ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2012 года N 883-пП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Правительства Пензенской области
от 22.01.2013 N 18-пП, от 01.03.2013 N 107-пП,
от 03.04.2013 N 206-пП, от 29.05.2013 N 380-пП,
от 18.06.2013 N 421-пП, от 24.07.2013 N 532-пП,
от 27.08.2013 N 620-пП, от 30.08.2013 N 632-пП,
от 20.09.2013 N 693-пП, от 23.10.2013 N 788-пП,
от 24.10.2013 N 791-пП)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления
Правительства Пензенской области от 31.12.2013 N 1035-пП
____________________________________________________________________
В целях реализации государственной политики в области здравоохранения на территории Пензенской области и в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 09.03.2011 N 137-пП "О долгосрочных целевых программах Пензенской области" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие здравоохранения Пензенской области на 2013 - 2015 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 года и действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.
3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы здравоохранения.
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 27.08.2013 N 620-пП)
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Правительства Пензенской области
от 22.01.2013 N 18-пП, от 01.03.2013 N 107-пП,
от 03.04.2013 N 206-пП, от 29.05.2013 N 380-пП,
от 18.06.2013 N 421-пП, от 24.07.2013 N 532-пП,
от 27.08.2013 N 620-пП, от 30.08.2013 N 632-пП,
от 20.09.2013 N 693-пП, от 23.10.2013 N 788-пП,
от 24.10.2013 N 791-пП)
Наименование - Развитие здравоохранения Пензенской области на 2013
Программы - 2015 годы (далее - Программа)
Наименование и - Распоряжение Правительства Пензенской области от
номер правового 25.06.2012 N 346-рП "О разработке долгосрочных
акта о принятии целевых программ" (с последующими изменениями)
решения по
разработке
Программы
Государственный - Правительство Пензенской области
заказчик
Программы
Ответственный - Министерство здравоохранения Пензенской области
исполнитель
Программы
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 01.03.2013 N 107-пП)
Соисполнители - учреждения Пензенской области, функции и полномочия
Программы учредителя в отношении которых осуществляет
Министерство здравоохранения Пензенской области
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 01.03.2013 N 107-пП)
Цели и задачи - Цель:
Программы Совершенствование системы охраны здоровья граждан в
целях профилактики заболеваний, сохранения и
укрепления физического и психического здоровья
каждого человека, поддержания его долголетней
активной жизни, предоставления ему медицинской
помощи.
Задачи:
Задача 1.1. Развитие системы медицинской
профилактики неинфекционных заболеваний и
формирования здорового образа жизни, в том числе у
детей. Профилактика развития зависимостей, включая
сокращение потребления табака, алкоголя,
наркотических средств и психоактивных веществ, в том
числе у детей.
Задача 1.2. Профилактика инфекционных заболеваний,
включая иммунопрофилактику.
Задача 1.3. Профилактика ВИЧ, вирусных гепатитов
В и С.
Задача 1.4. Развитие первичной медико-санитарной
помощи, в том числе сельским жителям. Развитие
системы раннего выявления заболеваний,
патологических состояний и факторов риска их
развития, включая проведение медицинских осмотров и
диспансеризации населения, в том числе детей.
Задача 1.5. Совершенствование механизмов обеспечения
населения лекарственными препаратами, медицинскими
изделиями, специализированными продуктами лечебного
питания для детей в амбулаторных условиях.
Задача 2.1. Совершенствование системы оказания
медицинской помощи больным туберкулезом.
Задача 2.2. Совершенствование оказания медицинской
помощи лицам, инфицированным вирусом иммунодефицита
человека, гепатитами В и С.
Задача 2.3. Совершенствование системы оказания
медицинской помощи наркологическим больным.
Задача 2.4. Совершенствование системы оказания
медицинской помощи больным с психическими
расстройствами и расстройствами поведения.
Задача 2.5. Совершенствование системы оказания
медицинской помощи больным сосудистыми
заболеваниями.
