищного фонда» является одной из приоритетных социальных программ. Программа подготовлена на основании распоряжения мэра г.Томска от 11.06.2003г. № 338 «О создании рабочей группы по разработке муниципальной целевой программы «Переселение граждан города Томска из ветхого и аварийного жилищного фонда» и в продолжении и развитие Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 и муниципальной целевой программы «Жилище» утверждённой постановлением мэра г. Томска от 19.06.1997г. № 296.
· Данная программа должна обеспечить выполнение обязательств государства по реализации прав граждан, проживающих в жилищном фонде, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, на улучшение жилищных условий.
· Более 2,7 тысяч семей (7078 человек) в настоящее время проживают в ветхих и аварийных муниципальных домах, не приспособленных для постоянного проживания. Наибольшую долю в этом фонде составляет жильё, занимаемое на условиях найма, в малоэтажном (до 3 этажей) жилищном фонде.
· Государство в настоящее время гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения удовлетворяющего этим требованиям (ст. 28, 29 Жилищного кодекса РСФСР). Социальные обязательства государства по отношению к населению, проживающему в ветхом и аварийном жилищном фонде, достаточно размыты. Фактически, обязанность замены жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния лежит на муниципалитете.
· Существует ответственность государства за возникновение проблемы ветхого и аварийного жилья, поскольку до недавнего времени именно оно являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечило должной системы эксплуатации и реновации. Проживающие в ветхих и аварийных домах граждане, в основном, не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества. Некоторые граждане, которые могли бы решить проблему улучшения жилищных условий самостоятельно, не торопятся реализовать такую возможность, предпочитая получить новое жильё от муниципалитета или государства бесплатно.
· Наличие большого количества ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Томске приводит не только к неудовлетворительным условиям проживания граждан. Ветхий жилищный фонд ухудшает внешний облик города, сдерживает развитие городской инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность.
· Исходя из существующих размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней рыночной стоимости 1 м общей площади жилья для реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004 - 2010 г.г. необходимо (в ценах 2003 г. = 10 т.р. за 1 м ) 1430 млн. рублей.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Основными целями и задачами программы являются:
· организация взаимосвязи программы с другими программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья;
· разработка плана действий администрации г. Томска;
· привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
· обеспечение эффективного управления направленными на финансирование программных мероприятий бюджетными и внебюджетными средствами;
· составление перечня жилых домов и помещений, предназначенных для переселения граждан;