Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 22 декабря 2005 года N 918-ЗПО


О Концепции демографического развития Пензенской области на период до 2010 года

(с изменениями на 10 октября 2007 года)
________________________________________________________________
Утратил силу с 5 мая 2010 года на основании
Закона Пензенской области от 21 апреля 2010 года N 1889-ЗПО
_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

     Документ с изменениями, внесенными:
     Законом Пензенской области от 10 октября 2007 года N 1389-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 37, 01.11.2007).
____________________________________________________________________


Принят
 Законодательным Собранием
 Пензенской области
 21 декабря 2005 года

Статья 1

Утвердить прилагаемую Концепцию демографического развития Пензенской области на период до 2010 года.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.



Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев

г. Пенза
22 декабря 2005 года
N 918-ЗПО

УТВЕРЖДЕНА
Законом Пензенской области
 от 22 декабря 2005 года N 918-ЗПО
(Приложение в редакции, введенной в действие
с 12 ноября 2007 года Законом Пензенской области
от 10 октября 2007 года N 1389-ЗПО, -
см. предыдущую редакцию)

КОНЦЕПЦИЯ
демографического развития Пензенской области на период до 2010 года


I. Современная демографическая ситуация в Пензенской области.

II. Цели и задачи демографического развития.

2.1. Приоритеты демографического развития в области повышения рождаемости и укрепления семьи.

2.2. Приоритеты демографического развития в области снижения смертности и роста продолжительности жизни населения.

2.3. Приоритеты демографического развития в области оптимизации миграционных процессов.

III. Механизмы и этапы реализации Концепции.

IV. Оценка эффективности реализации Концепции.

V. План реализации Концепции демографического развития Пензенской области на период до 2010 года.

Концепция демографического развития Пензенской области на период до 2010 года (далее - Концепция) определяет основные приоритеты и направления региональной демографической политики.

Концепция разработана на основе Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р.

Концепция должна служить ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления Пензенской области при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического развития.

I. Современная демографическая ситуация в Пензенской области


Демографическая ситуация, сложившаяся в Пензенской области с 1991 года, свидетельствует о нарастающей естественной убыли населения (с -0,7 до -9,5).

Прогрессирование естественной убыли населения возникло за счет значительного роста показателя смертности. За 45 лет данный показатель вырос на 47,5 процента, с 1999 года - на 10,1 процента. Рост рождаемости и снижение младенческой смертности не могут компенсировать существующий показатель смертности, который составил в 2004 году 1798,8 на 100000 человек населения.

Смертность в сельской местности превышает подобный показатель в городской местности на 28,2 процента. В структуре общей смертности 63 процента приходится на сердечно-сосудистую патологию. Показатель смертности от сердечно-сосудистых заболеваний превышает показатель России на 18,2 процента.

В последние 15 лет значительно снизилась профилактическая и оздоровительная работа, забыты принципы всеобщей диспансеризации населения.

Из числа умерших люди трудоспособного возраста составляют 26,5 процента. Доля мужчин составляет среди умерших в трудоспособном возрасте 81,4 процента в городской местности и 82,9 процента в сельской местности. В городской местности в целом умирает и мужчин и женщин больше, чем в сельской местности (на 4 процента и 1,5 процента соответственно).

Среди населения трудоспособного возраста распределение умерших по основным причинам смерти выглядит следующим образом: на первом месте (40,8 процента) смертность от несчастных случаев, отравлений и травм, на втором (27,9 процента) от болезней системы кровообращения и на третьем (12,4 процента) от новообразований.

В течение года от социально-обусловленных причин - несчастных случаев, травм, отравлений - область теряет около 4,0 тыс. человек. Удельный вес умерших от этих причин в общей численности умерших составляет 14,9 процента. В основном это мужчины трудоспособного возраста (около 81,7 процента).

Показатель младенческой смертности в Пензенской области в 2004 году снизился с 15,2 до 12,7 на 1000. В структуре младенческой смертности ведущими причинами остаются состояния, возникающие в перинатальном периоде - 56,9 процента. На втором месте врожденные аномалии развития - 31,4 процента. Соотношение мертворождаемости и ранней неонатальной смертности в области 1,0 к 1,2, что свидетельствует о необходимости освоения высокотехнологичных методов диагностики и лечения при оказании помощи в акушерстве и неонатологии, развития и расширения в Пензенской областной детской клинической больнице им. Н.Ф. Филатова реаниматологической службы.

