Наименование Программы | - | Программа реформирования региональных финансов Пензенской области на 2005-2007 годы |
Основание для разработки | - | |
Государственный заказчик | - | Правительство Пензенской области |
Основной разработчик | - | Управление финансов Пензенской области |
Цель Программы | - | реформа системы управления финансовыми ресурсами Пензенской области |
Основные задачи | - | стабилизация бюджетной системы Пензенской области; |
Основные направления Программы и сроки ее реализации | - | реформа бюджетного процесса; |
Объемы, источники финансирования | - | 167 802,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета Пензенской области - 33 561,8 тыс.рублей, федерального бюджета - 134 240,5 тыс.рублей |
Исполнители | - | Управление финансов Пензенской области, Министерство государственного имущества и природных ресурсов Пензенской области, Управление экономики Правительства Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Пензенской области, Управление цен и тарифов Пензенской области |
Ожидаемые результаты | - | повышение уровня управления бюджетом Пензенской области; |
Система организации контроля за исполнением | - | контроль за реализацией мероприятий осуществляет Межведомственная комиссия по разработке и управлению реализацией Программы реформирования региональных финансов Пензенской области на 2005-2007 годы |
1. Концепция (структура) Программы реформирования
1.1.Обоснование необходимости реформы
Основные понятия и определения
В рамках проводимой органами государственной власти Пензенской области политики, направленной на достижение экономической стабилизации в регионе, создание благоприятного инвестиционного климата, повышение уровня и качества жизни населения, значительная роль отводится совершенствованию бюджетного устройства и стабилизации региональных финансов. Важность и многогранность указанной работы объясняется также тем, что 2005 год является периодом подготовительной работы по реализации положений федеральных законов от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений". С учетом требований федерального законодательства в Пензенской области создана законодательная основа организации бюджетного процесса, включающая в первую очередь Закон Пензенской области от 7 апреля 2003 года N 463-ЗПО "О бюджетном процессе и бюджетном устройстве в Пензенской области".
На предварительном этапе Программы реформирования региональных финансов на 2004-2005 годы осуществлен ряд мер по совершенствованию системы управления финансами Пензенской области, в результате реализации которого достигнуты:
- своевременное и в полном объеме финансирование расходов на оплату труда работников бюджетной сферы Пензенской области;
- сокращение бюджетного дефицита и ограничение государственных заимствований Пензенской области с одновременным проведением реструктуризации имеющегося долга;
- постепенное сокращение кредиторской задолженности;
- развитие системы казначейского исполнения бюджета и осуществление иных мер, направленных на повышение прозрачности региональных финансов;
- внедрение информатизации бюджетного процесса на всех этапах его осуществления;
- принятие законов, предусматривающих четкое разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетом Пензенской области и бюджетами муниципальных образований, формирование объективного и прозрачного механизма распределения финансовой помощи местным бюджетам;
В то же время, несмотря на проделанную за последние годы работу, бюджетная система Пензенской области нуждается в совершенствовании с учетом основных направлений Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
Основным условием достижения поставленных в ней целей является практическая реализация органами исполнительной и законодательной власти Пензенской области принципов ответственной бюджетной политики и поэтапное выполнение запланированных мероприятий.
В целях настоящей Программы применяются следующие принятые в профессиональном обороте и бюджетном законодательстве Российской Федерации и Пензенской области понятия и определения:
бюджетная услуга - условное обозначение выполняемых бюджетными организациями государственных функций, а также другой деятельности, включая работы, товары, услуги, в том числе выполнение государственными органами функций по регулированию и администрированию;
ведомственная целевая программа - утвержденный (планируемый к утверждению) главным распорядителем бюджетных средств либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной тактической задачи (в том числе на исполнение действующих федеральных законов, законов Пензенской области и иных нормативных правовых актов);
ликвидность бюджета - обеспеченность бюджета денежными средствами для своевременного и полного выполнения обязательств перед бюджетными организациями и третьими лицами в течение финансового года, ежеквартально и ежемесячно;
лучшая практика управления общественными финансами - система взаимосвязанных положений, освещающих основные аспекты управления финансами в органах власти на основе передового международного и российского опыта. Стандарты лучших практик превышают по своим требованиям нормы действующего законодательства и добровольно принимаются и выполняются органами власти;
общественные финансы - централизованный фонд денежных средств (бюджет), баланс обязательств и активов органов власти, объем и себестоимость оказываемых бюджетных услуг, контролируемые коммерческие предприятия;
результативность деятельности бюджетной организации - достижение тех или иных результатов или параметров, которые характеризуют аспекты ее деятельности для субъекта Российской Федерации как собственника данной организации;
результативность бюджетных расходов - соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов деятельности;
сектор государственного управления - с организационно-правовой точки зрения под сектором государственного управления понимается совокупность организаций и ресурсов, контролируемых субъектом Российской Федерации. С экономической точки зрения сектор государственного управления характеризуется через объем и структуру оказываемых им услуг;
финансовая политика - совокупность правил, принципов и целей, используемых для руководства по составлению среднесрочных и годовых финансовых планов.
1.2. Цели и задачи реформирования
Главной целью реформы системы управления региональными финансами Пензенской области является оздоровление общественных финансов, направленное на:
- стабилизацию бюджетной системы Пензенской области;
- повышение качества предоставляемых бюджетных услуг;
- повышение эффективности, результативности и адресности при предоставлении бюджетных услуг;
- повышение благосостояния работников сферы оказания бюджетных услуг;