(с изменениями на 9 декабря 2013 года)
________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Томской области от 18 августа 2014 года № 120-ОЗ
_________________________________________________________
_______________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Томской области от 9 декабря 2013 года № 218-ОЗ
Законом Томской области от 11 июля 2011 года № 131-ОЗ
Законом Томской области от 14 февраля 2011 года № 16-ОЗ
Законом Томской области от 4 марта 2010 года № 28-ОЗ
Законом Томской области от 9 октября 2007 года № 225-ОЗ
Законом Томской области от 8.09.04 г. № 189-ОЗ
_______________________________
Принят
решением
Государственной Думы
Томской области
от 9 октября 1997 года
N 575
Настоящий Закон определяет права, обязанности, ответственность, социальные и правовые гарантии, а также меры поощрения граждан и общественных объединений, добровольно участвующих в охране общественного порядка на территории Томской области (участников общественной правоохранительной деятельности), которые включены в реестр участников общественной правоохранительной деятельности.
Действие настоящего Закона не распространяется на сотрудников правоохранительных органов и и граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность.
(Абзац в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 9 октября 2007 года № 225-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
(Преамбула в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 8.09.04 г. № 189-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).
Статья 1. Право на общественную правоохранительную деятельность
Каждый гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, проживающий на территории Томской области, независимо от национальности, пола, социального положения, членства в общественных объединениях, после прохождения специальной подготовки, на основании разрешения органа местного самоуправления имеет право участвовать в охране общественного порядка как в индивидуальном порядке, так и в составе общественного объединения, принимать меры по обеспечению охраны общественного порядка в соответствии с настоящим Законом.
(Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 8.09.04 г. № 189-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).
Статья 2. Задачи общественной правоохранительной деятельности
Задачами общественной правоохранительной деятельности являются:
- охрана прав и свобод человека и гражданина, общественной нравственности и спокойствия, обеспечение дисциплины граждан в общественных местах и быту, в том числе при проведении массовых мероприятий;
- участие в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений в общественных местах;
- обеспечение дорожной безопасности;
- защита жизни и здоровья граждан, принадлежащего им имущества, а также государственной и муниципальной собственности.
По выбору участников данной деятельности задачи могут быть как общими, так и конкретно определенными - обеспечение дорожной безопасности и иные.
Статья 3. Организационные формы участия в общественной правоохранительной деятельности
1. В целях настоящего Закона общественная правоохранительная деятельность может осуществляться гражданами как в индивидуальной форме, так и в составе общественных объединений.
2. Гражданин, получивший в соответствии со статьей 5 настоящего Закона разрешение на участие в охране общественного порядка в индивидуальной форме, осуществляет общественную правоохранительную деятельность на соответствующей территории.
Индивидуальная форма участия граждан в охране общественного порядка, как правило, может применяться в сельских поселениях и на иных территориях с малой численностью населения.
3. Общественные объединения, определившие в качестве основной или дополнительной цели своего создания участие в охране общественного порядка, осуществляют данную деятельность при получении разрешения членами таких объединений и общественным объединением в целом в соответствии со статьей 5 настоящего Закона.
(Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 8.09.04 г. № 189-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).
Правовую основу общественной правоохранительной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, настоящий Закон и иные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления Томской области.
Статья 5. Органы, уполномоченные осуществлять регистрацию и выдавать разрешения на участие в охране общественного порядка
Для приобретения прав юридического лица общественные объединения (кроме общероссийских и международных), принявшие на основе свободного волеизъявления решение участвовать в охране общественного порядка, подлежат государственной регистрации уполномоченными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Выдача разрешений гражданам и общественным объединениям, принявшим на основе свободного волеизъявления решение участвовать в охране общественного порядка, и их учетная регистрация производятся соответствующими органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, выдавшие разрешения на общественную правоохранительную деятельность, обязаны в 10-дневный срок со дня принятия решения о выдаче разрешений сообщить в органы внутренних дел сведения о получивших их гражданах и общественных объединениях.
Форма разрешений и свидетельств, выдаваемых в соответствии с настоящим Законом, утверждается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области.
(Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 11 июля 2011 года № 131-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
1. Для выдачи разрешения на участие в общественной правоохранительной деятельности граждане и общественные объединения, принявшие на основе свободного волеизъявления решение участвовать в охране общественного порядка как в индивидуальной форме, так и в составе общественных объединений, представляют в соответствующие органы местного самоуправления заявление, в котором излагаются сведения о характере и направлении предполагаемой деятельности, наличии специальных и технических средств, а также о потребности в них.
Общественные объединения представляют также сведения об их численности и прилагают к заявлению выписку из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащую сведения о создании общественного объединения, а также копию устава. Для общественных объединений - юридических лиц представлению подлежит также копия свидетельства о государственной регистрации общественного объединения.
Гражданин обязан, кроме того, лично представить паспорт и фотографии.
2. Обязательным условием для выдачи разрешения на участие в общественной правоохранительной деятельности является представление для каждого гражданина или члена общественного объединения в соответствующие органы местного самоуправления свидетельства о прохождении специальной подготовки по программе, утвержденной территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области.
3. Органы местного самоуправления устанавливают достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения, в том числе путем собеседования с гражданами или лицами, входящими в состав общественного объединения, претендующими на получение соответствующего разрешения.
Разрешение на участие в общественной правоохранительной деятельности выдается гражданам и общественным объединениям сроком на три года.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 9 декабря 2013 года № 218-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
4. Не может быть выдано разрешение гражданам:
а) не достигшим 18-летнего возраста;
б) состоящим на учете в учреждениях здравоохранения в связи с лечением от алкоголизма, наркомании и токсикомании;
в)
г) имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления;
д) совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или порядок управления;
е) признанным по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными.
5. Органами местного самоуправления, выдавшими разрешения на участие в охране общественного порядка, производится учетная регистрация участников общественной правоохранительной деятельности, а также осуществляется ведение соответствующего реестра участников общественной правоохранительной деятельности.
6. К специальной подготовке участников общественной правоохранительной деятельности могут привлекаться негосударственные образовательные учреждения, осуществляющие на основании соответствующих разрешений (лицензий) подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для частной детективной и охранной деятельности.
(Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 11 июля 2011 года № 131-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
1. Участники общественной правоохранительной деятельности, получившие в установленном порядке разрешение на участие в охране общественного порядка, должны своевременно продлевать срок действия разрешения, а также представлять по требованию органов внутренних дел сведения, необходимые для контроля за их деятельностью. Срок действия разрешения на участие в охране общественного порядкапродлевается на три года по ходатайству заявителя, поданному за один месяц до истечения срока действия разрешения, при отсутствии обстоятельств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 9 декабря 2013 года № 218-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
2. Орган местного самоуправления, выдавший разрешение, аннулирует его в следующих случаях:
а) на основании заявления участника общественной правоохранительной деятельности о добровольном отказе от участия в указанной деятельности;
б) при наступлении обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 6 настоящего Закона;
в) в связи с систематическим невыполнением участником общественной правоохранительной деятельности требований действующего законодательства в сфере охраны общественного порядка;
г) при ликвидации общественного объединения, а также в случае смерти гражданина - участника общественной правоохранительной деятельности;
д) при исключении из устава общественного объединения по решению его членов задачи участия в охране общественного порядка.
3. Аннулирование разрешения является основанием для прекращения предоставления социальных и правовых гарантий, предусмотренных настоящим Законом, и может быть обжаловано в судебном порядке.
Аннулирование разрешения, выданного общественному объединению, автоматически не влечет аннулирование разрешений для его членов.
По результатам принятия органами местного самоуправления решения об аннулировании разрешений на участие в общественной правоохранительной деятельности вносятся соответствующие изменения в реестр участников общественной правоохранительной деятельности.
(Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 11 июля 2011 года № 131-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)