________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2009 года на основании
постановления Правительства Пензенской области от 31 декабря 2008 года N 969-пП
_________________________________________________________________
В целях определения экономических условий развития предприятий легкой промышленности, обеспечения роста объемов производства конкурентоспособных товаров, в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 23.06.2005 N 311-пП "О концепции промышленной политики Пензенской области на 2005-2008 годы" и распоряжением Правительства Пензенской области от 22.02.2006 N 25-рП "О концепции государственной поддержки развития легкой промышленности Пензенской области на 2006-2008 годы", руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу государственной поддержки развития легкой промышленности Пензенской области на 2006-2008 годы (далее - Программа).
2. Исполнительным органам государственной власти Пензенской области, структурным подразделениям Правительства Пензенской области во взаимодействии с руководством предприятий легкой промышленности Пензенской области организовать исполнение Программы.
3. Опубликовать данное постановление в газете "Пензенские губернские ведомости".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Пензенской области А.И. Черницова.
Исполняющий обязанности
Губернатора Пензенской области
С.Н.Егоров
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2008 ГОДЫ
Наименование Программы | - | Программа государственной поддержки развития легкой промышленности Пензенской области на 2006-2008 годы (далее - Программа). |
Основание для разработки Программы | - | Закон Пензенской области от 11.01.1999 N 125-ЗПО "О промышленной политике"; Концепция промышленной политики Пензенской области на 2005-2008 годы, утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 23.06.2005 N 311-пП; Концепция государственной поддержки развития легкой промышленности Пензенской области на 2006-2008 годы, утвержденная распоряжением Правительства области от 22.02.2006 N 25-рП. |
Заказчик Программы | - | Правительство Пензенской области. |
Разработчики Программы | - | Управление промышленности и связи Правительства Пензенской области, Управление экономики Пензенской области. |
Цель Программы | - | Определение основных задач и направлений для реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых и иных мер по активизации развития производственного бизнеса в легкой промышленности на территории Пензенской области. |
Сроки реализации Программы | - | 2006-2008 годы. |
Основные исполнители Программы | - | Управление промышленности и связи Правительства Пензенской области, Управление экономики Пензенской области, Управление инвестиций и инноваций Правительства Пензенской области. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | преобразование легкой промышленности Пензенской области в динамично развивающуюся, эффективную и конкурентоспособную отрасль, обеспечивающую удовлетворение потребности населения качественными товарами, увеличение загрузки производственных мощностей предприятий, расширение ассортимента выпускаемой продукции и изменение структуры регионального рынка с увеличением доли продукции, выпускаемой областными товаропроизводителями. |
Контроль за реализацией Программы | - | контроль за ходом исполнения Программы осуществляет Управление промышленности и связи Правительства Пензенской области и Управление экономики Пензенской области. |
Программа государственной поддержки развития легкой промышленности Пензенской области на 2006-2008 годы (далее - Программа) разработана Управлением промышленности и связи Правительства Пензенской области в развитие нормотворческих инициатив, определенных Концепцией промышленной политики Пензенской области на 2005-2008 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 23.06.2005 N 311-пП и Концепцией государственной поддержки развития легкой промышленности Пензенской области на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства области от 22.02.2006 N 25-рП.
Программа представляет собой комплекс мер экономической политики Правительства Пензенской области в сфере развития легкой промышленности на территории Пензенской области.
Главной целью развития легкой промышленности является преобразование ее в динамично развивающуюся, эффективную и конкурентоспособную отрасль, обеспечивающую удовлетворение потребности населения Пензенской области качественными товарами, увеличение загрузки производственных мощностей предприятий, расширение ассортимента выпускаемой продукции и изменение структуры регионального рынка с увеличением доли продукции, выпускаемой областными товаропроизводителями.
Легкая промышленность Пензенской области состоит из следующих видов экономической деятельности: текстильное и швейное производство, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области зарегистрировано более 30 предприятий (в том числе 13 средних и крупных) с общей численностью занятых 2,6 тысячи человек, из которых ~ 71% - женщины. Все предприятия акционированы.
Доля легкой промышленности в объеме промышленной продукции Пензенской области на 1 января 2006 года составила 1,2 процента.
