____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2009 года на основании
Закона Пензенской области от 18 декабря 2008 года N 1659-ЗПО
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
28 октября 2005 года
Утвердить прилагаемую областную программу "Лидер в социальной и предпринимательской деятельности" на 2005-2008 годы.
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев
г. Пенза
2 ноября 2005 года
N 889-ЗПО
Областная программа
"Лидер в социальной и предпринимательской деятельности" на 2005-2008 годы
Наименование Программы | - | Областная программа "Лидер в социальной и предпринимательской деятельности" на 2005-2008 годы (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер решения о разработке Программы | - | |
Государственный заказчик | - | Министерство образования и науки Пензенской области |
Разработчики Программы | - | Министерство образования и науки Пензенской области, Пензенский областной институт повышения квалификации и переподготовки кадров (далее - ИПК и ПРО) |
Цели и задачи Программы | - | создание условий для формирования и развития у школьников и учащихся учреждений профессионального образования качеств лидера, способного организовать и успешно осуществлять созидательную, социально полезную деятельность во всех сферах общественной жизни; создание условий, способствующих воспитанию социально активных, компетентных в вопросах экономики, менеджмента и психологии граждан, обладающих способностью к творческой созидательной деятельности; формирование у молодежи современного мировоззрения, направленного на решение задач возрождения России, создание демократического гражданского общества, развитой современной экономики; вооружение школьников, учащихся и студентов учреждений профессионального образования всех уровней теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для успешного осуществления предпринимательской, социальной деятельности |
Срок реализации Программы | - | 2005-2008 годы |
Ответственные за исполнение Программы | - | Министерство образования и науки Пензенской области |
Объемы и источники финансирования Программы | - | 6,2 млн. рублей из бюджета Пензенской области, в том числе: 2006 г. - 2 млн. рублей; 2007 г. - 2,1 млн. рублей; 2008 г. - 2,1 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты Программы | - | обеспечение практической направленности предпрофильного и профильного обучения в учреждениях общего и профессионального образования; социализация школьников, воспитание человека, адаптированного к современным социально-экономическим условиям, формирование и развитие у них качеств и задатков лидера-предпринимателя, способного к успешной профессиональной самореализации; формирование у молодежи современного мировоззрения, направленного на решение задач возрождения России, создания демократического гражданского общества, развитой современной экономики; подготовка дипломированных специалистов разного уровня и высококвалифицированных рабочих в соответствии с реальными потребностями регионального рынка труда |
Областная программа "Лидер в социальной и предпринимательской деятельности" разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, программами в области образовательной, воспитательной и молодежной политики Пензенской области.
Современный этап социального и экономического развития России требует формирования личности, способной достичь жизненного успеха. Сегодня главная роль в решении задач развития экономики, науки, техники, технологий и социальной сферы принадлежит людям, способным креативно мыслить, работать в команде, управлять производством, успешно заниматься предпринимательской деятельностью, обладающим проектным мышлением и аналитическими способностями. На первое место выходит понимание способов применения собственного опыта, знаний, склонностей и способностей при решении конкретных жизненных и профессиональных задач, умение убедить и повести за собой других людей, объединить и использовать их качества и умения на достижение поставленной цели. Обществу требуются энергичные, предприимчивые работники, обладающие качествами лидера, готовые и умеющие организовать созидательную, социально полезную деятельность.
Необходимость формирования и воспитания качеств лидера непосредственно связана с актуализацией роли управления в современной общественной жизни. Одним из важнейших социальных требований, предъявляемых к современной системе российского образования, является формирование будущей профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. В соответствии с этим возникает потребность в подготовке и воспитании таких людей, в формировании и развитии качеств лидера у современных школьников и студентов. Образовательная и воспитательная система должна работать на воспитание гражданина-лидера, истинного патриота своей страны, своей малой родины. При этом обладание лидерскими качествами не должно стать монополией политической или экономической элиты. Не менее важны для новой России лидеры-работники, воспринимающие труд как важнейшую общественную потребность, обладающие инициативой и способностью к творчеству.