Коэффициент рождаемости, начиная с 1999 года, вырос на 16,3 процента (с 7,2 до 8,6 на 1000 человек населения), но отстает от показателя по России на 18,9 процента. Суммарный коэффициент рождаемости в течение последних 10 лет находился в Пензенской области в пределах 1,1, в то время как для восстановления численности населения необходим суммарный коэффициент рождаемости не ниже 2,1, а для обеспечения прироста населения более 2,3. При этом чистый коэффициент воспроизводства, характеризующий степень замещения поколения женщин их дочерьми при длительном сохранении существующих уровней рождаемости и смертности, составляет в Пензенской области менее 0,5, что подтверждает крайне неблагоприятную ситуацию.

Уровень рождаемости определяется возрастом вступления в брак, прочностью и типом союза. Самый эффективный детородный период падает на возраст от 18-20 до 30 лет. Около 50 процентов женщин в этой возрастной группе не состоят в браке 10-12 лет. В ряде развитых капиталистических стран рождаемость при этом компенсируется за счет гражданских браков. В России к гражданскому браку последние 15 лет относятся вполне лояльно, но по-прежнему рождение ребенка в таком браке остается проблемой. В Пензенской области каждый четвертый ребенок рожден одинокой матерью. При согласии отца иметь ребенка, беременность, как правило, переводит гражданский брак в официальный.

Изменение социальных ориентиров и нравственных ценностей, снижение инстинкта продолжения рода, ослабление института семьи привели к снижению количества браков и повышению количества разводов. Соотношение брак/развод в области равно 1,5/1,0. В районах с меньшим числом населения и районах с преимущественно мусульманским населением браки более стабильны и это соотношение растет в пользу браков 2,9/1,0.

При прочих равных условиях улучшение нравственно-эмоционального состояния общества приведет к улучшению демографической ситуации. Кроме того, динамика рождаемости предопределена тенденциями, сформировавшимися в течение прошлого столетия. Поколение конца 1950-х годов было ориентировано на однодетные и двухдетные семьи. В 50-е годы в России только около 20 процентов женщин имели трех детей.

Значительно снизился суммарный коэффициент первых рождений. В 1970 году он был равен 1,0, в 1990 году - 0,7, что на 12,5 процента ниже, чем в США и Северной Европе. Суммарный коэффициент вторых рождений в России в настоящий момент на 43 процента ниже, чем в США, а третьих рождений - в 5 раз ниже.

При существующей ситуации восстановить численность населения можно только при возрождении семейных ценностей.

II. Цели и задачи демографического развития


Сложившаяся демографическая ситуация в Пензенской области не связана непосредственно и исключительно с экономическими трудностями переходного периода.

В сложившихся условиях необходимо принять меры, направленные на исправление демографической ситуации с использованием всех резервов и возможностей управленческого, научного и финансового характера.

Основной целью демографического развития в Пензенской области является стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. Концепция ориентирована на долгосрочный период, что обусловлено инертностью демографических процессов и долгосрочностью достижения ожидаемых результатов.

На основе анализа современной демографической ситуации, определения перспектив и последствий демографического развития Пензенской области в качестве основных направлений демографического развития выделены повышение рождаемости и укрепление семьи, снижение смертности и рост продолжительности жизни, оптимизация миграционных процессов.

Среди основных направлений демографической политики в Пензенской области приоритетным является повышение рождаемости, так как при ее уровне ниже рубежа простого воспроизводства населения никакая, даже самая низкая смертность не обеспечит прекращение убыли населения и стабилизацию его численности.

В то же время снижение смертности и повышение продолжительности жизни может существенно затормозить сокращение численности населения. Оптимизация миграционных процессов, увеличение миграционного прироста населения не могут рассматриваться как панацея в решении проблем демографической динамики. Но в условиях существенной естественной убыли населения миграционная политика может способствовать сокращению масштабов убыли населения Пензенской области, омоложению его возрастного состава.