Задача 2.6. Совершенствование системы оказания
медицинской помощи больным онкологическими
заболеваниями.
Задача 2.7. Совершенствование оказания скорой, в том
числе скорой специализированной, медицинской помощи,
медицинской эвакуации.
Задача 2.8. Совершенствование оказания медицинской
помощи пострадавшим при дорожно-транспортных
происшествиях.
Задача 2.9. Совершенствование системы оказания
медицинской помощи больным прочими (урологическими)
заболеваниями
Задача 2.10. Совершенствование высокотехнологичной
медицинской помощи, развитие новых эффективных
методов лечения.
Задача 2.11. Развитие службы крови.
Задача 2.12. Обеспечение оказания медицинской помощи
в условиях одноканального финансирования.
Задача 2.13. Мероприятия по обеспечению оказания
медицинской помощи
Задача 3.1. Развитие сети перинатальных центров.
Задача 3.2. Создание системы раннего выявления и
коррекции нарушений развития ребенка.
Задача 3.3. Выхаживание детей с экстремально низкой
массой тела.
Задача 3.4. Развитие специализированной медицинской
помощи детям.
Задача 3.5. Совершенствование методов профилактики
вертикальной передачи ВИЧ от матери к плоду.
Задача 3.6. Профилактика абортов. Развитие центров
медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации.
Задача 4.1. Развитие медицинской реабилитации, в том
числе для детей.
Задача 4.2. Развитие санаторно-курортного лечения, в
том числе для детей.
Задача 5.1. Оказание паллиативной помощи взрослым.
Задача 5.2. Оказание паллиативной помощи детям.
Задача 6.1. Прохождение профессионального обучения и
получение дополнительного профессионального
образования медицинскими и фармацевтическими
работниками
Задача 6.2. Повышение престижа медицинских
специальностей.
Задача 6.3. Социальная поддержка отдельных категорий
медицинских работников.
(в ред. Постановлений Правительства Пензенской области от 01.03.2013 N 107-пП,
от 23.10.2013 N 788-пП, от 24.10.2013 N 791-пП)
Сроки и этапы - 2013 - 2015 годы
реализации
Программы
(подпрограмм)
Перечень - "Профилактика заболеваний и формирование здорового
подпрограмм образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной
помощи";
"Совершенствование оказания специализированной,
включая высокотехнологичную, медицинской помощи,
скорой, в том числе скорой специализированной,
медицинской помощи, медицинской эвакуации";
"Охрана здоровья матери и ребенка";
"Развитие медицинской реабилитации и
санаторно-курортного лечения, в том числе для
детей";
"Оказание паллиативной помощи, в том числе детям";
"Кадровое обеспечение системы здравоохранения".
Объем и источники - Программа реализуется за счет средств бюджета
финансирования Пензенской области. Общий объем финансирования
(по годам) Программы составляет 1367565,4 тыс. рублей,
в том числе:
2013 год - 646008,4 тыс. рублей;
2014 год - 360778,5 тыс. рублей;
2015 год - 360778,5 тыс. рублей
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 23.10.2013 N 788-пП)
Целевые - смертность от всех причин;
показатели - материнская смертность;
- младенческая смертность;
- смертность от болезней системы кровообращения;
- смертность от дорожно-транспортных происшествий;
- смертность от новообразований (в том числе от
злокачественных);
- смертность от туберкулеза;
- потребление алкогольной продукции (в перерасчете
на абсолютный алкоголь);
- распространенность потребления табака среди
взрослого населения;
- распространенность потребления табака среди детей
и подростков;
- заболеваемость туберкулезом;
- обеспеченность врачами;
- соотношение врачей и среднего медицинского
персонала;
- соотношение заработной платы врачей и работников
медицинских организаций Пензенской области и
муниципальных образований, имеющих высшее
медицинское (фармацевтическое) или иное высшее
образование, к средней заработной плате по экономике
Пензенской области;
- соотношение заработной платы среднего медицинского
(фармацевтического) персонала медицинских
организаций Пензенской области и муниципальных
образований к средней заработной плате по экономике
Пензенской области;
- соотношение заработной платы младшего медицинского
персонала (персонала, обеспечивающего условия для
предоставления медицинских услуг) медицинских
организаций Пензенской области и муниципальных
образований к средней заработной плате по экономике
Пензенской области;
- ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
Реализация мероприятий "Концепции развития здравоохранения Пензенской области до 2020 года" утвержденной распоряжением Правительства Пензенской области от 29.04.2009 N 98-рП (с последующими изменениями), федеральных и областных целевых программ, приоритетного национального проекта "Здоровье", программы "Модернизации здравоохранения Пензенской области на 2011 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 05.03.2011 N 135-пП (с последующими изменениями), позволили создать комплексную систему охраны и укрепления здоровья населения и улучшить демографическую ситуацию в Пензенской области.
