ТОМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА


РЕШЕНИЕ

от 18 марта 2003 года № 337

О целевой программе "Развитие общественного
самоуправления в г.Томске на 2003 г."

(с изменениями на 21.12.04 г.)

_______________________________________

Документ с изменениями, внесенными

Решением Томской городской Думы от 21.12.04 г. № 786

_______________________________________

В целях реализации законных прав и интересов населения города, их самостоятельности в решении вопросов социально-экономического развития территории и в соответствии с Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законами Томской области "О местном самоуправлении в Томской области", "О территориальном общественном самоуправлении в Томской области", Уставом города Томска, решением Томской городской Думы "Об утверждении Положения "О территориальном общественном самоуправлении в городе Томске"

Томская городская Дума  Р Е Ш И Л А:

1.Утвердить целевую программу "Развитие общественного самоуправления в г.Томске на 2003 г." согласно приложению.

2.Настоящее решение опубликовать в средствах массовой информации. Текст целевой программы "Развитие общественного самоуправления в г.Томске на 2003 год" разместить на сайте Томской муниципальной информационной библиотечной системы www.library.tomsk.ru.

3.Контроль исполнения настоящего решения возложить на комитет по социально-экономическому развитию города Томской городской Думы (Федоров А.Г.).

Председатель                                   Мэр города Томска

Томской городской Думы

___________Н.А.Николайчук                    __________А.С.Макаров


     Приложение
     к решению Томской городской Думы
     от « 18 » марта 2003 г. № 337

Целевая программа на 2003 год
«Развитие общественного самоуправления в г. Томске»

Паспорт программы

Наименование программы
«Развитие общественного самоуправления в городе Томске»

Основания для разработки программы:
ФЗ « Об общих  принципах  организации местного самоуправления в РФ» № 154-ФЗ от  28 августа 1995г.;
ФЗ «О некоммерческих организациях»№ 7-ФЗ от 12 января 1996
ФЗ «Об  общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г.

Закон Томской области № 32-03 от 20.07.2000 г. « О территориальном общественном самоуправлении в Томской области»;
Устав г. Томска;
Положение «О порядке разработки и реализации целевых программ в городе Томске»  № 40 от 18  января 1999 г.;
Положение «О муниципальном социальном заказе  для некоммерческих организаций  в г. Томске»№ 176 от 20 октября 1999г.;
Положение « О территориальном общественном самоуправлении», утвержденное решением Томской городской Думы №115 от 06.10.98 г.;


Заказчик программы - Администрация г. Томска и Томская  городская Дума.

Разработчик программы - Департамент по вопросам местного самоуправления и международной деятельности Администрации города Томска.

Исполнители программы: Департамент по вопросам местного самоуправления и международной деятельности Администрации города Томска, обучающие организации, некоммерческие организации города Томска.

Цели и задачи программы:


развитие общественного самоуправления в г.Томске,

оптимизация расходов бюджета за счет привлечения некоммерческих организаций к  решению социально-экономических проблем города,

демонополизация управления городским хозяйством за счет наделения органов территориального общественного самоуправления отдельными полномочиями органами городского самоуправления;

вовлечение жителей города в управление жилищным фондом, повышение их заинтересованности в экономном расходовании ресурсов и бережном к ним отношении.

Механизм реализации программы.

          

       Заказчиками  Программы является Администрация города Томска и Томская городская Дума.  Департамент по вопросам местного самоуправления и международной деятельности администрации города Томска обеспечивает реализацию программы.

Механизм реализации Программы включает в себя:

- организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию и контроль исполнения;

- методические, технические и информационные мероприятия;

- реализацию Программы на конкурсной основе;

- широкое привлечение внебюджетных средств.

При реализации программы бюджетные средства предоставляются в формах: субвенций, субсидий, в том числе на выделение грантов  физическим и юридическим лицам и оказание материальной поддержки, средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по договорам, бюджетных кредитов.


Управление программой и контроль за ходом ее реализации


Общий контроль за исполнением Программы осуществляют Администрация г. Томска и Томская городская Дума, которые по мере необходимости уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей и др.

       При отсутствии финансирования мероприятий Программы департаментом вносятся предложения об изменении объема  и сроков их реализации.

       По решению Мэра г. Томска результаты выполнения мероприятий Программы  рассматриваются на заседаниях Администрации г. Томска.

       Реализация Программы будет освещаться в средствах массовой информации.

Сроки и этапы реализации программы

C 1 января  2003г.,  поквартально.

Контроль за реализацией программы

Текущий контроль осуществляется правовым, контрольным комитетами администрации города, ее структурными подразделениями при подготовке проектов постановлений и распоряжений. В течение отчетного периода по итогам реализации программы за квартал, полугодие и год контроль осуществляется  Томской городской Думой.

Источники финансирования

Бюджет города Томска, собственные средства общественных организаций (ОО) и органов территориального общественного самоуправления (ОТОС).

Ожидаемые основные результаты реализации программы

Укрепление «третьего сектора» в г. Томске, развитие территориального общественного самоуправления, решение городских социально-экономических проблем при активном участии общественных организаций и органов ТОС.

Развитие некоммерческих организаций в г. Томске, включая органы ТОС.

Снижение социальной напряженности в обществе в результате создания с минимальными затратами новых рабочих мест, оказания реальных социально-бытовых услуг, вовлечение жителей города в управление городским хозяйством, в том числе жилищным фондом.

Развитие механизмов сотрудничества ОТОС и муниципальных предприятий коммунального хозяйства в процессе решения жилищно-коммунальных проблем по месту жительства.

Программа предполагает разработку и реализацию комплекса организационных мероприятий по поддержке и развитию форм  общественного самоуправления, что позволит:

- создать нормативно-правовые условия для формирования эффективной системы общественного самоуправления;

- разгрузить службы и предприятия местного  самоуправления  от части функций, передаваемых ОТОС;

- сосредоточиться органам местного самоуправления на задачах координации и экономического регулирования;

- отработать систему развития общественной инициативы населения;

- сформировать инвестиционную политику поддержки общественных инициатив;

- способствовать получению социальных услуг различным категориям населения;

- создать дополнительные  рабочие места  без крупных капитальных вложений;

- организовать ОТОС в большинстве микрорайонов города;

- включить творческий потенциал ОО и ОТОС к  реализации других городских программ.

Введение

Целевая программа «Развитие территориального общественного самоуправления и общественных инициатив в г. Томске» на 2003 год (далее именуется - Программа) разработана департаментом по вопросам местного самоуправления и международной деятельности по итогам целевой программы 2002г. «Развития форм общественного самоуправления в г. Томске».

В условиях политического и экономического кризиса существенно меняются функции по обеспечению жизнедеятельности города. Административные методы управления социально-экономическими процессами как основной инструмент распорядительной системы в условиях перехода к  рыночным отношениям оказываются неэффективными и ведут к тому, что структуры администрации не  в состоянии справиться со всем объемом функций, необходимых для жизнеобеспечения населения.

Одним из основополагающих принципов гражданского общества является принцип взаимодействия органов власти с «третьим сектором».

Под влиянием  внешних условий и необходимости борьбы за выживание население по собственной инициативе вынуждено брать на себя выполнение различных функций по своему жизнеобеспечению. В этом смысле высокая востребованность органов ТОС и ОО не случайна. «Третий сектор» выполняет очень важные социальные функции  в развитии и распространении таких ценностей, как индивидуальная  и групповая  свобода выбора, разнообразие, чувство общности, гражданская активность и ответственность. Уже не один год эти организации решают жизненно важные проблемы горожан: создание рабочих мест, оказание реальных социально-бытовых и жилищно-коммунальных услуг, благоустройство микрорайонов, экологии, работа с детьми и престарелыми, организация досуга населения, социальная защита нуждающихся.

Органы ТОС могут и должны участвовать  в процессе осуществления реформы ЖКХ.

Органы ТОС и ОО, работая непосредственно с людьми, наиболее эффективно реализуют инициативу населения, направляя ее  в социально-полезное русло. Они решают  социальные  проблемы  по месту жительства привлекая потенциала населения. Результатом этого процесса  становится  снижение социальной напряженности за счет упорядочения взаимоотношений населения с органами власти и управления, а также за счет адаптации структуры  потребностей индивида и семьи к новым условиям.

Своими каждодневными делами они показывают, что только они сами в итоге сделают то, в чем, прежде всего, нуждаются. И задача органов местного самоуправления - максимально использовать эту инициативу, богатейший ресурс творческих возможностей и взрастить действительно народное самоуправление. Более 200 ЖСК и ТСЖ сами обслуживают свои дома, обходясь без всякой опеки ЖЭУ уже 30 лет, затрачивая при этом средств в несколько раз меньше. Около  400 органов ТОС в г. Томске привлекают население к работам по благоустройству, озеленению территории, участвуют в формировании общественных органов правопорядка, организуют работу с детьми и пенсионерами по месту жительства, сохраняют в чистоте и порядке жилищный фонд с прилегающими территориями. Инициативы, реализуемые  по месту жительства, включают ранее не использованные резервы  соседского сообщества,  являющиеся  экономической основой деятельности органов ТОС и ОО, что приведет  к экономии бюджетных средств и  развитию инициативных групп, деятельность которых опирается в основном на собственные ресурсы.

