ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2009 года N 30-пП
О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации" на 2009-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 20.10.2008 N 691-пП
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Пензенской обл. от 27.03.2009 N 220-пП.
____________________________________________________________________
Руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области
постановляет:
1. Внести изменения в долгосрочную целевую программу "Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации" на 2009-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 20.10.2008 N 691-пП, утвердив ее в новой редакции согласно приложению.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Пензенской области от 26.12.2008 N 927-пП "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации" на 2009-2012 годы.
3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области Е.А. Столярову.
Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Пензенской области
от 22 января 2009 года N 30-пП
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации" на 2009-2012 годы
ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы "Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации" на 2009-2012 годы
Наименование Программы | - | Долгосрочная целевая программа "Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации" на 2009-2012 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | Распоряжение Правительства Пензенской области от 09.10.2008 N 305-рП "О разработке долгосрочных целевых программ" (с последующими изменениями) |
Государственный заказчик - координатор | - | Управление государственной службы занятости населения Пензенской области |
Заказчики программы | - | Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, Министерство образования Пензенской области, Министерство государственного имущества Пензенской области, Управление промышленности, транспорта и энергетики Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Министерство сельского хозяйства Пензенской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, Департамент градостроительства Пензенской области, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области, Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской области |
Основные разработчики программы | - | Управление государственной службы занятости населения Пензенской области |
Цели и задачи Программы | - | Цели Программы: - оказание содействия полноценному и осознанному процессу переселения в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом; - улучшение демографической ситуации в Пензенской области и снижение темпов уменьшения численности населения; - привлечение дополнительных трудовых ресурсов в сельскохозяйственные районы области. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих основных задач: 1. Разработка механизмов организации процесса переселения в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом, их обустройства, обеспечения жильем, адаптации на территориях вселения. 2. Формирование информационной среды, стимулирование осознанного выбора соотечественниками места будущего проживания с учетом возможностей переселенцев, а также потребностей и возможностей области и муниципальных образований. 3. Формирование системы мониторинга за ходом переселения и обеспечение государственного и общественного контроля за процессом переселения, соблюдением прав переселенцев, выполнением ими взятых на себя обязательств и обязательств Пензенской области |
Исполнители основных мероприятий программы | - | Управление государственной службы занятости населения Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, Министерство образования Пензенской области, Министерство государственного имущества Пензенской области, Управление промышленности, транспорта и энергетики Правительства Пензенской области, Министерство сельского хозяйства Пензенской области, Департамент градостроительства Пензенской области, Управление внутренней политики Правительства Пензенской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, Управление по взаимодействию с органами местного самоуправления Правительства Пензенской области, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области, Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской области, Управление федеральной миграционной службы по Пензенской области (по согласованию), ГУ - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области (по согласованию), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области (по согласованию), Управление внутренних дел по Пензенской области (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования Программы | - | 1. Средства бюджета Пензенской области: - 10000,0 тыс. руб., на строительство в 2009 г. индивидуальных жилых домов в Нижнеломовском и Камешкирском районах в рамках долгосрочной целевой программы "О жилищном обустройстве в Пензенской области соотечественников, переселившихся в Российскую Федерацию" на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 24.11.2008 N 821-пП. 2. Средства бюджетов муниципальных образований территорий вселения формируются самостоятельно. 3. Привлекаемые средства иных источников в рамках реализации инвестиционных проектов, собственные средства участников Программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | Реализация Программы позволит стабилизировать демографическую ситуацию в области, а также восполнить миграционные потери, наибольшую убыль от которых несут сельскохозяйственные районы области. В результате реализации Программы Пензенская область примет: в 2009 году - 987 соотечественников; в 2010 году - 1110 соотечественников; в 2011 году - 1183 соотечественника; в 2012 году - 1361 соотечественника; итого - 4641 человек |
Организация контроля за исполнением Программы | - | Контроль за реализацией Программы осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Пензенской области - Управление государственной службы занятости населения Пензенской области с последующей подготовкой ежеквартальной и годовой отчетности о ходе реализации утвержденной Программы |
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость разработки и реализации региональной программы Пензенской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на территорию Пензенской области обусловлена сложной демографической ситуацией в регионе, которая в целом характеризуется отрицательной динамикой численности постоянного населения, в том числе находящегося в трудоспособном возрасте. На протяжении последних 10 лет в области наблюдается устойчивый процесс депопуляции. Ежегодно численность населения области сокращается в среднем на 12,0 тыс. человек.
На изменение численности населения и его возрастно-половую структуру оказывают влияние три основных фактора: рождаемость, смертность и миграция.
Низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности, наблюдаемые в области в последние годы, обуславливают естественную убыль населения как в городской, так и в сельской местности. В 2007 году уровень смертности превысил уровень рождаемости в 1,7 раза, в том числе в городской местности - в 1,5 раза, в сельской - более чем в 1,9 раза.
Негативные демографические процессы привели к изменению возрастной структуры населения, характеризующейся сокращением численности доли детей и подростков в общей численности населения. Численность лиц пенсионного возраста в области превышает численность детей в 1,7 раза.
Число убывающих из Пензенской области превышает число прибывающих. Таким образом, естественная убыль населения области не восполняется механическим притоком из других регионов страны.
