____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Пензенской области от 9 октября 2006 года N 252-рП
____________________________________________________________________
В целях определения и реализации основных направлений развития кондитерской промышленности Пензенской области на среднесрочную перспективу, в рамках нормотворческих инициатив, определенных Концепцией промышленной политики Пензенской области на 2005-2008 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 23 июня 2005 года N 311-пП:
1. Одобрить Концепцию создания и развития кондитерского кластера Пензенской области на 2006-2008 годы согласно приложению N 1.
2. Утвердить состав рабочей группы по разработке Программы развития кондитерского кластера в Пензенской области (далее - Программа) согласно приложению N 2.
3. Рабочей группе до 1 июня 2006 года подготовить проект Программы.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области - начальника Управления инвестиций и инноваций М.А.-Х.Текеева.
Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев
КОНЦЕПЦИЯ
создания и развития кондитерского кластера Пензенской области на 2006-2008 годы
Настоящая Концепция разработана Управлением промышленности, транспорта и связи Правительства области в развитие нормотворческих инициатив, определенных Концепцией промышленной политики Пензенской области на 2005-2008 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 23.06.2005 N 311-пП, и представляет собой систему взглядов на стратегические цели и приоритеты экономической политики Правительства Пензенской области в сфере развития кондитерской промышленности на территории Пензенской области.
Целью развития предприятий кондитерской промышленности является обеспечение удовлетворения потребности населения области в продуктах питания, увеличение загрузки производственных мощностей предприятий, расширение ассортимента выпускаемой продукции и изменение структуры регионального рынка с увеличением доли продукции, выпускаемой областными товаропроизводителями.
Кондитерская отрасль входит в число бюджетообразующих отраслей промышленности Пензенской области. Производством кондитерских изделий занимаются более 20 крупных и средних предприятий пищевой промышленности области. Основными производителями являются: ЗАО "Пензенская кондитерская фабрика", ООО "Невский кондитер", ОАО "Пензенский хлебозавод N 2", ОАО "Пензенский хлебозавод N 4", ОАО "Визит", ОАО "Горпищекомбинат "Сердобский" и другие предприятия. За 12 месяцев 2005 года только крупными и средними кондитерскими предприятиями области произведено 35919 тонн кондитерских изделий. Численность работающих в кондитерской отрасли составляет 1658 человек. Средняя заработная плата работающих 5657,4 рублей.
Сбыт продукции конечному потребителю производится через систему дистрибуции, представительств, средних и мелких оптовиков. География продаж производителей охватывает большинство регионов РФ, ближнее и дальнее зарубежье.
В настоящее время предприятиями кондитерской отрасли выпускается следующая продукция: помадные, куполообразные, пралиновые конфеты; конфеты с начинкой между слоями вафель; ликерные конфеты; шоколадные наборы; ирис; карамель; зефир; фрукты в шоколаде; мармелад; вафли и вафельные торты; драже; пряники с начинкой и без начинки; восточные сладости; печенье; крекерные изделия; галеты; пирожное и торты.
В послании Президента РФ конкретно сформулирована системная и масштабная задача - удвоение ВВП за относительно короткий период. Важнейшими путями к решению этой задачи названы консолидация, объединение, сотрудничество.
В этих условиях перед промышленностью стоят непростые задачи: надо обеспечить конкурентоспособность как в борьбе за отечественного потребителя, так и за новые сегменты рынка.
Для отечественного производителя ситуация усугубляется многими российским проблемами объективного и субъективного характера. Например, имеет место опережающий рост тарифов на энергоносители, заработной платы и других факторов, определяющих затраты, по отношению к производительности труда. В этих условиях для многих компаний точка безубыточности должна стремительно (заметно быстрее, чем в развитых странах) смещаться в сторону больших объемов производства, иначе резко снижается и без того невысокая рентабельность предприятий.
Существует большое количество различных теорий формирования и развития конкурентоспособности. Но, как показывает практика развития наиболее успешных фирм и преуспевающих экономических систем, наиболее эффективной формой экономического роста является теория кластерного механизма. В ее основе находится понятие "кластер" - сосредоточение наиболее эффективных и взаимосвязанных видов экономической деятельности, т.е. совокупность взаимосвязанных групп успешно конкурирующих фирм.
В "Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)" среди приоритетов выделено "Содействие формированию и развитию региональных экономических кластеров".
Кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.
Для всей экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается. Она держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, тогда как вне их даже самая развитая экономика может давать только посредственные результаты. В кластере выгода распространяется по всем направлениям связей:
- Новые производители, приходящие из других отраслей, ускоряют свое развитие, стимулируя НИР и обеспечивая необходимые средства для внедрения новых стратегий.
- Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами.
- Взаимосвязи внутри кластера, часто абсолютно неожиданные, ведут к появлению новых путей в конкуренции и порождают совершенно новые возможности.
- Людские ресурсы и идеи образуют новые комбинации.
Кластер как устойчивое партнерство взаимосвязанных предприятий, учреждений, организаций, отдельных лиц может иметь потенциал, который превышает простую сумму потенциалов отдельных составляющих. Это приращение возникает как результат сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров на длительном периоде, сочетания кооперации и конкуренции.
Со временем эффективно действующие кластеры становятся причиной крупных капиталовложений и пристального внимания инвесторов, т.е. кластер становится чем-то большим, чем простая сумма отдельных его частей. Центром кластера чаще всего бывает несколько мощных компаний, при этом между ними сохраняются конкурентные отношения. Этим кластер отличается от картеля или финансовой группы. Концентрация соперников, их покупателей и поставщиков способствует росту эффективной специализации производства. При этом кластер дает работу и множеству мелких фирм и малых предприятий. Кроме того, кластерная форма организации приводит к созданию особой формы инновации - "совокупного инновационного продукта".