В то же время сегодня целенаправленная работа по формированию у учащейся молодежи качеств лидера-предпринимателя, лидера-организатора практически не осуществляется напрямую в учреждениях образования региона, хотя в учебные планы и программы ряда образовательных учреждений включены отдельные курсы и учебные дисциплины, работающие на достижение этой цели.
Данная Программа рассчитана на подготовку учащейся молодежи Пензенской области к самостоятельной трудовой деятельности.
Реализация Программы поможет разрешению проблемы отставания системы образования от требований социально-экономического развития, созданию условий интеграции образовательной и практической деятельности, для социализации школьников, их адаптации к современным социально-экономическим условиям, способствовать углублению профилизации образования.
Цель Программы состоит в обеспечении условий для формирования и развития у школьников и учащихся учреждений профессионального образования качеств лидера, способного организовать и успешно осуществлять созидательную, социально полезную деятельность во всех сферах общественной жизни. Программа рассчитана на реализацию в образовательных учреждениях всех типов и видов.
На достижение поставленной цели направлены следующие основные задачи, которые призвана решить Программа:
1) создание условий, способствующих воспитанию социально активных, компетентных в вопросах экономики, менеджмента и психологии граждан, обладающих способностью к творческой созидательной деятельности;
2) формирование у учащейся молодежи современного мировоззрения, направленного на решение задач возрождения России, создания демократического гражданского общества, развитой современной экономики;
3) вооружение школьников, учащихся и студентов учреждений профессионального образования всех уровней теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для успешного осуществления предпринимательской, социальной деятельности; оказание психологической помощи, развитие умений самоорганизации и организации работы большой и малой группы.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области. Объем финансирования Программы 6,2 млн. рублей, в том числе по годам: 2006 год - 2 млн. рублей, 2007 год - 2,1 млн. рублей, 2008 год - 2,1 млн. рублей. Объемы финансирования Программы уточняются ежегодно законом о бюджете Пензенской области на соответствующий год.
Программа рассчитана на 2005-2008 годы.
Основным разработчиком и координатором Программы является Министерство образования и науки Пензенской области.
Обеспечение научно-методического сопровождения Программы возлагается на Пензенский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Исходя из того, что задачи воспитания лидера не могут быть решены посредством проведения разовой акции или изучения одного какого-либо учебного курса, Программа предполагает включение ряда курсов, направленных на формирование и развитие лидерских качеств, на подготовку молодежи на разных ступенях обучения.
С этой целью Программа предусматривает целенаправленное изучение следующих теоретических курсов: психология личности и психология общения, основы экономики и менеджмента, основы предпринимательской деятельности и управления, конфликтология.
В целом Программа предполагает включение указанных выше курсов в основной общеобразовательной школе (прежде всего - в предпрофильном 9-м классе), а также в профильных классах различной направленности (в первую очередь - экономической, технической, гуманитарной и предметно-деятельностной) в виде элективных или факультативных курсов.
В учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается включение в учебный план дисциплин, предлагаемых для изучения в рамках Программы.
Для подготовки специалистов, способных обеспечить образовательную и воспитательную работу в новых условиях, предусматривается разработка программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров и их осуществление на базе учреждений высшего профессионального образования и повышения квалификации Пензенской области.
Разработка и общее руководство процессом реализации программы возлагается на Министерство образования и науки Пензенской области.
Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Пензенской области.
Взаимодействие с исполнителями Программы и текущее управление реализацией Программы осуществляет Министерство образования и науки Пензенской области.
