___________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Томской области от 9.07.03 г. № 83-ОЗ
___________________________________________
_____________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными
Законом Томской области от 27.06.01г. № 77-ОЗ ("Официальные ведомости" № 35 (57) 16.07.01г.)
Законом Томской области от 10.04.01г. № 36-ОЗ ("Официальные ведомости, N 32, 17.04.2001г.)
_____________________________________________
Принят
решением
Государственной Думы
Томской области
от 23 марта 2000 года
N 477
Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны труда на территории Томской области на основе Конституции Российской Федерации, Кодекса законов о труде Российской Федерации, Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов об охране труда.
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон:
а) устанавливает систему органов управления охраной труда на территории области;
б) определяет полномочия и формы взаимодействия работников, работодателей, их объединений, органов государственной власти и местного самоуправления, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Статья 2. Законодательство Томской области об охране труда
В соответствии с Конституцией Российской Федерации правовое регулирование охраны труда в Томской области находится в совместном ведении Российской Федерации и Томской области.
Законодательство Томской области об охране труда состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним законов и других нормативных правовых актов Томской области.
В случае противоречия между настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Томской области, ухудшающими положение работников в области охраны труда, применяются нормы настоящего Закона.
Статья 3. Сфера действия Закона
Положения настоящего Закона действуют на всей территории Томской области и подлежат исполнению всеми государственными органами; органами местного самоуправления; работодателями; работниками, состоящими с работодателем в трудовых отношениях; членами кооперативов, участвующими в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии; индивидуальными предпринимателями; студентами и учащимися в период прохождения практики; военнослужащими, направленными на работу в организации; гражданами, отбывающими наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.
Статья 4. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда
Органы государственной власти области, органы местного самоуправления, работодатели, объединения работодателей, а также профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда проводят согласованные действия по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, предусмотренные Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", а также обеспечивают:
- разработку и финансирование программ (планов мероприятий) улучшения условий и охраны труда, способствующих созданию безопасных условий труда и предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- разработку и внедрение безопасной техники, технологии и средств защиты работников.
Статья 5. Полномочия Государственной Думы Томской области по обеспечению охраны труда
К ведению Государственной Думы Томской области относится:
а) принятие законов и иных нормативных правовых актов области, внесение в них изменений и дополнений, толкование их, осуществление контроля за их исполнением;
б) передача в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по управлению охраной труда;
в) утверждение размеров областного бюджетного финансирования мероприятий по охране труда, контроль за расходованием этих средств;
(Пункт г) исключен на основании Закона Томской области от 27.06.01г. № 77-ОЗ - см. предыдущую редакцию)
д) предоставление организациям льгот и преимуществ по налогообложению средств, направляемых на улучшение условий и охраны труда, из части, зачисляемой в областной бюджет;
е) осуществление иных полномочий в области охраны труда.
Статья 6. Полномочия Администрации Томской области по обеспечению охраны труда
К ведению Администрации Томской области относится:
а) реализация на территории области государственной политики в области охраны труда и контроль за исполнением законодательства об охране труда;
б) государственное управление охраной труда на территории области;
в) организация государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по охране труда в организациях;
г) создание в самостоятельных органах управления Администрации Томской области служб охраны труда, или введение должности специалиста по охране труда;
д) принятие нормативных правовых актов по вопросам охраны труда, организации управления охраной труда, внесение изменений и дополнений в них;
е) организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;
ж) разработка и реализация с участием органов местного самоуправления программ по улучшению условий и охраны труда в области;
з) осуществление иных полномочий в области охраны труда.
Статья 7. Координационный совет по проблемам охраны труда
Для реализации своих полномочий Администрация Томской области может создавать координационный совет по проблемам охраны труда, действующий на основе Положения.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в управлении охраной труда
Органы местного самоуправления принимают участие в управлении охраной труда в соответствии с действующим законодательством и уставами муниципальных образований.
Полномочиями органов местного самоуправления в сфере управления охраной труда являются:
- проведение анализа состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев и профессиональной заболеваемости;
- координация и методическое руководство работой по охране труда в организациях, предприятиях, учреждениях, расположенных на территории муниципального образования, независимо от организационно - правовых форм;
- участие в разработке и контроле за выполнением программ по улучшению условий и охраны труда;
- организация проверки знаний по охране труда среди руководителей и специалистов организаций муниципальной формы собственности;
- доведение нормативных правовых актов по охране труда или информации об их утверждении до работодателей и работников;
- информирование общественности через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о своей деятельности по разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Органам местного самоуправления в области охраны труда могут передаваться с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов следующие государственные полномочия:
- участие в расследовании причин несчастных случаев на территории муниципального образования в случаях, предусмотренных Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации;
- организация обследования организаций - лицензиатов, осуществляющих определенные виды деятельности;
- содействие организации работ по проведению аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда в организациях;
- изучение полноты и правильности предоставления работникам организаций компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;
- содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Органы местного самоуправления могут создавать органы по труду муниципальных образований, которые координируют свою работу с органом по труду Администрации Томской области.
Для реализации своих полномочий органы местного самоуправления могут создавать координационные комиссии по охране труда.
Статья 9. Право работника на охрану труда
Работник имеет право на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", а также:
- бесплатное квалифицированное обучение безопасным методам труда и систематическую аттестацию на производствах с повышенной опасностью или требующих профессионального отбора работников;
- изменение условий срочного трудового договора (контракта) при обнаружении признаков профессионального заболевания.
Статья 10. Гарантии права работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
Гарантии права работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", а также:
а) возможностью предусмотреть в трудовом договоре (контракте) его расторжение при установлении нарушений работодателем условий труда с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка;
б) обязанностью работодателя по заявлению работника, получившего инвалидность, трудоустроить его в организации, где работник получил инвалидность, при наличии вакансии по профессии, подходящей для трудовой деятельности инвалида в соответствии с медицинскими показаниями;
в) в случае обнаружения начальных признаков профессионального заболевания, возможностью предоставления работодателем при изменении условий трудового договора (контракта) другой работы либо переобучения с сохранением средней заработной платы на период переобучения;
г) выделением работодателем средств на переподготовку и квалифицированное обучение безопасным приемам работы.
Статья 11. Запрещение допуска к работе
Запрещается допуск к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной подготовки, специального допуска к работе на объектах с повышенной опасностью и не прошедших в установленном законодательством порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний по охране труда.
Должностные лица, в непосредственном подчинении которых находятся работники, не прошедшие обучение, аттестацию по правилам и нормам охраны труда могут быть отстранены от исполнения служебных обязанностей или привлечены к административной ответственности органом надзора в установленном порядке, равно, как и работники, не соблюдающие инструкции, положения и требования техники безопасности на рабочем месте.
Статья 12. Органы государственного управления охраной труда
Государственное управление охраной труда на территории Томской области осуществляется федеральными органами исполнительной власти, Администрацией Томской области, органом по труду и отраслевыми органами Администрации Томской области в пределах своих полномочий.
Статья 13. Управление охраной труда в организациях области
Управление охраной труда организации осуществляет работодатель, который при численности работников более 100 вводит должность специалиста по охране труда либо создает службу охраны труда, согласно нормативам, рекомендованным органом исполнительной власти по труду Российской Федерации. Служба охраны труда в организации подчиняется непосредственно работодателю, действует на основе типового положения и приравнивается к основным производственным службам. Работодатель обязан обеспечить материально - техническую базу служб охраны труда организации. Специалисты по охране труда должны иметь соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.