Опыт показал, что результативность деятельности органов ТОС и ОО в значительной степени зависит от отношения к ним администрации города там, где выстраиваются взаимовыгодные партнерские отношения, улучшается  социальный климат, снижается количество жалоб и обращений граждан.

Самодеятельность населения, направленная на решение жизненно важных проблем нуждается в организационной и финансовой поддержке. На  сегодняшнем этапе целесообразно поддерживать не все возможные инициативы, а лишь антикризисные, которые с одной стороны, обеспечивают  насущные потребности населения, а с другой стороны, могут быть увязаны с программами ведомств и служб города.

С этой целью необходимо  в бюджетном финансировании предусмотреть инновационный  поток, направляемый не по линии ведомств, а через настоящую программу для выявления, подготовки и профессионализации людей, которые склонны и фактически занимаются организацией процессов проявления и поддержки общественных инициатив населения.

Структура и содержание настоящей целевой программы сформированы на основании имеющегося в г. Томске опыта деятельности органов ТОС и ОО, данных анкетирования и консультаций со специалистами. Программой предусмотрены мероприятия, касающиеся всех форм общественного самоуправления. На уровне департамента по вопросам местного самоуправления и международной деятельности осуществляется координация взаимодействия служб и ведомств администрации, органов ТОС и ОО. Средства городского бюджета, выделяемые на реализацию программы, используются как  стимулирующий, запускной фактор. С помощью минимальной  бюджетной поддержки предполагается привлечение и эффективное использование ресурсов территории и потенциала ОО и ОТОС в интересах решения  социальных проблем города.

Основные цели и задачи программы

Программа на 2003 год разработана с целями:

- формирования благоприятных условий для обеспечения прав жителей г. Томска на участие в городском самоуправлении и самоорганизацию по месту жительства;

- использования большого потенциала общественных организаций в условиях недостатка финансовых, людских и интеллектуальных ресурсов в бюджетных учреждениях.

Для достижения указанных целей программа предусматривает решение следующих основных задач:

- удовлетворение потребностей органов местного самоуправления в привлечении населения к работе по благоустройству и озеленению территории, организации правопорядка, работы с детьми и пенсионерами по месту жительства;

- активизация взаимодействия ОО и ОТОС с муниципальными социальными учреждениями города по работе с пожилыми людьми, инвалидами, с семьями и детьми по месту жительства;

- выявление, подбор и подготовка инициаторов, организаторов общественных инициатив, координация и обеспечение и их деятельности;

- организация деятельности ОО и ОТОС, направленной на удовлетворение потребностей населения;

- Совершенствование нормативно-правовой  и экономической  базы, создание  механизма регулирования самодеятельности населения по решению собственных и одновременно общественно значимых проблем.

Итоги развития форм общественного самоуправления в 2002году

На протяжении последних 6 лет заметно укрепилось сотрудничество органов власти с общественными организациями и органами территориального общественного самоуправления, составляющих третий сектор. За счет деятельности данного сектора население вовлекается в организацию и функционирование местной власти, в процесс социальных изменений, в разработку и реализацию программ социальных инноваций.

В г.Томске  начинает работать система взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями на основе механизма социального заказа, через целевые программы и наделение органов ТОС отдельными муниципальными полномочиями органами городского самоуправления.

Активное и плодотворное участие этих организаций в решении социально-экономических проблем на основе социального заказа и в рамках целевой программы 2002 года приносит свои плоды. Растет как перечень социальных услуг, предоставляемых НКО, так и их качество при снижении их себестоимости, что заметно экономит бюджетные средства.

В условиях пристального внимания местного сообщества к прозрачности бюджета очень важно привлечь НКО к реализации социальной политики, использовать их интеллектуальный, людской  потенциал и накопленные материальные ресурсы, их умение организовать грамотное информационное сопровождение социальных программ.

В общественной жизни нашего города за последние годы произошли большие изменения. В отношении двух секторов городского сообщества - муниципальной власти и негосударственных некоммерческих организаций - не только наметился, но и абсолютно ясно обозначился переход на новую ступень взаимодействия. В последние три года все более заметными становятся усилия городской администрации по вовлечению ОО в управление городом. Лидеров некоммерческих организаций (НКО) привлекают к разработке нормативно-правовых документов, проектов городских программ, актуальные социальные проблемы мэрия выносит на обсуждение общественности. Это положительные шаги, ведущие к социальному партнерству власти и организации третьего сектора.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»