N | Мероприятия | Срок выполнения | Ответственные за выполнение | Финансирование | |||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |||||
1. Нормативно-правовое обеспечение | |||||||
1.1 | Определение форм сотрудничества с учреждениями и предприятиями, на которых могут работать учащиеся; установление взаимодействия с общественными объединениями предпринимателей, товаропроизводителей, с работодателями и службами занятости | Декабрь 2005 г. | Министерство образования и науки Пензенской области | ||||
1.2 | Разработка положений: | Октябрь 2005 г. | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПК и ПРО | ||||
2. Информационно-методическое и кадровое обеспечение | |||||||
2.1 | Изучение опыта реализации программ, направленных на формирование качеств лидера, разработка оптимальных для Пензенской области вариантов включения образовательной программы "Лидер в социальной и предпринимательской деятельности" в учебные планы общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального, а также дополнительного образования | Декабрь 2005 г. | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПК и ПРО | ||||
2.2 | Определение вариативных курсов и дисциплин, входящих в программу воспитания качеств лидера, которые необходимо включить в планы учебной и воспитательной работы образовательных учреждений разного типа. Разработка примерных учебных планов для разных профилей обучения в общеобразовательной и профильной школе | Декабрь 2005 г. | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПК и ПРО | ||||
2.3 | Разработка и реализация модели "Школа юного лидера" на базе экспериментальной площадки ИПК и ПРО - ГОУ "Общеобразовательный лицей-интернат среднего (полного) общего образования N 3 г.Пензы" | Октябрь 2005 г. | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПК и ПРО | ||||
2.4 | Разработка учебных программ и учебно-методических рекомендаций по образовательной программе "Лидер в социальной и предпринимательской деятельности" для предпрофильной и профильной общеобразовательной школы, учреждений дополнительного образования, профессионального образования всех уровней | Декабрь 2005 г. | ИПК и ПРО, ГОУ "Общеобразовательный лицей-интернат среднего (полного) общего образования N 3 г.Пензы", учреждения образования | ||||
2.5 | Подготовка учебных программ и планов работы с педагогами, осуществляющими работу по образовательной программе "Лидер в социальной и предпринимательской деятельности" | Декабрь 2005 г. | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПК и ПРО, ГОУ "Общеобразовательный лицей-интернат среднего (полного) общего образования N 3 г.Пензы" | ||||
2.6 | Разработка планов и программ работы по профориентации учащихся | Октябрь 2005 г. | ГОУ "Общеобразовательный лицей-интернат среднего (полного) общего образования N 3 г.Пензы" | ||||
2.7 | Включение вопросов организации работы по образовательной программе "Лидер в социальной и предпринимательской деятельности" в программы курсовой подготовки и повышения квалификации педагогов | 2005-2006 | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПК и ПРО | ||||
2.8 | Проведение специальных обучающих семинаров и тренингов для педагогов, участвующих в реализации Программы | 2005-2006 | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПК и ПРО | ||||
2.9 | Разработка диагностических методик оценки эффективности Программы | Май 2006 г. | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПК и ПРО | ||||
3. Обеспечение условий для воспитания лидерских качеств у молодежи | |||||||
3.1 | Организовать и провести конкурс проектов образовательных учреждений "Лидер в социальной и предпринимательской деятельности" | Ежегодно, апрель | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПК и ПРО. | ||||
3.2 | Организовать и провести конкурс работ учащихся | Апрель 2007 г. | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПК и ПРО | ||||
3.3 | Осуществить мониторинг эффективности Программы | Ежегодно | Министерство образования и науки Пензенской области | ||||
4. Материально-техническое обеспечение | |||||||
4.1 | Приобретение оборудования для победителей областного конкурса проектов образовательных учреждений "Лидер в социальной и предпринимательской деятельности" | Министерство образования и науки Пензенской области | 2 000 | 2 000 | 2 000 | ||
4.2 | Приобретение оборудования для победителей областного конкурса работ учащихся "Я знаю, я умею, я могу". | Министерство образования и науки Пензенской области | 100 | 100 | |||
Всего по Программе | 2 000 | 2 100 | 2 100 |