В числе успешно работающих предприятий по итогам работы за 2005 год по показателю "отгружено товаров собственного производства": ЗАО ПТФ "Пекоф" (122%), ЗАО "Пензенская трикотажная фабрика" (111,3%), ОАО "Сурская мануфактура" (113,1%), ООО "Автотекс" (169,9%), ЗАО "ПШФ им. К.Цеткин" (110,1%), ОАО "Фабрика игрушек" (132,2%), ООО "Пензенский текстиль" (112,7%).
В структуре выпускаемой продукции наряду с производством тканей, одежды, обуви, трикотажных, чулочно-носочных и меховых изделий, текстильной и кожевенной галантереи высок удельный вес продукции производственно-технического и специального назначения, в том числе производство геотекстиля для усиления прочности автомобильных дорог, тканей фильтровальных и конвейерной ленты для пищевой промышленности, фланели шлихтовальной, ткани с огнестойкой пропиткой для химической, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности, производства тканей и других изделий для сельского хозяйства, вещевого имущества для силовых федеральных ведомств.
Легкая промышленность обеспечивает также потребности населения и хозяйственного комплекса Пензенской области и Российской Федерации в изделиях медицинского назначения, в специальной, рабочей и лечебно-профилактической одежде и обуви, средствах индивидуальной защиты.
Рынок товаров и услуг легкой промышленности Пензенской области имеет три основные составляющие:
- население Пензенской области (10-20%);
- силовые и гражданские государственные структуры (в основном размещают заказы на конкурсной основе через проведение тендеров) (40-60%);
- предприятия и организации Пензенской области и соседних регионов (конкурсное и неконкурсное размещение заказов) (20-40%).
Доля экспорта в объеме продаж составляет 1-3 процента. Около 10% товаров для населения продается непосредственно предприятиями-производителями. Остальная часть реализуется через цепочку посредников, включающую 1-3 звена. Ряд предприятий Пензенской области работает по толлинговым схемам, что сказывается на их финансово-экономическом положении.
Наиболее неблагоприятная конкурентная ситуация для предприятий легкой промышленности Пензенской области в последние годы сложилась на рынке товаров для населения. Около 50% рынка охвачено товарами производителей из Юго-Восточной Азии, 30-40% - другими зарубежными и российскими производителями, и только около 10-20% рынка товаров и услуг принадлежит предприятиям Пензенской области.
В последние годы одной из основных причин уменьшения объемов производства и реализации продукции легкой промышленности Пензенской области и России в целом является снижение конкурентоспособности выпускаемых изделий, вызванное в большей мере присутствием на отечественном рынке значительных объемов "дешевых изделий" "теневого" производства, а также высоким процентом износа технологического оборудования.
По данным Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, в последние 5 лет "теневое" производство трикотажных изделий составило - 30 млн. штук, обуви - 28,8 млн. пар. Объем неучтенного импорта трикотажных изделий оценивается в 400 млн. штук, обуви -146 млн. пар. Таким образом, объем неучтенного импорта по отдельным группам товаров значительно превышает их производство российскими предприятиями: по швейным изделиям в 4,6 раза, по обуви - в 4 раза, по трикотажным изделиям - в 3,7 раза. Доля отечественных "легальных" производителей в легкой промышленности на российском рынке в настоящее время составляет около 20 процентов.
Многие предприятия отрасли расположены в небольших городах и поселках, где трудоустройство является серьезной проблемой. Численность работников основной деятельности в легкой промышленности постоянно сокращается, предприятия испытывают острый дефицит в квалифицированных кадрах (помощники мастеров, механики по наладке оборудования и рабочие основных специальностей). Существующая система подготовки кадров не обеспечивает должного восполнения потребностей предприятий в рабочей силе.
Общей проблемой подавляющего большинства предприятий является низкая конкурентоспособность их продукции из-за использования устаревших технологий. Основные средства производства на предприятиях отрасли физически и морально устарели. Дефицит финансовых ресурсов не позволяет осуществлять какое-либо существенное техническое перевооружение. Инвестиционная деятельность практически прекращена. Из-за недостатка средств инвестиции вкладываются в приобретение отдельных установок и запасных частей для поддержания работоспособности имеющегося оборудования. Именно состояние большей части основных производственных фондов отрасли сдерживает производство высококачественной продукции, сравнимой с зарубежными аналогами. В 2005 году степень их износа была более 60%.
Большинство предприятий легкой промышленности не способны брать кредитные ресурсы на пополнение оборотных средств в коммерческих банках, так как рентабельность производства предприятий значительно ниже ставок кредита.
Таким образом, в целом легкая промышленность Пензенской области находится в трудном положении из-за недостатка оборотных средств, высокого износа технологического оборудования, недостаточного объема инвестиций, невысокой рентабельности производства и низкой конкурентоспособности продукции, значительных объемов "теневого" производства.
2.1. Целью настоящей Программы является определение основных задач и направлений для реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых и иных мер по активизации развития производственного бизнеса в легкой промышленности на территории Пензенской области путем применения кластерного подхода развития экономики региона.
2.2. Для достижения указанной цели в легкой промышленности Пензенской области необходимо решить следующие задачи:
- проведение технологической модернизации предприятий легкой промышленности и обеспечение на этой основе стабильного инновационного развития. Диверсификация производственной деятельности предприятий;
- повышение производительности труда и рентабельности производства предприятий, ликвидация убыточных результатов ведения бизнеса;
- повышение уровня менеджмента и маркетинга в организациях легкой промышленности;
- создание экономических условий для постепенного сокращения использования организациями толлинговых схем работы;
- создание экономических и иных условий для пензенских товаропроизводителей с целью защиты местного потребительского рынка от импортируемых товаров и неучтенного производства;
- создание системы подготовки и переподготовки кадров технического и управленческого звеньев под рыночные условия хозяйствования;
- создание системы по продвижению продукции легкой промышленности через торговые структуры (сбытовые компании). Создание региональных торговых марок (брендов) в легкой промышленности области.
Система программных мероприятий по достижению целей и задач Программы определена и сгруппирована в блоки, которые приведены в приложении. В настоящем разделе приведены основные положения данной системы мероприятий.
Государственная политика развития легкой промышленности Пензенской области будет осуществляться посредством проведения:
1. Налоговой, инвестиционной политики, ориентирующихся на максимально возможный льготный режим и поддержку вновь создаваемых и модернизируемых в соответствии с целями и задачами настоящей Программы производств.
2. Бюджетной и промышленной политики через выделение средств из бюджета Пензенской области на реализацию областных целевых программ, в том числе на стимулирование роста объема промышленного производства, внедрения инноваций и технического перевооружения промышленности Пензенской области.
3. Проведением государственного протекционизма, направленного на защиту интересов отечественного товаропроизводителя.
Незащищенность всего отечественного рынка легкой промышленности ведет к мощной экспансии зарубежных товаропроизводителей. Для защиты предприятий легкой промышленности целесообразно на уровне Российской Федерации применять такие ставки таможенных пошлин, которые будут являться сдерживающим фактором крупномасштабной интервенции готовой продукции зарубежных производителей на российский рынок, а также способствовать поставкам сырья, материалов и оборудования для загрузки и развития национальных перерабатывающих мощностей, созданию рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы. И это особенно необходимо в период вступления России в ВТО. В связи с этим Правительство Пензенской области будет поддерживать инициативы по снижению НДС и таможенных пошлин на закупаемые по импорту комплектующие, сырье и материалы для легкой промышленности.
В целях создания условий для повышения конкурентоспособности изделий легкой и текстильной промышленности отечественных товаропроизводителей, возможности крупным и средним предприятиям вести не только качественную, но и ценовую конкуренцию как с "серым" и теневым производством местных производителей, так и с контрафактной продукцией из стран Юго-Восточной Азии, Правительство Пензенской области будет поддерживать инициативы по переводу предприятий-производителей легкой промышленности, как самых уязвимых в условиях вступления России в ВТО, на упрощенную систему налогообложения.
Реализация данного подхода позволит не только создать равные условия конкуренции для всех участников бизнеса, но и сформировать предпосылки для укрупнения предприятий, так как у предприятий появится экономический стимул роста объемов производства, увеличения численности и создания дополнительных рабочих мест, и как следствие увеличение налогооблагаемой базы.
Важнейшим условием экономического роста предприятий легкой промышленности Пензенской области является повышение конкурентоспособности производства на основе его реконструкции, технического перевооружения, совершенствования технологических процессов, создания и использования принципиально новых технологий.