ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2008 года N 744-пП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Правительства Пензенской области
от 24.11.2008 N 831-пП, от 20.01.2009 N 27-пП,
от 09.04.2009 N 272-пП, от 15.05.2009 N 388-пП,
от 09.06.2009 N 470-пП, от 12.08.2009 N 650-пП,
от 10.12.2009 N 971-пП, от 25.12.2009 N 1025-пП,
от 15.06.2010 N 347-пП, от 30.07.2010 N 435-пП,
от 01.10.2010 N 599-пП, от 03.11.2010 N 695-пП,
от 24.12.2010 N 857-пП, от 05.03.2011 N 132-пП,
от 23.03.2011 N 164-пП, от 24.08.2011 N 572-пП,
от 20.10.2011 N 738-пП, от 11.11.2011 N 788-пП,
от 22.12.2011 N 970-пП, от 09.02.2012 N 77-пП,
от 21.03.2012 N 190-пП, от 07.06.2012 N 427-пП,
от 11.07.2012 N 507-пП, от 09.08.2012 N 578-пП,
от 07.09.2012 N 649-пП, от 17.10.2012 N 730-пП,
от 09.11.2012 N 799-пП, от 21.11.2012 N 839-пП)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2013 года на основании Постановления
Правительства Пензенской области от 29.12.2012 N 983-пП
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 09.03.2011 N 137-пП "О долгосрочных целевых программах Пензенской области" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области
постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 24.08.2011 N 572-пП)
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Комплексные меры по реализации демографической политики на территории Пензенской области на 2009 - 2013 годы" (далее - Программа).
(в ред. Постановлений Правительства Пензенской области от 10.12.2009 N 971-пП, от 03.11.2010 N 695-пП)
2. Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области (А.В. Никишин) обеспечить координацию работы заинтересованных ведомств и организаций по выполнению мероприятий Программы.
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 15.05.2009 N 388-пП)
3. Настоящее Постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
4. Постановление вступает в силу с 1 января 2009 года и действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы здравоохранения.
(п. 5 в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 24.08.2011 N 572-пП)
Исполняющий обязанности
Губернатора Пензенской области
А.И.ЧЕРНИЦОВ
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Правительства Пензенской области
от 24.08.2011 N 572-пП, от 20.10.2011 N 738-пП,
от 11.11.2011 N 788-пП, от 22.12.2011 N 970-пП,
от 09.02.2012 N 77-пП, от 21.03.2012 N 190-пП,
от 07.06.2012 N 427-пП, от 11.07.2012 N 507-пП,
от 09.08.2012 N 578-пП, от 07.09.2012 N 649-пП,
от 17.10.2012 N 730-пП, от 09.11.2012 N 799-пП,
от 21.11.2012 N 839-пП)
Наименование - "Комплексные меры по реализации демографической
Программы политики на территории Пензенской области на
2009 - 2013 годы" (далее - Программа)
Наименование и номер - распоряжение Правительства Пензенской области
правового акта от 09.10.2008 N 305-рП "О разработке
о принятии решения долгосрочных целевых программ"
по разработке Программы (с последующими изменениями)
Государственный - Правительство Пензенской области
заказчик Программы
Ответственный - Министерство здравоохранения и социального
исполнитель Программы развития Пензенской области
Соисполнители Программы - Министерство образования Пензенской области,
- Управление ЗАГС Пензенской области
- учреждения Пензенской области, функции и
полномочия учредителя в отношении которых
осуществляет Министерство здравоохранения
и социального развития Пензенской области
Цели и задачи - Цель:
Программы - Стабилизация и рост численности населения,
повышение качества и увеличение
продолжительности жизни граждан
Задачи:
- Укрепление института семьи и оказание
поддержки родителям, создавшим замещающие
семьи;
- Улучшение системы родовспоможения и
медицинской помощи женщинам во время
беременности и родов;
- Снижение смертности и проведение мер по
профилактике заболеваний, определяющих высокий
уровень смертности;
- Просвещение населения по вопросам
демографической, семейной и молодежной
политики и здорового образа жизни;
- Формирование благоприятных условий для
профессиональной деятельности медицинских
работников
Сроки и этапы - 2009 - 2013 годы
реализации Программы
(подпрограмм)
Перечень - Подпрограммы не предусмотрены
подпрограмм
Объемы и источники - Объем финансирования Программы составляет
финансирования 1822781,3 тыс. рублей, в том числе:
(по годам) - 2009 год - 667079,53 тыс. рублей,
- 2010 год - 816023,82 тыс. рублей,
- 2011 год - 92929,85 тыс. рублей,
- 2012 год - 132276,6 тыс. рублей;
- 2013 год - 114471,5 тыс. рублей.
