Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 16 сентября 1999 года N 165-ЗПО


Об охране труда в Пензенской области  

(с изменениями на 2 ноября 2004 года)
_________________________________________________________________
Утратил силу с 3 декабря 2006 года на основании
Закона Пензенской области от 14 ноября 2006 года N 1154-ЗПО
_________________________________________________________________

____________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:

Законом Пензенской области от 20 декабря 1999 года N 183-ЗПО (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, N 13, 05.01.2000);

Законом Пензенской области от 7 июня 2002 года N 369-ЗПО (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, N 2, 25.06.2002);     

Законом Пензенской области от 7 апреля 2003 года N 460-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 5, 24.04.2003);

Законом Пензенской области от 27 ноября 2003 года N 541-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 16, 20.12.2003);

Законом Пензенской области от 2 ноября 2004 года N 676-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 17, 16.11.2004).     

____________________________________________________


Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
 10 сентября 1999 года


Настоящий Закон устанавливает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в организациях всех форм собственности, а также физических лиц, использующих наемный труд, находящихся в юрисдикции Российской Федерации, действующих на территории Пензенской области, и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.



Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека;

вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;

рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя;

постоянное рабочее место - место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50 процентов или более 2-х часов непрерывно). Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона;

требования безопасных условий труда - требования, установленные законодательными актами, нормативно-технической документацией, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасность работающих;

средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных факторов, а также для защиты от загрязнения (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2003 года Законом Пензенской области от 27 ноября 2003 года N 541-ЗПО, - см. предыдущую редакцию);

несчастный случай на производстве - событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных федеральными законами Российской Федерации случаях как на территории работодателя, так и за ее пределами при действиях в интересах работодателя, либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном работодателем, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть;

профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности;

профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях;

сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2003 года Законом Пензенской области от 27 ноября 2003 года N 541-ЗПО, - см. предыдущую редакцию);

работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2003 года Законом Пензенской области от 27 ноября 2003 года N 541-ЗПО, - см. предыдущую редакцию);

работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2003 года Законом Пензенской области от 27 ноября 2003 года N 541-ЗПО, - см. предыдущую редакцию);

представители работодателя - руководители организаций или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2003 года Законом Пензенской области от 27 ноября 2003 года N 541-ЗПО, - см. предыдущую редакцию);

представители работников - профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2003 года Законом Пензенской области от 27 ноября 2003 года N 541-ЗПО, - см. предыдущую редакцию);

производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.



Статья 2. Законодательство Пензенской области
об охране труда и сфера его применения


1. На территории Пензенской области действуют Конституция Российской Федерации, Трудовой Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", иные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Пензенской области, настоящий Закон, другие нормативные правовые акты Пензенской области (пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2003 года Законом Пензенской области от 27 ноября 2003 года N 541-ЗПО, - см. предыдущую редакцию).

2. Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда Пензенской области могут устанавливать более высокие уровни гарантий реализации права работников на охрану труда, льгот и компенсаций, расширять и дополнять действие законодательных и нормативных актов по охране труда Российской Федерации.

3. Действие настоящего Закона распространяется на:

1) работодателей;

2) работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

3) членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

4) студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;

5) военнослужащих, направляемых на работу в организации;

6) граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

4. На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.



Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда


1. Государственными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах Пензенской области об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в пункте 3 статьи 2 настоящего Закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2003 года Законом Пензенской области от 27 ноября 2003 года N 541-ЗПО, - см. предыдущую редакцию).



Статья 4. Основные направления государственной
политики в области охраны труда


1. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

1) обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

2) реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов Пензенской области об охране труда, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

3) государственное управление охраной труда;

4) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

5) содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

6) расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

7) защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей, которая осуществляется на основе Закона "Об обязательном социальном страховании работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

8) установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

9) координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

10) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

11) участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

12) подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

13) организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

14) обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

15) международное сотрудничество в области охраны труда;

16) проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

17) установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

2. В соответствии с Федеральным законом реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.



Статья 5. Полномочия органов государственной власти
Пензенской области в области охраны труда


К полномочиям органов государственной власти Пензенской области в области охраны труда относятся:

1) реализация государственной политики в области охраны труда на территории Пензенской области;

2) принятие законов и иных нормативных правовых актов Пензенской области об охране труда;

3) государственное управление охраной труда на территории Пензенской области;

4) участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

5) разработка и утверждение областных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»