ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2009 года N 798-пП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ, ОТБЫВШИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ" НА 2010 - 2013 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области
от 20.01.2010 N 28-пП)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2011 года на основании Постановления
Правительства Пензенской области от 31.12.2010 N 894-пП
____________________________________________________________________
В соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области от 28.02.2008 N 135-пП "Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Пензенской области, их формирования и реализации, подготовки материалов по федеральным целевым программам, в реализации которых участвует Правительство Пензенской области, а также проведения оценки эффективности их реализации" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Пензенской области "Социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы" на 2010 - 2013 годы (далее - Программа).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Пензенской области учитывать положения Программы при разработке муниципальных целевых программ, направленных на реабилитацию лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
3. Опубликовать настоящее Постановление в газете "Пензенские губернские ведомости".
4. Настоящая Программа вступает в силу с 1 января 2010 года и действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего и контролирующего вопросы здравоохранения и социальной защиты населения.
Исполняющий обязанности
Губернатора Пензенской области
О.К.АТЮКОВА
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ, ОТБЫВШИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ" НА 2010 - 2013 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области
от 20.01.2010 N 28-пП)
Наименование - долгосрочная целевая программа Пензенской
Программы области "Социальная реабилитация лиц, отбывших
наказание в виде лишения свободы" на 2010 -
2013 годы (далее - Программа)
Дата принятия решения о - распоряжение Правительства Пензенской области
разработке Программы, от 12.08.2009 N 250-рП "О разработке
дата ее одобрения долгосрочных целевых программ"
(наименование и номер
соответствующего
правового акта)
Государственный - Правительство Пензенской области
заказчик Программы
Основные разработчики - Министерство здравоохранения и социального
развития Пензенской области;
Министерство образования Пензенской области;
Правительство Пензенской области в лице
Управления Правительства Пензенской области по
профилактике правонарушений и взаимодействию с
правоохранительными органами во взаимодействии
с:
Управлением внутренних дел по Пензенской
области (по согласованию);
Управлением Федеральной службы исполнения
наказаний России по Пензенской области
(по согласованию);
Управлением государственной службы занятости
населения Пензенской области;
Управление Федеральной миграционной службы
России по Пензенской области (по согласованию)
Цели и задачи - цель Программы:
Программы, важнейшие социальное оздоровление общества посредством
целевые показатели создания системы социальной реабилитации и
адаптации в обществе лиц, отбывших наказание в
виде лишения свободы.
Задачи Программы:
профилактика заболеваний социального характера;
сокращение уровня рецидивной преступности
до 21,1%;
подготовка осужденных к освобождению
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 20.01.2010 N 28-пП)
Сроки и этапы - 2010 - 2013 годы
реализации Программы
Перечень основных - мероприятия по совершенствованию нормативной
мероприятий правовой базы по вопросу социальной
реабилитации лиц, отбывших наказание в виде
лишения свободы;
- мероприятия по социальной реабилитации лиц,
отбывших наказание в виде лишения свободы;
- информационное, научно-методическое и
организационное обеспечение реализации
мероприятий по социальной реабилитации лиц,
отбывших наказание в виде лишения свободы
Исполнители основных - Министерство здравоохранения и социального
мероприятий развития Пензенской области;
Министерство образования Пензенской области;
Министерство культуры и архива Пензенской
области;
Правительство Пензенской области в лице
Управления Правительства Пензенской области по
профилактике правонарушений и взаимодействию с
правоохранительными органами
Объем и источники - общий объем необходимых финансовых средств для
финансирования реализации Программы из бюджета Пензенской
области - 8893,1 тыс. рублей, в том числе:
2010 год - 2089,8 тыс. рублей;
2011 год - 2123,35 тыс. рублей;
2012 год - 2259,275 тыс. рублей;
2013 год - 2420,675 тыс. рублей
Ожидаемые конечные - обеспечение трудовой занятости 50% лиц,
результаты реализации отбывших наказание в виде лишения свободы,
Программы обратившихся в учреждения службы занятости
населения и учреждения социального
обслуживания;
содействие в восстановлении социального статуса
лицам, отбывшим наказание в виде лишения
свободы;
увеличение на 10% объемов предоставления
специализированной медицинской помощи лицам,
отбывающим наказание в виде лишения свободы
Система организации - контроль за исполнением Программы осуществляет
контроля за исполнением Правительство Пензенской области, контроль за
Программы целевым использованием бюджетных средств
осуществляется Министерством финансов
Пензенской области, Управлением экономики,
инновационной и научно-технической политики
Пензенской области
Подготовка и реализация мероприятий Программы вызвана тем, что современная ситуация в Пензенской области характеризуется необходимостью совершенствования системы мер, направленных на социальную реабилитацию лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, и на создание условий для их успешной адаптации в обществе после освобождения.
В настоящее время в области функционирует 7 исправительных учреждений системы Управления Федеральной службы исполнения наказаний России, общая численность осужденных по состоянию на 01.04.2009 составляет 8725 человек, более 500 человек ожидают суда в следственных изоляторах Пензенской области. Ежегодно более 2 тысяч осужденных освобождаются из мест лишения свободы.
В 2008 году по отбытии срока наказания в Пензенской области освобожден 2141 человек. Условно досрочно освобождено 388 человек. Из общего числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, 1682 человека после освобождения из мест лишения свободы пребывают на территории г. Пензы и Пензенской области.
Как правило, лица данной категории имеют недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья, склонность к нарушению трудовой дисциплины. Поэтому они менее востребованы работодателями, чаще подвержены риску увольнения и дискриминации при приеме на работу. В связи с этим одним из основных направлений социальной помощи данной категории лиц должно быть оказание им содействия в трудоустройстве. У большинства из них наблюдается значительная психологическая деформация, искажена система ценностей. Отсутствие нормативной базы, регулирующей вопросы оказания помощи гражданам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, негативно влияет на криминальную ситуацию среди данной категории лиц. Так, уровень рецидивной преступности на территории Пензенской области на протяжении последних лет имеет тенденцию к увеличению (2007 г. - 21,8%, 2008 г. - 22,1%, 1 квартал 2009 г. - 23,6%). При этом уровень рецидивной преступности в течение первого года после освобождения составляет 12 - 14%. Это свидетельствует о наличии определенных проблем в регионе в вопросе социальной реабилитации и адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
Освобождаемые из мест лишения свободы граждане представляют особую социально-демографическую группу населения, состоящую преимущественно из мужчин трудоспособного возраста и подростков. Основную часть, 80% освобождающихся, составляют лица трудоспособного возраста от 18 лет до 60 лет. При этом 47% освобождающихся находятся в наиболее активном трудоспособном возрасте от 29 лет до 45 лет, в возрасте для продолжения образования и труда от 18 лет до 29 лет - 33% освобождающихся. В связи с этим вовлечение лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в общественно полезную деятельность, приносящую им доход как источник существования, является первостепенной задачей их социальной адаптации к нормальной жизни. Состояние рынка труда Пензенской области неоднозначно для трудоустройства лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы. Они менее конкурентоспособны вследствие более низкого образовательного уровня по сравнению с другими безработными. Освобождающийся из мест лишения свободы человек, попадая в общество, где фактически отсутствовал в течение срока заключения, сталкивается с трудностями при попытке включения в полноценную жизнедеятельность общества. Все эти трудности обусловлены утратой многих социальных навыков за время изоляции от общества.
Удельный вес освобождаемых с высшим и средним профессиональным образованием (10%) в 4,6 раза уступает образовательному уровню безработных на рынке труда Пензенской области (46%). По неполному среднему образованию картина обратная: число их среди освобождаемых в 2,4 раза превышает численность среди безработных (число безработных граждан, имеющих основное общее образование (9 классов) составляет 6% от общего количества безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения. К тому же среди освобождаемых 4 процента составляют лица с начальным образованием. Таким образом, среди освобождаемых лица с неполным средним и начальным образованием составляют около 24 процентов. Данные об образовательном уровне освобожденных говорят о том, что они, как правило, могут претендовать на рынок низкоквалифицированного, низкооплачиваемого труда. При этом в исправительных учреждениях содержится 1242 человека (14%), вообще не имеющих специальности.
