О внесении изменений в Закон Пензенской области "О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Пензенской обл. от 15.05.2019 N 3323-ЗПО, вступившего в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
30 мая 2012 года
Внести в Стратегию социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), утвержденную Законом Пензенской области от 4 сентября 2007 года N 1367-ЗПО (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, 2007, N 42 часть 2; 2009, N 16 часть 3; 2011, N 33, N 36 часть 1), следующие изменения:
1) в "Введение" после абзаца девятого дополнить абзацем следующего содержания:
"Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 165-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года").";
2) в разделе 1:
а) таблицу 2 изложить в следующей редакции:
"Таблица 2
Динамика основных показателей социально-экономического развития Пензенской области (2000-2008 годы)
Показатель | Ед. изм. | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
ВРП | % к пред. году | 106,2 | 105,3 | 101,9 | 104,8 | 105,7 | 100,7 | 108,0 | 116,2 | 107,7 | |
млн. руб. | 25 218,7 | 33 262,6 | 41 623,4 | 48 111,5 | 59 711,7 | 74 362,7 | 88 804,8 | 119 104,0 | 147 853,2 | ||
место в РФ | 52 | 50 | 50 | 53 | 51 | 51 | 52 | 49 | 49 | ||
Промышленное производство | % к пред. году | 101,8 | 106,6 | 100,3 | 117,4 | 105,2 | 105,9 | 115,0 | 106,4 | 110,2 | |
млн. руб. | 17 894,7 | 22 226,0 | 24 717,7 | 29 438,9 | 36 516,4 | 47 693,1 | 56 936,7 | 69 016,5 | 86 425,3 | ||
место в РФ | -* | 52 | 53 | 53 | 51 | ||||||
Сельское хозяйство | % к пред. году | 102,7 | 107,1 | 102,8 | 106,9 | 106,3 | 99,4 | 108,2 | 104,4 | 112,3 | |
млн. руб. | 7 642,3 | 10 032,3 | 11 546,1 | 11 493,7 | 14 331,4 | 15 715,7 | 17 876,6 | 22 275,8 | 29 505,8 | ||
место в РФ | 40 | 37 | 32 | 36 | 32 | 32 | 31 | 30 | 28 | ||
Инвестиции | % к пред. году | 113,8 | 130,2 | 98,4 | 110,9 | 113,2 | 122,7 | 143,4 | 143,4 | 97,4 | |
млн. руб. | 3 951,1 | 6 107,3 | 6 819,7 | 8 618,6 | 11 166,2 | 15 689,0 | 25 459,1 | 44 023,2 | 52 632,2 | ||
место в РФ | 57 | 53 | 54 | 57 | 55 | 51 | 44 | 41 | 45 | ||
Доходы населения | % к пред. году | 134,6 | 135,5 | 130,0 | 124,4 | 123,7 | 128,2 | 129,0 | 141,4 | 127,1 | |
руб. в мес. | 1 259,9 | 1 708,3 | 2 221,4 | 2 764,9 | 3 421,0 | 4 385,9 | 5 658,9 | 8 002,4 | 10 172,9 | ||
место в РФ | 66 | 63 | 66 | 68 | 66 | 67 | 68 | 54 | 57 | ||
Объем услуг | % к пред. году | 116,9 | 110,5 | 101,6 | 109,7 | 108,7 | 106,2 | 104,6 | 103,0 | 105,4 | |
млн. руб. | 2 941,0 | 4 440,6 | 5 743,2 | 7 833,2 | 10 097,5 | 13 032,6 | 16 099,6 | 19 517,7 | 23 627,0 | ||
место в РФ | 45 | 41 | 44 | 43 | 46 | 45 | 45 | 47 | 49 | ||
Доходы бюджета | % к пред. году | 163,6 | 148,6 | 119,5 | 121,7 | 114,0 | 139,1 | 141,1 | 120,9 | ||
млн. руб. | 3 518,4 | 5 757,8 | 8 557,9 | 10 230,7 | 12 454,4 | 14 200,8 | 19 758,0 | 27 879,6 | 33 706,1 | ||
место в РФ | 61 | 55 | 50 | 52 | 52 | 53 | 49 | 48 | 54 | ||
* В связи с переходом в 2004 году классификатора ОКОНХ на ОКВЭД данные в сопоставимой оценке Госкомстатом РФ не пересчитывались. | "; |
3) абзац пятый подраздела "Внутренние вызовы (региональные проблемы)" раздела 2 изложить в следующей редакции:
"- формирования на территории области зон с дефицитом трудовых ресурсов;";
4) в абзаце втором пункта 3.1 раздела 3:
первое предложение исключить;
цифры "3,2" заменить цифрами "2,8", цифры "2,3" заменить цифрами "2,2";
5) в разделе 4:
а) пункт 4.1 изложить в следующей редакции:
"4.1. Основные направления
Пензенская область не обладает стратегическими сырьевыми ресурсами, которые бы обеспечили относительно высокий уровень и динамику социально-экономического развития.
