ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2008 года N 733-пП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РЕКОНСТРУКЦИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2012 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Правительства Пензенской области
от 24.11.2008 N 806-пП, от 27.01.2009 N 52-пП,
от 17.04.2009 N 296-пП, от 18.08.2009 N 663-пП,
от 30.10.2009 N 846-пП, от 27.05.2010 N 316-пП,
от 22.07.2010 N 417-пП)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2011 года на основании Постановления
Правительства Пензенской области от 29.10.2010 N 680-пП
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности решения отдельных социально-экономических проблем, в соответствии с федеральными законами от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с последующими изменениями), от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Пензенской области от 28.02.2008 N 135-пП "Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Пензенской области, их формирования и реализации, подготовки материалов по федеральным целевым программам, в реализации которых участвует Правительство Пензенской области, а также проведения оценки эффективности их реализации" (с последующими изменениями), принимая во внимание заявки органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области по участию в софинансировании долгосрочной целевой программы "Реконструкция и строительство очистных сооружений в населенных пунктах Пензенской области на 2009 - 2012 годы", руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области
постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 27.05.2010 N 316-пП)
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Реконструкция и строительство очистных сооружений в населенных пунктах Пензенской области на 2009 - 2012 годы".
2. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований Пензенской области при разработке проектов местных бюджетов на соответствующие годы предусматривать выделение средств на реализацию своей части долгосрочной целевой программы "Реконструкция и строительство очистных сооружений в населенных пунктах Пензенской области на 2009 - 2012 годы" на условиях софинансирования.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2009 и применяется в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 27.05.2010 N 316-пП)
4. Настоящее Постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства - начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, координирующего и контролирующего вопросы жилищно-коммунального хозяйства.
(п. 5 в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 18.08.2009 N 663-пП)
Губернатор
Пензенской области
В.К.БОЧКАРЕВ
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РЕКОНСТРУКЦИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2012 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Правительства Пензенской области
от 24.11.2008 N 806-пП, от 27.01.2009 N 52-пП,
от 17.04.2009 N 296-пП, от 18.08.2009 N 663-пП,
от 30.10.2009 N 846-пП, от 27.05.2010 N 316-пП,
от 22.07.2010 N 417-пП)
Наименование Программы - долгосрочная целевая программа
"Реконструкция и строительство очистных
сооружений в населенных пунктах Пензенской
области на 2009 - 2012 годы" (далее -
Программа)
Дата принятия решения о - распоряжение Правительства Пензенской
разработке Программы, дата области от 6 октября 2008 года N 300-рП
ее одобрения (наименование "О разработке долгосрочных целевых
и номер соответствующего программ" (с последующими изменениями)
правового акта)
Исключена. - Постановление Правительства Пензенской области
от 27.01.2009 N 52-пП
Государственный заказчик - Правительство Пензенской области
Программы
Основной разработчик - Управление жилищно-коммунального хозяйства
Программы Пензенской области
Цели и задачи Программы, - повышение эффективности, устойчивости и
важнейшие целевые показатели надежности работы очистных сооружений,
обеспечение санитарного благополучия,
промышленной и экологической безопасности,
улучшение качества очистки сточных вод,
обеспечение финансового оздоровления
жилищно-коммунальных предприятий, условий
для снижения издержек и повышения качества
предоставления жилищно-коммунальных услуг,
бюджетной поддержки модернизации жилищно-
коммунального комплекса Пензенской области
2009 - 2012 годы
Сроки и этапы реализации - 2009 - 2012 годы
Программы (подпрограмм)
Перечень подпрограмм и - строительство и реконструкция очистных
основных мероприятий сооружений канализации, строительство,
реконструкция и техническое перевооружение
насосных станций канализации
Исполнители - Управление жилищно-коммунального хозяйства
подпрограмм и Пензенской области, государственное учреждение
основных мероприятий Пензенской области "Модернизация жилищно-
коммунальных систем", органы местного
самоуправления муниципальных образований
Пензенской области при наличии утвержденных
муниципальных программ реконструкции и
строительства очистных сооружений в населенных
пунктах
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 17.04.2009 N 296-пП)
Объемы и источники - общий объем финансирования (в ценах 2008
финансирования Программы года) составляет - 42900,00 тыс. руб.,
в том числе:
бюджет Пензенской области, всего - 30000,0
тыс. руб.
в 2009 году - -,
в 2010 году - 10000,00 тыс. руб.,
в 2011 году - 10000,00 тыс. руб.,
в 2012 году - 10000,00 тыс. руб.
На условиях софинансирования из бюджетов
муниципальных образований Пензенской
области за счет средств, предусмотренных
на реализацию программных мероприятий.
Бюджеты муниципальных образований
Пензенской области, всего - 12900,00 тыс.
руб.
в 2009 году - -,
в 2010 году - 4300,00 тыс. руб.,
в 2011 году - 4300,00 тыс. руб.,
в 2012 году - 4300,00 тыс. руб.