Неразрывно с этим связан и другой блок проблем, касающийся профессионально-трудовой адаптации. Учитывая возрастной состав освобождающихся - молодежь в возрасте до 29 лет составляет 33%, - вовлечение их в систему профессионального обучения является важнейшим направлением их социальной реабилитации и конкурентоспособности на рынке труда. Существующий спрос на текущем рынке труда характеризуется преимущественной потребностью в рабочих специальностях, которыми зачастую владеют лица, освобожденные из мест лишения свободы, но имеющийся уровень квалификации не позволяет претендовать на их замещение. Отсюда следует, что в целях повышения конкурентоспособности освобожденных на рынке труда необходимо повышать их квалификационный уровень по рабочим специальностям в процессе профессионального обучения осужденных непосредственно в уголовно-исполнительной системе. В связи с этим повышение конкурентоспособности лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, на рынке труда в значительной степени связано с повышением их образовательного статуса через систему образования. Существующая база профессиональных училищ, функционирующих при исправительных учреждениях, не позволяет в полной мере и с должной эффективностью осуществлять этот процесс. Устаревшее оборудование не позволяет обучать осужденных специальностям, конкурентным на рынке труда области. Отсутствие достаточных объемов производства не позволяет привлечь к труду максимальное количество осужденных. В результате этого меньшему количеству осужденных удается привить и закрепить необходимые профессиональные навыки, которые могли бы им пригодиться в период реабилитации и адаптации после освобождения. Так, к оплачиваемому труду привлечено только 18,5% осужденных. В связи с этим актуальными являются мероприятия, направленные на предоставление предприятиям Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пензенской области региональных заказов на производство и поставку изделий легкой, деревообрабатывающей и металлообрабатывающей промышленности для нужд организаций здравоохранения, образования, социальной защиты Пензенской области и оснащение учебно-методических комплексов профессиональных училищ N 118 и N 119 необходимым для предоставления и развития трудовых навыков оборудованием.
Анализ сложившейся обстановки показывает, что меры по реабилитации и адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, являются недостаточными, так как решают вопросы сравнительно небольшого числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Существующая нормативно-правовая база Российской Федерации и Пензенской области не позволяет в полной мере решать вопросы социальной защиты и реализовывать гражданские права этой категории населения. Отсутствует нормативно закрепленный механизм по взаимодействию органов службы занятости населения, внутренних дел, органов местного самоуправления по подготовке осужденных к освобождению, по предварительному решению вопросов их трудового и бытового устройства. Об этом свидетельствует то, что по запросам администраций исправительных учреждений ответы о проведенной работе приходят только на 22% запросов из органов местного самоуправления, на 52% - из органов службы занятости населения, на 33% - из органов внутренних дел.
Из-за нерешения этих вопросов лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы, прибывая на место жительства, оказываются наедине со своими проблемами и велика вероятность возвращения некоторых из них в криминальную среду. В связи с изложенным необходимо разработать и утвердить нормативным правовым актом Пензенской области алгоритм межведомственного взаимодействия при предварительном решении вопросов трудового и бытового устройства осужденных, готовящихся к освобождению.
В исправительных учреждениях создаются условия для получения осужденными высшего образования по дистанционной технологии. В настоящее время обучается пока 36 осужденных в исправительных учреждениях N 5 и N 8.
Из общего числа осужденных, находящихся в исправительных учреждениях области, порядка 1000 человек больны туберкулезом, из них болеют активной формой 63%, ВИЧ-инфицированных - свыше 200 человек, наркозависимых - более 500 человек, имеющих психические отклонения - порядка 1700 человек.
Некоторые пребывающие для проживания на территорию г. Пензы и области лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы, не имеют определенного места жительства. Им предоставляется временное проживание в государственном учреждении "Пензенский дом ночного пребывания". Ежегодно временный приют в учреждении предоставляется 300 лицам без определенного места жительства, 50 из которых - лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы. Однако в штате данного учреждения отсутствует ставка психолога, не выделяются в должном объеме денежные средства на организацию питания лиц, которым предоставляется временный приют в Пензенском доме ночного пребывания.
Мероприятия Программы предусматривают создание социальной инфраструктуры, обеспечивающей разрешение социальных проблем лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, способствуют сокращению сроков их реабилитации и адаптации в обществе.
Основной целью Программы является социальное оздоровление общества посредством создания системы социальной реабилитации и адаптации в обществе лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, профилактика заболеваний социального характера, снижение уровня рецидивной преступности, подготовка осужденных к освобождению.
В результате реализации программных мероприятий:
- сократится уровень рецидивной преступности до 21,1%;
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 20.01.2010 N 28-пП)
- будут созданы необходимые условия для обеспечения трудовой занятости 50% лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и обратившихся в службы занятости населения и учреждения социального обслуживания;
- повысится уровень профессионального обучения лиц, отбывающих и отбывших наказание в виде лишения свободы;
- совершенствуется механизм своевременного выявления и оказания необходимой медицинской помощи, увеличивается на 10% объем предоставления специализированной медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, больным онкологическими заболеваниями, туберкулезом, иными социально опасными заболеваниями.
Сроки реализации Программы - 2010 - 2013 годы.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области.
Программой предусмотрено осуществление мероприятий: