Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ЗАКОН

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 21 апреля 2010 года N 1889-ЗПО

Об утверждении Концепции демографической политики Пензенской области на период до 2025 года

(с изменениями на 5 ноября 2020 года)

(в ред. Законов Пензенской области от 18.10.2013 N 2450-ЗПО, от 28.11.2013 N 2473-ЗПО, от 21.02.2014 N 2520-ЗПО, от 16.06.2015 N 2747-ЗПО, от 05.11.2020 N 3573-ЗПО)



Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
15 апреля 2010 года


Статья 1


Утвердить прилагаемую Концепцию демографической политики Пензенской области на период до 2025 года.


Статья 2


1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.


2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:


1) Закон Пензенской области от 22 декабря 2005 года N 918-ЗПО "О Концепции демографического развития Пензенской области на период до 2010 года" (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, 2006, N 30 часть 1);


2) Закон Пензенской области от 10 октября 2007 года N 1389-ЗПО "О внесении изменений в Закон Пензенской области "О Концепции демографического развития Пензенской области на период до 2010 года" (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, 2007, N 43 часть 1).



Губернатор
Пензенской области
В.К.БОЧКАРЕВ


г. Пенза

21 апреля 2010 года

N 1889-ЗПО



Утверждена
Законом
Пензенской области
от 21 апреля 2010 г. N 1889-ЗПО


КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

(в ред. Законов Пензенской области от 18.10.2013 N 2450-ЗПО, от 28.11.2013 N 2473-ЗПО, от 21.02.2014 N 2520-ЗПО, от 16.06.2015 N 2747-ЗПО, от 05.11.2020 N 3573-ЗПО)


1. Общие положения


Концепция демографической политики Пензенской области на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему целей, задач, принципов и приоритетов в сфере государственного регулирования демографических процессов. Концепция выступает основой для разработки регулирующих мер, направленных на повышение рождаемости, оказание поддержки семье, охрану здоровья, увеличение продолжительности жизни, регулирование миграции и иных аспектов демографического развития, служит ориентиром для органов государственной власти и органов местного самоуправления Пензенской области, институтов гражданского общества и всех граждан, способствует объединению их усилий для решения проблем в данной сфере.


Настоящая Концепция разработана в соответствии с положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2035 года).


(в ред. Закона Пензенской области от 05.11.2020 N 3573-ЗПО)


2. Обоснование необходимости разработки Концепции демографической политики Пензенской области


Пензенская область - регион с демографической ситуацией, отражающей общие закономерности демографического развития России.


Численность постоянного населения области на начало 2010 года составляет 1373,2 тысячи человек или 0,97 процента от общей численности россиян.


Снижение численности населения наблюдается в регионе с 1991 года. За восемнадцать лет число жителей области сократилось на 195,7 тысячи человек (10,8 процента). Причиной снижения численности населения является его естественная убыль, не компенсируемая миграционным приростом. В ряде лет показатель миграционного прироста имел отрицательную величину. В период депопуляции ежегодно умирало около 25 тысяч человек, рождалось 10 - 12 тысяч человек, из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них - мужчины. Среди основных причин смерти в трудоспособном возрасте две трети в сумме составляют болезни системы кровообращения (32,3 процента) и внешние причины (31,3 процента).


Высокая смертность обусловлена не только отрицательным влиянием на здоровье населения таких факторов как загрязнение окружающей среды, низкий уровень жизни, вредные условия труда, но и отсутствием понимания важности своего собственного здоровья и здоровья своих детей, распространенностью алкоголизма и потребления табака или никотинсодержащей продукции, высоким уровнем заболеваемости населения.


(в ред. Закона Пензенской области от 05.11.2020 N 3573-ЗПО)


Начиная с 2002 года в регионе наблюдается рост рождаемости. В 2009 году отмечена рекордная динамика прироста рождаемости, родилось самое большое число детей за последние 15 лет - 14210 детей. Но для обеспечения простого воспроизводства населения такое число рождений детей по-прежнему недостаточно.


Изменение социальных ориентиров и нравственных ценностей, снижение инстинкта продолжения рода, ослабление института семьи привели к снижению количества браков и повышению количества разводов по отношению к показателям 1991 года, однако в последние 4 года количество браков увеличилось на 13 процентов с 6,9 на 1000 населения в 2005 году до 7,8 в 2009 году, но также увеличилось и количество разводов - на 29 процентов с 3,7 до 4,8 на 1000 населения, таким образом сохраняется соотношение брак/развод равное 1,8-1,6/1,0. В районах с небольшим числом населения и районах с преимущественно мусульманским населением браки более стабильны, и это соотношение растет в пользу браков 2,8/1,0.


Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Если в 1990 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 21,6 процента от всего населения, то на начало 2010 года - 24,8 процента. Средний возраст населения области на начало 2010 года - 41 год.


Средняя продолжительность жизни в Пензенской области в 2008 году составляла 68,7 лет (мужчины - 62,2 года, женщины - 75,4 года), увеличившись на три года по сравнению с показателем 2005 года, и превышает показатель по Приволжскому федеральному округу (67,6 года).


Для Пензенской области миграция не является фактором, сдерживающим темпы депопуляции. Если до 1994 года миграция многократно компенсировала естественную убыль, а в 1999 - 2002 годы миграционная убыль усугубляла естественную убыль населения, то в 2009 году миграционный прирост только на 2,5 процента обеспечил восполнение естественной убыли населения.


В миграционном обороте более 60 процентов занимает внутриобластная миграция, вследствие которой село теряет население в пользу города не только в численном, но и в качественном составе, так как наиболее высокой миграционной подвижностью обладает население именно в трудоспособном возрасте. Среди прибывших в 2006 - 2009 годах в Пензенскую область граждане трудоспособного возраста составляют около 70 процентов, среди выбывших - 74 процента, при этом доля лиц с высшим образованием в числе выбывших выше, чем в числе прибывших.


Законом Пензенской области от 22 декабря 2005 года N 918-ЗПО была утверждена Концепция демографического развития Пензенской области на период до 2010 года, включающая план мероприятий, направленных на повышение рождаемости и укрепление семьи, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни, оптимизацию миграционных процессов.


Результаты реализации Концепции демографического развития Пензенской области на период до 2010 года (2009 год в сравнении с 2005 годом):


рождаемость выросла на 24 процента и составила 10,3 на 1000 населения;


общий коэффициент смертности снизился на 13,2 процента и составил 15,8 на 1000 населения;


младенческая смертность в области снизилась в 2 раза и составила 6,1 промилле на 1000 родившихся живыми;


показатель материнской смертности также имеет положительную динамику по снижению. В 2005 году было зарегистрировано 8,5 случаев материнской смертности на 100000 родившихся детей, 2009 году таких случаев не было.


Таким образом, с началом реализации целенаправленной работы по улучшению демографии с 2005 года происходит снижение темпов убыли населения почти в 2 раза - с 14,7 тыс. человек в 2005 году до 8 тыс. человек в 2009 году. За 2009 год коэффициент естественной убыли населения - 5,5.


Тем не менее, развитие ситуации по прогнозу, основанному на текущей тенденции демографического развития (снижающая темпы, но продолжающаяся депопуляция, вследствие незначительного увеличения рождаемости и снижения смертности, небольшой рост продолжительности жизни), неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития региона, прежде всего на росте валового регионального продукта и достаточности трудовых ресурсов, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом повышения доли граждан пенсионного возраста.


В этой связи Концепция демографической политики Пензенской области на период до 2025 года с учетом государственных приоритетов и региональных особенностей ориентирована на конкретизацию задач, оптимизацию направлений и активизацию мероприятий в сфере здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, направлений по улучшению положения детей, женщин, семьи на территории Пензенской области.


3. Цель демографической политики Пензенской области на период до 2025 года


Целью демографической политики Пензенской области является стабилизация к 2025 году численности населения на уровне 1,31 млн. человек, повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения Пензенской области до 71 года.


Достижение поставленной цели демографической политики в значительной степени зависит от успешности решения широкого круга задач социально-экономического развития: обеспечения стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижения бедности и уменьшения дифференциации по доходам, наличия эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, рынка жилья, занятости и рынка труда), улучшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки.


4. Принципы, задачи и направления реализации региональной демографической политики


В основу демографической политики положены следующие принципы:


комплексность решения демографических задач: мероприятия в демографической сфере должны охватывать все направления (смертность, рождаемость, миграцию) в их взаимосвязи с учетом влияющих на них факторов;


своевременное реагирование на демографические тенденции текущего периода;


учет территориальных особенностей демографического развития;


взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления Пензенской области с институтами гражданского общества.


Основными задачами демографической политики Пензенской области на период до 2025 года являются:


снижение уровня смертности не менее чем на 30 процентов за счет сокращения смертности от внешних причин, прежде всего в трудоспособном возрасте;


снижение материнской и младенческой смертности до показателей, сопоставимых с развитыми странами, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;


сохранение и укрепление здоровья населения, существенное снижение заболеваемости социально значимыми болезнями, создание условий и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, поддержание продолжительности жизни на уровне среднероссийского показателя;


повышение уровня рождаемости (дальнейшее увеличение суммарного коэффициента рождаемости на 25 процентов по сравнению с 2008 годом);