____________________________________________________________________
Утратил силу со 2 января 2010 года на основании
Закона Пензенской области от 17 декабря 2009 года N 1818-ЗПО
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
31 августа 2007 года
Настоящий Закон принят в целях эффективной реализации на территории Пензенской области одного из ключевых принципов государственной политики Российской Федерации в области образования - принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием.
Закон призван обеспечить усиление общественного участия в общем образовании и в управлении им, рост влияния общества на качество общего образования и его доступность для всех слоев населения, повышение эффективности деятельности системы общего образования, ее открытости для общественности, населения Пензенской области.
Настоящий Закон устанавливает порядок формирования, функционирования и развития государственно-общественного управления в системе общего образования на территории Пензенской области, возможные формы его поддержки со стороны органов государственной власти Пензенской области, создает условия для развития государственно-общественного характера управления системой общего образования на территории Пензенской области.
Правовой основой организации и деятельности государственно-общественного управления в системе общего образования на территории Пензенской области являются Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании", другие федеральные законы, Устав Пензенской области, законы Пензенской области, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Пензенской области.
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
государственно-общественное управление в системе общего образования Пензенской области - постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении общим образованием, с одной стороны, различных субъектов, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти Пензенской области, органы управления образованием, руководители общеобразовательных учреждений), и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества, населения. Государственно-общественное управление в системе общего образования Пензенской области может осуществляться путем создания как раздельных органов и форм государственного управления общим образованием и общественного самоуправления в системе общего образования, так и совместных органов и форм государственно-общественного управления общим образованием;
система государственно-общественного управления в системе общего образования Пензенской области - единая система организационных форм и органов на уровне Пензенской области, на уровне общеобразовательных учреждений и организаций, обеспечивающих согласование законных интересов, прав, гарантий, обязательств, координацию деятельности, взаимодействие и совместную деятельность по вопросам компетенции в области образования органов государственной власти Пензенской области, органов управления образованием Пензенской области по вопросам определенной законодательством компетенции общеобразовательных учреждений с объединениями юридических лиц, общественными и государственно-общественными объединениями, иными юридическими лицами и гражданами, осуществляющими деятельность в системе общего образования;
общественное самоуправление в системе общего образования Пензенской области - система организационных форм и органов самоуправления для осуществления в пределах, установленных федеральным законодательством, настоящим Законом, самостоятельных и под свою ответственность решений гражданами непосредственно и (или) через органы самоуправления (как в системе органов управления образованием и в системе управления образовательных учреждений, так и через общественные объединения и организации) по вопросам функционирования и развития системы общего образования исходя из интересов граждан, населения;
орган государственно-общественного управления в системе общего образования Пензенской области (государственно-общественный совет по общему образованию Пензенской области (далее - Совет) - создаваемый Правительством Пензенской области координационный орган, формируемый посредством процедур выборов, назначения из представителей участников образовательного процесса (педагогических работников, обучающихся, их родителей), других работников образовательных учреждений, представителей общественности (научной, культурной, деловой и другой), представителей органов государственной власти Пензенской области, органов местного самоуправления, органов управления в системе общего образования, а также из представителей граждан, их объединений и организаций, иных юридических лиц, действующих в сфере образования;
органы самоуправления в системе общего образования Пензенской области - коллегиальные органы, формируемые собраниями, конференциями представителей участников образовательного процесса, а также граждан, представителей их объединений, действующих в сфере образования, посредством процедур выборов, назначения на уровне Пензенской области, муниципальных образований, общеобразовательных учреждений;
управляющий совет общеобразовательного учреждения - коллегиальный орган, состоящий из избранных, назначенных членов и имеющий управленческие полномочия по решению и согласованию значимых вопросов функционирования и развития образовательного учреждения;
общественное наблюдение - участие представителей органов самоуправления образовательных учреждений, представителей профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций в деятельности образовательных учреждений, аттестационных, аккредитационных, медальных, конфликтных и иных комиссий, создаваемых Министерством образования и науки Пензенской области и муниципальными органами управления образованием.
Государственно-общественное управление в сфере общего образования на территории Пензенской области основывается на следующих принципах:
1) приоритетность для систем управления общим образованием качества образования и качества жизни обучающихся;
2) добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении в системе общего образования;
3) многоуровневость управления: региональный, муниципальный, общеобразовательного учреждения;
4) сохранение баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности на всех уровнях управления в системе общего образования Пензенской области.