2.1. Приоритеты демографического развития в области повышения рождаемости и укрепления семьи


Цель - повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (2,10-2,15 рожденных детей в среднем на одну женщину или 2,4-2,5 рожденных детей в среднем на одну супружескую пару), и сокращение числа разводов до уровня 20-25 на 100 браков.


     Задачи:


1) переход к господству социальной нормы - 3-4 ребенка в семье;

2) повышение престижа благополучной семьи;

3) реальное повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей;

4) формирование гражданской, подлинно патриотической позиции в отношении необходимости повышения рождаемости;

5) создание для семей, в том числе семей военнослужащих, ушедших в отставку, условий жизнедеятельности, обеспечивающих возможность воспитания в них нескольких детей;

6) создание для женщин возможности (в отношении доходов, пенсии, общественного мнения и др.) выбора между работой дома и работой вне дома;

7) повышение ценности семьи и брака, значимости семейных ценностей, традиций; формирование ориентации на вступление в брак и его регистрацию.


     Первоочередные меры:


1) разработка стратегии и осуществление семейной политики, ориентированной не только на социальную помощь семьям с детьми, но и на содействие в формировании и реализации внутреннего потенциала семей, способных успешно выполнять свои основные функции;

2) усиление комплексной социальной поддержки молодых семей: улучшение их жилищных условий, помощь им в приобретении и строительстве жилья, развитие системы льготного кредитования семей при покупке и строительстве жилья, приобретении предметов длительного пользования; развитие негосударственных услуг в сфере дошкольного воспитания и образования; подготовка детей и молодежи к семейной жизни; развитие инфраструктуры семейного досуга и отдыха и др.;

3) содействие доступности рынка жилья, прежде всего для многодетных семей, в том числе введение дополнительных гарантий в решении жилищных проблем;

4) обеспечение трудящимся, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей путем предоставления дополнительных форм поддержки;

5) дальнейшее развитие системы социального обслуживания семей с детьми: расширение сети, объема и совершенствование качества услуг (психологических, медицинских, педагогических, юридических);

6) активизация начатой работы по созданию социальной рекламы, направленной на пропаганду семейного образа жизни, семейных ценностей и положительного опыта жизнедеятельности благополучных семей с несколькими детьми;

7) сохранение и укрепление репродуктивного здоровья мужчин и женщин: развитие службы планирования семьи и формирование благоприятных личностных установок и общественного мнения в отношении обращения в нее; содействие семьям, желающим иметь детей, но не имеющим такой возможности из-за бесплодия или проблем невынашивания ребенка; создание специализированной службы детских урологов-андрологов;

8) усиление взаимодействия с религиозными организациями в направлении духовного и нравственного просвещения населения (прежде всего молодежи и женщин), формирования репродуктивной ориентации и укрепления семьи, предупреждения абортов.


2.2. Приоритеты демографического развития в области снижения смертности и роста продолжительности жизни населения


Цель - повышение средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни до 70 лет у мужчин и 80 лет у женщин.

Задачи:

1) развитие ответственного отношения людей к здоровью, повышение престижа здорового человека, пропаганда здорового образа жизни семьи;

2) формирование здорового образа жизни мужчин, в том числе через повышение культуры потребления алкоголя, преодоление низкой обращаемости за медицинской помощью при "незначительном" недомогании и других;

3) продолжение снижения младенческой смертности;

4) снижение смертности трудоспособного населения.

Первоочередные меры:

1) разработка и распространение информационных, коммуникативных и образовательных программ, печатных и электронных материалов, социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни с учетом специфики различных половозрастных и профессиональных групп населения;

2) дальнейшее развитие системы профилактики и службы диагностики заболеваний системы кровообращения;

3) развитие системы ранней диагностики злокачественных новообразований;

4) совершенствование системы профилактики смертности населения от внешних причин (несчастных случаев, травм и отравлений), в первую очередь, по обучению методам и приемам оказания первой медицинской помощи при неотложных мерах в трудовых коллективах, учебных заведениях;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»