Статья 13. Система и статус избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Томской области
1. Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Томской области, реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, контроль за соблюдением указанных прав на территории Томской области осуществляют:
Избирательная комиссия Томской области;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские) избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
Если в избирательный округ входит часть муниципального образования, окружной избирательной комиссией могут быть образованы на этих территориях временные территориальные избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Томской области, полномочия которых определяются окружной избирательной комиссией по согласованию с Избирательной комиссией Томской области.
Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов (исходя из следующих условий - несколько территориальных избирательных комиссий на территории одного избирательного округа или несколько избирательных округов на территории одного муниципального образования) возможно по решению Избирательной комиссии Томской области.
В избирательном округе, территория которого совпадает с территорией муниципального образования, полномочия окружной избирательной комиссии по решению Избирательной комиссии Томской области, согласованному с органами местного самоуправления, могут возлагаться на постоянно действующую территориальную избирательную комиссию.
2. При подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Томской области избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной действующим законодательством, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
3. Решения и иные акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной действующим законодательством, обязательны для органов исполнительной власти Томской области, государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. Решения и иные акты избирательных комиссий не подлежат государственной регистрации.
Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
4. При подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Томской области избирательные комиссии вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему в целях информирования избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, результатах выборов, а также в целях поиска, сбора, пополнения, обработки, передачи и хранения информации, используемой при подготовке и проведении выборов, информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий, осуществляемой ими в пределах своих полномочий, установленных действующим законодательством.
5. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях настоящего Закона, иных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в указанных обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если в обращении указывается на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, то кандидат, избирательное объединение, избирательный блок или их уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступлении указанного обращения. Кандидат или его уполномоченный представитель, уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока вправе дать объяснения по существу обращения. В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком настоящего Закона соответствующая избирательная комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом.
6. Избирательные комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 5 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений настоящего Закона, иных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, в правоохранительные органы, которые обязаны принять установленные законом меры по пресечению этих нарушений и проинформировать о результатах обратившуюся избирательную комиссию в пятидневный срок, при получении представления за пять и менее дней до дня голосования - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
7. Решение избирательной комиссии, противоречащее действующему законодательству либо принятое с превышением пределов установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение избирательной комиссией, решение которой было отменено.
8. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших списки кандидатов.
9. Финансовое обеспечение деятельности Избирательной комиссии Томской области осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год, а также за счет средств федерального бюджета в порядке и объемах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Томской области осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели.
10. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
11. Организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
12. Региональные государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, выходящих на территории Томской области, обязаны предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в порядке, установленном настоящим Законом, иными законами, избирателей, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
13. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются избирательным комиссиям бесплатно.
Статья 14. Полномочия Избирательной комиссии Томской области
Избирательная комиссия Томской области осуществляет полномочия в соответствии с Законом Томской области «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Томской области», а также:
- назначает выборы депутатов Государственной Думы Томской области в случае, если Государственная Дума Томской области не назначит выборы в установленные сроки;
- руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, оказывает им правовую, методическую и организационно-техническую помощь;
- дает, в пределах своей компетенции, разъяснения по реализации настоящего Закона и издает инструкции по вопросам подготовки и проведения выборов, обязательные для нижестоящих избирательных комиссий, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса;
- устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории области;
- формирует окружные, территориальные избирательные комиссии и назначает их председателей;