(в ред. Постановлений Правительства Пензенской области от 18.08.2009 N 663-пП,
от 30.10.2009 N 846-пП)
Ожидаемые конечные - в результате реализации Программы будет
результаты реализации обеспечено повышение эффективности,
Программы качества жилищно-коммунального
обслуживания, надежность работы инженерных
систем жизнеобеспечения, комфортность и
безопасность проживания населения,
снизится сброс неочищенных сточных вод в
водоемы Пензенской области
Система организации - контроль за исполнением Программы осуществляет
контроля за Управление жилищно-коммунального хозяйства
исполнением Пензенской области, Правительство Пензенской
Программы области, Министерство финансов Пензенской
области, Управление экономики, инновационной и
научно-технической политики Пензенской области
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 17.04.2009 N 296-пП)
На протяжении многих лет в р. Суре отмечаются превышения предельно-допустимых концентраций по железу общему, взвешенным веществам, фенолам в 1,5 - 2,5 раза. Превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в р. Суре происходит в связи с неэффективной работой очистных сооружений на ряде промышленных предприятий, а также в связи с отсутствием городских очистных сооружений ливневой канализации.
Основными источниками поступления сточных вод в р. Суру и Сурское водохранилище являются: общегородские очистные сооружения г. Кузнецка мощностью 50 тыс. куб. м/сут.; общегородские очистные сооружения г. Пензы мощностью 300 тыс. куб. м/сут.; ПО "Старт" г. Заречного мощностью 50 тыс. куб. м/сут.; МПО ЖКХ с. Бессоновка мощностью 700 куб. м/сут.; ЗАО "Сурскэнерго" Городищенского района мощностью 15 тыс. куб. м/сут.; ГУП ЖКХ п. Сосновоборск мощностью 3,3 тыс. куб. м/сут., фактически 165 куб. м/сут.; ОАО "Пензаспиртпром" Александровский спиртзавод N 37, сброс сточных вод в 2004 г. - 515,1 тыс. куб. м. Также имеется 17 водовыпусков ливневых сточных вод в р. Суру и ее притоки с территории г. Пензы. Сброс ливневых стоков осуществляется без очистки.
Наибольший объем сточных вод приходится на р. Суру. В саму реку и ее притоки сбрасывают стоки 66 предприятий, причем самый напряженный участок - от плотины Сурского водохранилища до с. Бессоновка, куда поступают стоки 36 предприятий, из которых только 18 имеют очистные сооружения. Объем стоков на этом участке составляет 94,5% общего объема по области и 91,5% загрязненных стоков.
Наиболее крупными водопользователями являются ООО "Горводоканал" г. Пензы (106,6 млн. куб. м/год), ОАО "Пензенская генерирующая компания" (ТЭЦ) (146,4 млн. куб. м/год), ФГУП "ПО "Старт" (10,7 млн. куб. м/год), ОАО "Маяк (4,0 млн. куб. м/год). Их суммарное водоотведение составляет 99,5% от водоотведения всех предприятий, сбрасывающих сточные воды в водотоки бассейна р. Суры на участке от плотины Сурского водохранилища до с. Бессоновка.
Проблема загрязнения поверхностных вод в области стоит очень остро, поскольку водоснабжение двух крупных городов области - Пензы и Заречного, а также р.п. Колышлей осуществляется из открытых источников.
Общая мощность очистных сооружений перед выпуском в водоемы составляет 197,7 млн. куб. м/год, что достаточно для очистки практически всех загрязненных стоков. Однако эффективно работают только очистные сооружения физико-химической очистки на ОАО "Пензенская генерирующая компания", где нормативно очищается всего 628,6 тыс. куб. м/год, или 0,6% от общего объема загрязненных стоков.
Основными причинами ненормативной очистки являются: неудовлетворительная эксплуатация, несоблюдение технологии очистки, неравномерная подача сточных вод, несоответствие качества подаваемых сточных вод технологии очистки, а также имеющиеся строительные недоделки. На ряде промышленных предприятий крупных городов области и особенно областного центра отсутствуют локальные очистные сооружения, что существенно влияет на параметры эффективности работы биологических очистных сооружений.
Промышленными предприятиями производится бесконтрольный сброс в канализационные сети сточных вод со значительными превышениями ПДК по содержанию загрязняющих веществ, что нарушает работу очистных сооружений.
На территории г. Пензы и области расположено большое количество машино- и приборостроительных предприятий, одним из наиболее распространенных процессов на которых является гальваническое производство. Это гг. Пенза, Каменка, Сердобск, Никольск, Нижний Ломов, Кузнецк, Белинский, р.п. Земетчино, с. Наровчат, р.п. Колышлей, с. Бессоновка. В г. Пензе очистные сооружения имеются на ОАО "Пензадизельмаш" и ФГУП "ПО "Старт" в г. Заречном, однако очистка не эффективна на обоих предприятиях, а ФГУП "ПО "Старт" 0,5 млн. куб. м/год сбрасывает без очистки, остальные предприятия сбрасывают свои стоки в горканализацию.
В других населенных пунктах очистные сооружения имеются только на электромеханическом заводе в г. Нижнем Ломове (ФХОС), но очистка неэффективная. Остальные предприятия сбрасывают стоки в канализационные сети населенных пунктов.
Гальванотехника - одно из производств, серьезно влияющих на загрязнение окружающей среды, в частности, ионами тяжелых металлов, наиболее опасных для биосферы. Кроме непосредственного токсического воздействия на живые и растительные организмы, тяжелые металлы имеют тенденцию накапливаться в пищевых цепочках, что усиливает их опасность для человека.
В гальванотехнике теряется в расчете на 1 кв. м покрытия от 0,2 до 27 металлов, многие из которых к тому же являются дефицитными во всем мире. Потери металла с промывными водами соизмеримы с расходом металла на покрытие, а в случае использования хрома превышают его в 5 - 8 раз.
Поэтому вопрос состава гальваностоков на сегодняшний день является особенно актуальным как с экологической, так и с экономической точки зрения.
Помимо прочего, эти производства выбрасывают большое количество токсичных шламов, образующихся при частичном обезвреживании сточных вод, переработка или захоронение которых представляет трудноразрешимую проблему.
Ни на одном водоохранном объекте жилищно-коммунального хозяйства области не соблюдаются нормы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ, что в свою очередь усугубляется сбросом в канализационные сети населенных пунктов промышленных стоков различных отраслей без локальной эффективной очистки.
Остро стоят проблемы со сбросом с территорий населенных пунктов загрязненных ливневых и талых вод. Отсутствие систем ливневой канализации в большинстве районных центров и очистных сооружений на имеющихся выпусках ливневых вод приводит к поступлению через естественные выпуски, особенно в паводочный период, в водные объекты значительного количества взвешенных веществ, нефтепродуктов, хлоридов, солей тяжелых металлов.
Поверхностный сток городов мало чем отличается от производственно-бытовых сточных вод. В стоке с территорий промышленных предприятий обычно содержатся нефтепродукты, масла, опасные химические соединения в количествах, сравнимых со сточными производственными водами.
Всего по области сосредоточенных выпусков ливневых вод имеется 28, из них сбрасывают без очистки - 15, недостаточно очищенных - 13. Общий объем сбрасываемых поверхностных вод составляет - 847,2, в том числе без очистки - 577,0 тыс. куб. м/год, недостаточно очищенных - 270,2 тыс. куб. м/год.
В г. Пензе сосредоточенных выпусков ливневых вод с территорий предприятий - 20, из них без очистки - 10. Общий объем контролируемых сбросов составляет 589 тыс. куб. м/год, в том числе без очистки - 391,3 тыс. куб. м/год, недостаточно очищенных (МОС) - 197,7 тыс. куб. м/год. Без очистки сбрасываются поверхностные воды с территорий ОАО "Пензмаш", ОАО "Автомедтехника, ОАО "Пензакомпрессормаш", ОАО "Пензхиммаш", ОАО "Пензенский арматурный завод", ОАО "Пензенский завод точных приборов". Недостаточно очищенные поверхностные воды поступают в водоемы города с территорий ОАО "Молкомбинат "Пензенский", ОАО "Пензадизельмаш" и других.
Приведенные выше данные не дают полной картины по объему сбрасываемых в водоемы загрязняющих веществ, поскольку не поддаются учету объемы их сброса с поверхностными водами как с территорий населенных пунктов, включая промышленные территории, так и с сельскохозяйственных земель.
Кроме поверхностных водоемов, сточные воды как коммунально-бытовые, так и производственные сбрасываются на поля фильтрации - естественная биологическая очистка.
К числу установок и сооружений по очистке сточных вод в естественных условиях относятся коммунальные и земледельческие поля орошения. Поля фильтрации, участки под почвенные орошения, аэробные и анаэробные биологические пруды и окислительные каналы. К ним же могут быть причислены поля запахивания для обезвреживания осадка сточных вод, поля ассенизации для городских отбросов и некоторые другие сооружения, в которых процессы обезвреживания протекают в почве или воде с участием естественных сил природы.
Общий объем сбросов на поля фильтрации составляет по области 15,49 млн. куб. м/год, а мощность очистных сооружений перед сбросом на поля фильтрации составляет 4,69 млн. куб. м/год.
Достаточно мощности очистных сооружений сточных вод перед сбросом на поля фильтрации в Бессоновском, Пензенском районах, в остальных их мощность составляет: в Бековском районе - 7%, в Белинском - 4%, в Колышлейском и Сердобском - 30% от сбросов. В остальных районах области очистные сооружения отсутствуют.
Существующие общепоселковые пруды, поля фильтрации хозбытовых сточных вод фактически являются накопителями жидких отходов и потенциальными загрязнителями подземных и поверхностных вод.
Значительными загрязнителями поверхностных и подземных вод являются предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции - сахарные заводы, молочные и мясоперерабатывающие предприятия, в сточных водах которых содержатся в больших количествах органические вещества, азотистые соединения, нитриты, нитраты, жиры.