Объем выделенных субсидий из федерального бюджета
составляет 906030,03 тыс. рублей, в том числе:
- 2009 год - 453871,63 тыс. рублей;
- 2010 год - 433968,70 тыс. рублей;
- 2011 год - 2177,00 тыс. рублей;
- 2012 год - 16012,7 тыс. рублей.
Объем финансирования из бюджета Пензенской
области составляет 916751,27 тыс. рублей,
в том числе:
- 2009 год - 213207,90 тыс. рублей;
- 2010 год - 382055,12 тыс. рублей;
- 2011 год - 90752,85 тыс. рублей;
- 2012 год - 116263,9 тыс. рублей;
- 2013 год - 114471,5 тыс. рублей
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 17.10.2012 N 730-пП)
Целевые показатели - перинатальная смертность на 8,5 - 1000
родившихся живыми;
- снижение доли врожденных аномалий в структуре
младенческой смертности на 1,5% в год;
- снижение доли наследственных заболеваний в
структуре младенческой смертности на 0,5%
в год;
- смертность трудоспособного населения от
злокачественных новообразований - 95,85 на 100
тыс. трудоспособного населения;
- число мужчин, прошедших скрининговое
обследование на определение уровня простат-
специфического антигена - 124100 человек;
- смертность от злокачественных новообразований
в течение года после установления диагноза -
28,2%;
- смертность трудоспособного населения от
болезней системы кровообращения - 193,5 на 100
тыс. трудоспособного населения;
- доля пациентов 3-й и выше групп риска
развития заболеваний системы кровообращения,
прошедших дополнительные функциональные
обследования (нагрузочные тесты, лекарственные
пробы) для выявления ишемической болезни
сердца - 85%;
- соответствие объемов и сроков проведения
целевой диспансеризации детей и подростков
утвержденным стандартам - 100%;
- смертность населения трудоспособного возраста
от травм - 125,0 на 100 тыс. населения;
- доля выездов бригад специализированной
медицинской помощи отделения плановой и
экстренной консультативной медицинской помощи
по срокам исполнения в первый час при
возникновении ЧС - 96,3%;
- доля граждан, мотивированных на ведение
здорового образа жизни, из числа охваченных
коммуникационной кампанией - 32%;
- смертность от отравления алкоголем - 25,1
на 100 тыс. населения;
- доля курящих среди населения - 31,9%.
Демографическая ситуация, сложившаяся в Пензенской области, близка к среднестатистической по стране.
Сохраняется естественная убыль населения, что является результатом совокупного действия низкой рождаемости, высокой смертности и неблагоприятной возрастной структуры.
Характер рождаемости в области определяется массовым распространением малодетности (1 - 2 ребенка), откладыванием по времени рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости. Современные параметры рождаемости в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем по Пензенской области в 2008 году на одну женщину детородного возраста приходилось 1,35 рождения (по Приволжскому федеральному округу - 1,47), увеличившись за последние пять лет на 19,3%, при 2,15 рождений, необходимых для простого воспроизводства населения.
Показатель рождаемости по Пензенской области имеет тенденции к росту: с 7,5 на 1000 населения в 2000 году до 10,2% в 2008, в то же время, остается ниже показателя ПФО (11,8%). На территории Пензенской области можно выделить ряд наиболее неблагоприятных по величине показателя муниципальных образований: Земетчинский (7,7%), Неверкинский (9,0%), Нижнеломовский и Никольский (по 9,1%) районы.
Ухудшение духовно-нравственных устоев в обществе - одна из главных проблем семейно-демографической политики. Не удается в полной мере сформировать у населения позитивного отношения к семье. И хотя число зарегистрированных браков в 2008 году составило 10998, за последние 5 лет этот показатель мало изменился, в то время как число разводов составило 7279 актов и за 5 лет увеличилось на 39,1%. Таким образом, две трети браков заканчивается разводами. Общий по области коэффициент разводимости составил 5,3. Наибольший коэффициент разводимости сложился в Каменском (7,9%), Башмаковском (6,6%), Бековском (6,2%), Пензенском (5,8%) районах. Проблемным остается такое явление, как семья с незарегистрированным браком.
Естественная убыль городского населения наблюдается с 1992 года, среди сельского - с 1979 года. За период с 2000 по 2008 годы общее население Пензенской области сократилось на 104,3 тысячи человек, или на 7,03% (в ПФО - на 4,3%). Высокий показатель естественной убыли населения в 2008 году зарегистрирован в Мокшанском (-13,3%), Лунинском (-13,3%), Земетчинском (-12,2%), Шемышейском (-11,8%), Бековском (-11,3%), Камешкирском и Вадинском (по - 11,2%) районах. Пензенская область так же, как и Россия в целом, переживает репродуктивный кризис: во всех районах области смертность населения превысила рождаемость, в 2008 году число умерших по области (22547 человек) превысило число родившихся (14141 человек) в 1,6 раза.
Среди причин смерти самый высокий показатель составляют болезни системы кровообращения (64,4% от всех умерших). Основными причинами смерти населения трудоспособного возраста являются несчастные случаи, отравления, травмы, от них в 2008 году в области погибло 1740 человек (32% от всех умерших в этой возрастной группе).
Остаются проблемы занятости населения, неудовлетворительного состояния здоровья женщин и детей, асоциального поведения среди детей и подростков и ухудшения репродуктивного здоровья, обеспечения детей в возрасте от 1 года до 6 лет дошкольным образованием (охват детей составляет 61%).
Около 2000 молодых семей нуждаются в улучшении жилищных условий.
Острой проблемой остается распространение социально обусловленных заболеваний - туберкулеза, вирусных гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции, алкоголизма.
Согласно долгосрочному демографическому прогнозу Федеральной службы государственной статистики, даже если ситуация в Пензенской области в ближайшие годы будет развиваться по "оптимистическому" сценарию социально-экономического развития региона, произойдет повышение уровня жизни людей, будет грамотно проведена социально-демографическая политика, то замещение поколений будет происходить только на 70-75%. Прогнозная численность населения Пензенской области к началу 2026 года составит 1203,4 тыс. человек (снизится на 13,8% от уровня 2007 года), произойдут изменения половозрастной структуры населения: увеличится диспропорция полов (к началу 2026 года число лиц женского пола превысит число лиц мужского пола на 24,5%, на 01.01.2009 - на 20,3%), уменьшится доля детей, а доля пожилых людей наоборот возрастет (к началу 2026 года доля людей старше трудоспособного возраста превысит долю молодежи трудоспособного возраста в 2,0 раза (на 01.01.2008 данное соотношение составило 1,74 раза).
Целью Программы является стабилизация и рост численности населения, повышение качества и увеличение продолжительности жизни граждан. Для достижения указанной цели должны быть решены задачи:
1. Укрепление института семьи и оказание поддержки родителям, создавшим замещающие семьи.
Для решения поставленной задачи программой предусмотрены следующие мероприятия:
- развитие сети организаций по консультативной и психологической поддержке семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- проведение мероприятий, направленных на популяризацию ценности семьи, с целью формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющей нескольких детей или принимающей на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Улучшение системы родовспоможения и медицинской помощи женщинам во время беременности и родов.
Решение поставленной задачи предполагает в рамках программы использование современных перинатальных технологий - приобретение диагностических тест-систем для определения внутриутробных пороков развития плода на ранних сроках беременности и лекарственных препаратов для выхаживания недоношенных детей. Это позволит обеспечить доступной и качественной медицинской помощью женщин в период беременности и родов, их новорожденных детей, снизить риск неблагоприятных исходов беременности и родов.