В свое время в СССР существовали понятия "научно-производственный комплекс" и "территориально-производственная кооперация". Однако плановая система и отраслевой принцип управления экономикой накладывали жесткие ограничения на их деятельность. Например, выбор поставщика зачастую определялся не интересами предприятия, а распоряжением "сверху". В результате детали, которые производились в регионе, приходилось завозить из других республик. В современных условиях ситуация изменилась. Отсюда и главное отличие кластера от территориально-производственного комплекса - кластер максимально учитывает рыночный механизм, он может быть эффективным только когда создается по инициативе снизу, когда сами предприятия для повышения своей конкурентоспособности приходят к необходимости объединения в кластер.
Следует заметить, что кластерный подход создает прекрасную основу для создания новых форм объединения знаний. Промышленная политика с ориентацией на кластеры стимулирует возникновение "новых комбинаций" и косвенным образом поддерживает их, особенно в сфере образования и научно-исследовательских работ, а также через внедренческие посреднические центры.
Кластерный подход способен самым принципиальным образом изменить содержание государственной промышленной политики. В этом случае усилия Правительства должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений: между поставщиками и потребителями, между конечными потребителями и производителями, между самими производителями и правительственными институтами и т. д.
Конкуренты лидера кластера, устоявшие в ожесточенной борьбе на внутреннем рынке, приобрели опыт успешного противостояния сильнейшей фирме мира, создали конкурентоспособные продукты по сравнению с ее изделиями. Поэтому ожесточенная конкуренция фирм кластера на внутреннем рынке, за рубежом выливается в совместную экспансию. Фирмы кластера благодаря взаимной притирке становятся носителями одной и той же "коммерческой идеологии" и, опираясь на нее, за границей побеждают чужаков.
Фирмы - конкуренты из отраслей, имеющих международный успех, а иногда и целые кластеры часто располагаются в одном городе или районе. Концентрация соперников, их покупателей и поставщиков способствует росту эффективности специализации производства. Однако еще более важным является влияние географической концентрации на совершенствование производственных процессов и внедрение новшеств внутри кластера.
3.1. Целью настоящей Концепции является определение основных задач и направлений для разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых и иных мер по активизации развития кондитерских производств на территории Пензенской области путем создания соответствующих условий объединения усилий хозяйствующих субъектов, государственных институтов, общественных организаций для образования и развития кондитерского кластера Пензенской области и тем самым достижение конкурентных преимуществ, повышения эффективности производства, рентабельности и конкурентоспособности продукции.
3.2. Основными задачами Концепции являются:
3.2.1. Развитие предприятий кондитерской промышленности в целях обеспечения населения Пензенской области качественным продовольствием.
3.2.2. Создание новых рабочих мест для жителей Пензенской области в производстве, реализации продукции и сервисной инфраструктуре, в первую очередь, для женщин. Развитие малых форм кондитерского бизнеса, в том числе и в муниципальных районах области.
3.2.3. Увеличение регионального прибавочного продукта, получаемого в кондитерской промышленности, и увеличение финансовых поступлений от деятельности предприятий в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.
3.2.4. Совершенствование качества и конкурентоспособности кондитерской продукции, необходимость расширения ассортиментного ряда, в том числе в современной упаковке (фасовке).
3.2.5. Внедрение в производство новейших технологий и оборудования.
3.2.6. Интеграция кондитерской промышленности с сельским хозяйством в целях повышения эффективности использования сельскохозяйственного потенциала и сырьевой базы Пензенской области.
3.2.7. Создание на базе объединений организаций кондитерской и в целом пищевой и перерабатывающей промышленности области системы универсальных торговых структур (сбытовых компаний) по продвижению продукции, произведенной на территории Пензенской области. Создание региональных торговых марок (брендов) в кондитерской промышленности.
3.2.8. Оказание государственной поддержки областным производителям.
3.2.9. Формирование у предприятий кондитерской промышленности собственного инвестиционного потенциала, обеспечивающего их дальнейшее развитие и повышение эффективности производства.
3.3. Результативными показателями Концепции будут являться:
3.3.1. Увеличение темпов роста объемов производства кондитерских продуктов в натуральном и денежном выражении.
3.3.2. Обеспечение рентабельности производства.
3.3.3. Повышение показателей оплаты труда работников предприятий кондитерской промышленности.
3.3.4. Улучшение социальной обстановки в сельской местности.
Для достижения развития кондитерской отрасли на территории Пензенской области целесообразно выделить следующие основные направления.
Реализация вышеперечисленных задач требует применение нового подхода - кластеро-ориентированной региональной промышленной политики.
4.1.1. Построение кондитерского кластера может осуществляться в трех сценариях:
1. "Сверху вниз", т.е. с первоочередным образованием органов совещательной координации и мониторинга, определением стратегии кластера в целом и его ресурсной поддержкой.
2. "Снизу вверх", т.е. выстраивание отдельных проектов и программ, интегрирующих потенциальных участников кластера.
3. Смешанный вариант, когда параллельно во времени сочетаются оба подхода.
Третий сценарий представляется наиболее приемлемым для настоящего этапа развития экономики Пензенской области.
4.1.2. При создании кластера необходимо учитывать следующие условия:
1. Условия факторов производства, их качества и степени специализации:
- природные ресурсы;
- человеческие ресурсы;
- финансовые ресурсы;
- физическая инфраструктура;
- административная инфраструктура;
- информационная инфраструктура;
- научно-исследовательский потенциал.
2. Условия для конкуренции и стратегического развития:
- инвестиционный климат;
- наличие конкурентов и свобода конкуренции.
3. Условия спроса:
- наличие требовательных местных потребителей;