Эта группа ресурсов относится к так называемому "старому портфелю", к которому также следует отнести земельные ресурсы, трудовые ресурсы с квалификациями, характерными для индустриальной экономики, и унаследованные основные фонды.
В части последних Пензенская область обладает следующими ключевыми ресурсами, которые могут быть эффективно задействованы для реализации стратегии:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- трудовые ресурсы;
- лесные ресурсы;
- сырье для промышленности строительных материалов.
По мере исчерпания традиционных ресурсов на первый план выходят так называемые ресурсы "нового портфеля" - инновационные технологии и знания, современные ключевые компетенции и креативность, емкие и динамичные рынки, транспортная и телекоммуникационная инфраструктуры и прочее. Именно эти ресурсы способны обеспечить динамичное социально-экономическое развитие и вхождение территории в глобальную экономику, определить ее место и повысить роль в создании валового национального продукта.
В Пензенской области сложился научно-исследовательский, кадровый, образовательный и производственный потенциал для развития инновационных технологий.
На территории Пензенской области находятся 6 крупных отраслевых научно-исследовательских институтов.
Учеными крупных отраслевых научно-исследовательских институтов области реализуются проекты в области вычислительной и измерительной техники, автоматики, микроэлектроники, аппаратуры связи, лазерной техники, ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области атомной энергетики, авиастроения, космической и других отраслях науки.
Переход к инновационному развитию требует реализации комплексных, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим направлениям.
Первое направление - повышение благосостояния жителей региона и развитие человеческого потенциала:
- преодоление сложившихся негативных демографических тенденций, создание условий для роста численности населения, повышение уровня и качества жизни;
- повышение производительности труда и качества рабочей силы и, как следствие, рост заработной платы;
- создание эффективных механизмов конкуренции на региональном рынке труда;
- обеспечение доступности качественных услуг образования, здравоохранения и культуры;
- обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной среды обитания и эффективного жилищно-коммунального хозяйства;
- сохранение и умножение культурных и духовных ценностей народов, проживающих на территории Пензенской области;
- улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека;
- снижение уровня преступности;
- формирование высокой профессиональной культуры, мотивации к трудовой и предпринимательской деятельности;
- формирование высокой правовой культуры и гражданского самосознания.
Второе направление - создание инновационной инфраструктуры и институциональной среды, стимулирующей развитие инновационной деятельности и привлечение инвестиций в экономику региона:
- поддержка образования новых видов бизнеса, в том числе малого, и компаний, основывающихся на инновациях путем предоставления им налоговых и неналоговых льгот;
- защита прав собственности, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков;
- реализация перспективных инвестиционных проектов региона на принципах государственно-частного партнерства.
Третье направление - структурная перестройка экономики на основе инновационного технологического развития:
- повышение восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям;
- создание региональной инновационной системы, основанной на интеграции системы научных исследований и разработок и бизнес-среды;
- формирование центров региональной конкурентоспособности в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и "экономику знаний";
- внедрение готовых передовых технологий и разработок за счет приобретения лицензий у ведущих фирм-разработчиков с целью ускорения развития инновационной деятельности и опережающего развития экономики региона;
- содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики региона с использованием механизмов частно-государственного партнерства.
Четвертое направление - закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах:
- модернизация действующих промышленных предприятий на основе государственно-частного партнерства, согласованных действий властей и бизнеса в развитии действующих промышленных зон и общих инженерных инфраструктур. Будет повышена инвестиционная привлекательность традиционных мест размещения промышленных предприятий для внешних и местных инвесторов. Также будут определены территории, используемые в настоящее время неэффективно и подлежащие рекультивации и новому освоению с возможным изменением функционального назначения;
- развитие региональной кластерной инициативы, что предполагает изучение перспектив и механизмов формирования территориально-отраслевых кластеров в машиностроении, приборостроении, пищевой промышленности и агропромышленном комплексе, а также их расширения за счет привлечения внешних игроков; выявление внутриотраслевых и межотраслевых производственно-хозяйственных связей между основными участниками территориально-отраслевых кластеров с целью определения направлений их кооперации и за счет этого повышение конкурентоспособности всех участников кластера; создание и реализацию общекластерных проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства;
- расширение состава базовых отраслей за счет рационального, эффективного освоения природно-ресурсного потенциала;
- реализация аграрного потенциала в части развития производства экологически чистых продуктов, углубленной переработки сельскохозяйственной продукции, импортозамещения на внутреннем рынке продукции животноводства и растениеводства;
- создание сети агропромышленных кооперативов;
- формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала региона;
- расширение участия предприятий и организаций области в реализации национальных проектов, федеральных целевых программ, межрегиональных проектов.
Пятое направление - переход к новой модели пространственного развития региональной экономики:
- формирование "точек роста" социально-экономического развития, опирающихся на перспективное развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, размещение новых производств, создание сети территориально-отраслевых кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, повышающих экспортный потенциал промышленности региона;
- сокращение различий в уровне и качестве жизни на территории области;
- повышение эффективности управления на региональном и муниципальном уровнях, повышение комплексности и сбалансированности обязательств регионального и муниципального уровней власти и их финансовых возможностей.";