Постоянная численность населения Пензенской области на начало 2012 года составила 1376538 человек, из них 16% детей (226138). Возрастная структура населения характеризуется высоким удельным весом лиц старше трудоспособного возраста, который составляет 25%. Это самый высокий показатель в ПФО (21,8), (РФ - 21,6). Среди женского населения доля женщин фертильного возраста составляет 25,5%.
За последние 5 лет отмечаются положительные тенденции в демографической ситуации: рождаемость выросла на 23,8%, с 8,4 до 10,4 на 1000 населения, смертность населения уменьшилась на 6,8%, с 16,1 до 15,0 на 1000 населения, естественная убыль сократилась в 1,7 раза, с 7,7 до 4,6 на 1000 населения, т.е. в 2007 году численность населения сокращалась на 9 тыс. человек, в 2012 году - на 6,5 тыс. человек; отмечается рост ожидаемой продолжительности жизни при рождении с 65,5 лет в 2005 году до 70,0 в 2011 году, что выше, чем по РФ (69,9) и ПФО (69,6). Продолжительность предстоящей жизни мужчин выросла с 58,6 лет в 2005 году до 63,5 в 2011 году (РФ - 63,9), у женщин с 73,3 лет в 2005 году до 76,5 в 2011 году (РФ - 75,9). Что касается младенческой смертности, то за 5 лет она снизилась на 37% даже с учетом перехода с 2012 года на новые критерии живорождения (7,7 - по данным за 9 месяцев 2012, 12,2 - в 2007 году).
Достижение положительных показателей стало возможным благодаря реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" с 2006 года, программы "Модернизация здравоохранения Пензенской области на 2011 - 2012 годы" и областных целевых программ.
С 2006 года проводятся мероприятия по развитию первичной медицинской помощи и совершенствованию профилактики заболеваний.
С целью привлечения квалифицированных медицинских кадров в первичное звено здравоохранения более 3 тысяч медицинских работников получают дополнительные выплаты, что позволило увеличить заработную плату: участковых врачей - в 4 раза, участковых медсестер - в 3,8 раза, фельдшеров ФАП - в 2,8 раз, врачей скорой медицинской помощи - в 3,3 раза, фельдшеров СМП - в 3,4 раза и повысить укомплектованность врачами первичного звена с 74% до 85,4% и средним медицинским персоналом с 80% до 86,5%.
С целью повышения качества и доступности первичной медико-санитарной помощи населению в Пензенской области внедрен институт врача общей практики. Подготовлено 529 врачей общей практики, 33 врача проходят переподготовку в настоящее время. Количество врачей общей практики, работающих в системе здравоохранения, за 6 лет выросло в 16,3 раза (с 25 человек до 407).
К 2016 году планируется полностью перейти на оказание первичной медико-санитарной помощи врачами общей практики и довести их количество до 630.
В рамках проводимой дополнительной диспансеризации работающих граждан за 6 лет осмотрено более 276 тысяч работающих граждан. Установлено: практически здоровы - 25%; риски развития заболеваний выявлены у 28%; нуждались в обследовании и лечении 47%, под диспансерное наблюдение из них взяты 40%.