Демографическая ситуация в области негативно сказывается на трудовом потенциале. Несмотря на наличие официально зарегистрированных безработных, область нуждается в самых разнообразных кадрах: от высококвалифицированных специалистов и управленцев до работников неквалифицированного труда. Кроме того, нехватка трудовых ресурсов будет ощущаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в результате реализации инвестиционных проектов на территории области.
В конкуренции за рабочую силу у Пензенской области изначально оказываются более слабые позиции по сравнению с Москвой, Московской, Самарской, Нижегородской областями и рядом других областей: меньший уровень оплаты труда, меньшие возможности приобрести современные ключевые квалификации, престижную работу.
Наибольшую убыль от миграции несут сельскохозяйственные районы области. В то время, как миграция из городов частично восполняется внутриобластной миграцией населения из районов, потери самих районов ничем не компенсируются. Возможности привлечения трудовых ресурсов из других регионов Российской Федерации на сегодняшний день крайне ограничены в силу аналогичных социально-демографических причин.
Таким образом, приобретает особую актуальность вопрос о привлечении в экономику области иностранной рабочей силы, прежде всего, из числа соотечественников, проживающих за рубежом, в большинстве своем воспитанных в традициях уважения к российской государственности, владеющих русским языком и не желающих терять связь с Россией. Эти лица обладают наибольшими возможностями по адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.
Долгосрочная целевая программа "Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации" на 2009-2012 годы позволит способствовать решению стратегических задач социально-экономического развития Пензенской области, а также дополнить систему мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции.
I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
1. Социально-экономическое положение Пензенской области и перспективы его развития
1.1. Общая характеристика территории вселения
Пензенская область расположена в Среднем Поволжье, на западном склоне Приволжской возвышенности, в пределах умеренного географического пояса, на границе лесной и степной зон. Пензенская область входит в состав Приволжского федерального округа. На севере граничит с Рязанской областью и Республикой Мордовия, на востоке - с Ульяновской областью, на юге - с Саратовской областью и на западе - с Тамбовской областью.
С севера на юг область простирается на 204 км, с запада на восток - на 330 км. Территория имеет равнинный, слегка всхолмленный рельеф, расчлененный густой сетью балок и оврагов, сложный и многообразный ландшафт, сравнительно развитую речную сеть с живописным пойменным строением, большое разнообразие почво-грунтов, животного и растительного мира.
Климат умеренно-континентальный, с нарастанием континентальности с запада на восток. Преобладающими воздушными потоками являются атлантические и северные, а также сибирские антициклоны. Среднее годовое количество осадков колеблется от 550 до 650 мм, из них от 240 до 300 мм приходится на теплый период года. В отдельные годы лето бывает очень жарким, с явлением засухи.
Основные типы почв - черноземные и близкие к ним (75,5%), серые лесные (17,3%) и пойменные (5,6%).
По территории области протекает много больших и малых рек, которые относятся к бассейнам рек Волги и Дона. Основные реки - Сура, Мокша и Хопер, имеющие около 300 притоков.
Общая площадь области - 43,3 тыс. кв. км: 22,5% - леса (в их структуре 31% занимают хвойные породы, 22% - твердолиственные, 47% - мягколиственные), 70% - сельскохозяйственные угодья, 1% - водные ресурсы, 2,1% - дороги, 0,3% - заболоченные участки, 4,1% - прочие земли.
По составу населения область многонациональна. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года:
- русские - 86,4%;
- мордва - 4,9%;
- татары - 6,0%;
- другие национальности - 2,7%.
Административно-территориальное деление области:
- 27 районов (Башмаковский, Бековский, Белинский, Бессоновский, Вадинский, Городищенский, Земетчинский, Иссинский, Каменский, Камешкирский, Колышлейский, Кузнецкий, Лопатинский, Лунинский, Малосердобинский, Мокшанский, Наровчатский, Неверкинский, Нижнеломовский, Никольский, Пачелмский, Пензенский, Сердобский, Сосновоборский, Спасский, Тамалинский, Шемышейский);
- 4 городских района (Железнодорожный, Ленинский, Октябрьский, Первомайский);
- 3 города областного значения (Пенза, Кузнецк, Заречный);
- 8 городов районного значения (Белинский, Городище, Каменка, Сердобск, Спасск, Сурск, Нижний Ломов, Никольск);
- 16 поселков городского типа;
- 376 сельсоветов.
Областной центр - г. Пенза, с населением 522,9 тыс. человек.
Пензенская область в настоящее время представляет собой промышленно-аграрный район страны.
Промышленность области представлена следующими отраслями:
- электроэнергетика;
- топливная;
- черная металлургия;
- химическая и нефтехимическая;
- машиностроение и металлообработка;
- лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная;
- строительных материалов;
- стекольная и фарфорово-фаянсовая;
- легкая;
- пищевая;
- мукомольно-крупяная и комбикормовая.
Область является зоной интенсивного ведения сельскохозяйственного производства, представленного следующими отраслями:
- животноводство;
- растениеводство.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 3048 тыс. га, или 70,3% территории области, в т.ч. пашни - 2373 тыс. га (51,6%).
По территории области проходят железнодорожные магистрали, связывающие ее с Москвой, южными и восточными районами России, ближним зарубежьем.
Автодороги федерального значения:
- Москва - Челябинск ("Урал" М-5);
- Нижний Новгород - Самара (1Р 158).