Государственно-общественное управление в сфере общего образования Пензенской области создается, функционирует и развивается в целях:
1) развития системы общего образования Пензенской области в интересах как общества, так и государства, наиболее полной реализации государственных гарантий и соблюдения прав граждан в области образования;
2) вовлечения общественности в формирование и реализацию образовательной политики Пензенской области;
3) организационного развития и повышения эффективности государственно-общественного взаимодействия в системе общего образования, основными формами которого являются:
взаимодействие с целью информирования общественности о ситуации в образовании или конкретном образовательном учреждении и получения информации об общественном мнении по вопросам общего образования;
взаимодействие по организации общественных обсуждений, публичных дискуссий по проблемам общего образования;
взаимодействие в процессах участия общественности в решении вопросов ресурсного обеспечения общего образования, включая взаимодействие в области благотворительности и попечительства.
1. Правительство Пензенской области определяет и осуществляет меры государственной поддержки деятельности органов государственно-общественного управления в системе общего образования Пензенской области.
2. Министерство образования и науки Пензенской области в порядке и в сроки, установленные Правительством Пензенской области, информирует органы государственно-общественного управления о планируемых и реализуемых мероприятиях в сфере общего образования, образовательной и молодежной политики Пензенской области.
1. Органом государственно-общественного управления в сфере общего образования Пензенской области является образованный Правительством Пензенской области координационный орган - государственно-общественный совет по общему образованию Пензенской области.
2. Полномочия Совета, а также его состав и порядок его формирования определяются Правительством Пензенской области.
1. Формы самоуправления в системе общего образования Пензенской области - собрания, конференции участников или представителей участников образовательного процесса, проводимые как раздельно (по категориям участников образовательного процесса), так и совместно на уровне Пензенской области, на муниципальном уровне, а также собрания, конференции граждан, представителей их объединений и организаций, действующих в системе общего образования.
2. Конференции, собрания проводятся в целях:
1) заслушивания и обсуждения публичного отчета о деятельности системы общего образования Пензенской области, информирования общественности о решениях и деятельности органов управления в системе общего образования Пензенской области;
2) выборов органов самоуправления в системе общего образования Пензенской области, заслушивания и утверждения отчета об их деятельности;
3) согласования основных управленческих решений, принимаемых в системе общего образования Пензенской области.
1. Полномочия управляющего совета общеобразовательного учреждения определяются положением, утвержденным уставом образовательного учреждения.
2. К полномочиям управляющего совета могут относиться:
1) согласование компонента образовательного учреждения, учебного плана ("школьного компонента") и профилей обучения;
2) согласование программы развития общеобразовательного учреждения;
3) согласование режима занятий обучающихся по представлению педагогического совета, в том числе продолжительности учебной недели (пятидневной или шестидневной), времени начала и окончания занятий;
4) согласование решения о введении (отмене) в период занятий единой формы одежды для обучающихся и работников общеобразовательного учреждения;
5) участие в рассмотрении жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала общеобразовательного учреждения;
6) заслушивание по представлению руководителя общеобразовательного учреждения и утверждение ежегодного публичного отчета общеобразовательного учреждения по итогам учебного и финансового года;
7) представление ежегодного публичного отчета общеобразовательного учреждения общественности и учредителю;
8) содействие в привлечении общеобразовательным учреждением средств из внебюджетных источников;
9) участие в определении системы стимулирования качественного труда работников общеобразовательного учреждения;
10) рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении;
11) иные полномочия, закрепленные за управляющим советом по решению учредителя общеобразовательного учреждения.
3. В общеобразовательных учреждениях с численностью обучающихся менее 100 человек управляющий совет, как правило, не создается.
Иными формами участия общественности в управлении общеобразовательным учреждением, за исключением установленных федеральным законодательством, могут быть:
1) собрания (конференции) родителей (законных представителей) обучающихся;
2) собрания педагогических работников;
3) собрания работников общеобразовательного учреждения;
4) профсоюзные собрания;
5) собрания (конференции) обучающихся;
6) собрания попечителей общеобразовательного учреждения;
7) совместные собрания (конференции) представителей различных категорий участников образовательного процесса.
1. Для повышения эффективности общественного контроля в системе общего образования Пензенской области используются различные формы общественного наблюдения. Для их проведения на региональном и муниципальном уровне из числа представителей профессиональной и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций органами управления образованием формируются группы общественных наблюдателей.
2. Объектами общественного наблюдения являются:
1) процедуры государственной итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и материалах единого государственного экзамена;
2) процедуры аттестации общеобразовательных учреждений;
3) процедуры аттестации администраций общеобразовательных учреждений;
4) деятельность аттестационных, аккредитационных, медальных, конфликтных и иных комиссий, создаваемых в рамках своей компетенции Министерством образования и науки Пензенской области и муниципальными органами управления образованием;
5) процедуры проведения контрольных и тестовых работ для учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений.