Недействующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 3 декабря 2004 года N 697-ЗПО


Об областной программе "Развитие системы воспитательной работы
 в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Пензенской области от 03.06.2016 N 2918-ЗПО, вступившего в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
____________________________________________________________________



Принят
 Законодательным Собранием
 Пензенской области
 30 ноября 2004 года

Статья 1


Утвердить прилагаемую областную программу "Развитие системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы".

Статья 2


Установить, что объемы финансирования программы корректируются с учетом реальных возможностей бюджета Пензенской области на соответствующий год.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.



Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев


г. Пенза
3 декабря 2004 года
N 697-ЗПО

УТВЕРЖДЕНА
Законом Пензенской области
 от 3 декабря 2004 года N 697-ЗПО



     ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
     "Развитие системы воспитательной работы
 в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы"


     Паспорт программы

Наименование Программы

-

Областная программа "Развитие системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы" (далее - Программа)

Государственный заказчик

-

Министерство образования и науки Пензенской области

Основание для разработки Программы

-

постановление Правительства Пензенской области от 5 августа 2004 г N 601-пП

Разработчики Программы

-

Министерство образования и науки Пензенской области

Цели и задачи Программы

-

     обеспечение условий для развития воспитательных систем образовательных учреждений всех типов и видов, содействующих развитию социально и культурно компетентной, физически и нравственно здоровой личности;

     повышение значимости воспитания в областной системе образования;

     осуществление комплексного подхода к решению задач эстетического, экологического, трудового и физического воспитания, расширение состава субъектов воспитания;

     вовлечение молодежи в систематические занятия физкультурой и спортом;

     совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

     оказание социальной и психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

     стабилизация семьи как социального института;

     организация активного творческого досуга несовершеннолетних и молодежи;

     решение задачи трудоустройства педагогических работников, подлежащих сокращению в 2004-2005 учебном году

Срок реализации Программы

-

2004-2005 годы

Ответственные за исполнение Программы

-

Министерство образования и науки Пензенской области

Источники финансирования Программы

-

бюджеты муниципальных образований, бюджет Пензенской области

Ожидаемые конечные результаты

-

     развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений различных типов и видов;

     обеспечение условий для развития творческой личности;

     повышение эффективности сотрудничества субъектов социального партнерства по вопросам воспитания подрастающего поколения;

     укрепление связи образовательных учреждений и семьи в процессе воспитания детей и подростков;

     организация целостного образовательного пространства в виде межшкольных центров развития молодежи, обеспечивающих разностороннее развитие, нравственное, физическое воспитание;

     снижение численности безнадзорных детей, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних.

     

     
     I. Содержание проблемы и обоснование
 необходимости ее решения программными методами


Программа "Развитие системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы" разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Программой развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы, проектом Государственной программы "Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года", федеральной целевой Программой "Дети России" на 2003-2006 годы, программами в области воспитательной и молодежной политики Правительства Пензенской области.

В настоящее время в России заметно усилились внимание и требовательность к образованию и воспитанию со стороны родителей, общественности, властных структур. Это связано с ростом асоциального поведения детей и подростков, одной из причин которого является нерациональная организация досуговой деятельности, детская безнадзорность, особенно во время каникул, в праздничные и выходные дни. Немалую роль в этом играет и характерный для современного общества кризис семьи, который приводит к существенному снижению ее воспитательного потенциала.

В области возрастает количество детей, стоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел из неполных семей, семей безработных и морально неблагополучных. Не снижается количество преступлений, совершенных несовершеннолетними. Кроме того, заметное влияние на процесс духовного становления молодежи оказывают проблемы, связанные со становлением современной российской цивилизации: снижение жизненного уровня населения, безответственность средств массовой информации, пропагандирующих жестокость, насилие, равнодушие, усиление межнациональной напряженности, криминализация общества.

Однако, несмотря на признание задачи воспитания детей одной из главных стратегических задач современного российского общества, можно говорить о том, что пока еще не вполне четко определены приоритеты воспитательной политики, не выработан комплекс практических мер по решению проблем воспитания молодежи.

Сегодня в области происходит формирование благоприятных условий для интенсивного развития социального института воспитания, для усиления эффективности воспитательного воздействия учреждений образования и культуры на подрастающее поколение с целью духовно-нравственного и гражданского становления личности и ее социализации. Формируются новые культурные основы воспитания - плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание молодежи, взаимодействие семьи, общества и государства в деле воспитания человека и гражданина.

В современных условиях важной представляется такая организация работы образовательного учреждения, когда оно на практике представляет собой "территорию интересов" учащихся, функционирует в режиме "школы полного дня", обеспечивая занятость молодежи и досуговую деятельность детей и подростков. Особую роль в решении этой задачи играют система дополнительного образования детей, детские общественные организации и объединения, организация внеклассной воспитательной работы учреждения.

Сегодня 88 тысяч учащихся во внеурочное время занимаются в объединениях по интересам в общеобразовательных школах техническим и художественным творчеством, спортом, туризмом и краеведением. 79 тысяч школьников посещают учреждения дополнительного образования детей. Более 77 тысяч детей и подростков заняты социально-значимой деятельностью в детских общественных объединениях, действующих на базе образовательных учреждений.

В соответствии с федеральными программами, программами Правительства Пензенской области приоритетным направлением работы педагогических коллективов региона становится работа по формированию целостного образовательного пространства. Это объясняется тем, что сегодня именно школа является центром социально-культурной жизни как в сельской, так и в городской местности. Образовательные учреждения располагают достаточным кадровым потенциалом для решения многих из поставленных задач в сфере физического и нравственного воспитания и укрепления здоровья молодежи.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей, а также с проблемами безнадзорности детей и подростков, обуславливает необходимость их решения программными методами путем реализации системы мероприятий, направленных на формирование межшкольных центров развития молодежи на основе объединения учреждений образования и физкультурно-оздоровительных комплексов и построения партнерских отношений со всеми заинтересованными учреждениями и организациями.

В настоящее время в областном центре и в большинстве районов Пензенской области осуществляется строительство физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов). Один физкультурно-оздоровительный комплекс сдан в эксплуатацию, ведется строительство 6 ФОКов, 21 - находится в стадии подготовки к строительству.

Создание межшкольных центров развития молодежи будет способствовать формированию единого воспитательного пространства конкретного социума, развитию общественных форм управления, укреплению кадрового потенциала, занимающегося вопросами воспитания, а также позволит решить задачу трудоустройства педагогических работников, подлежащих сокращению в 2004/2005 учебном году путем их перепрофилирования.

Программа ориентирована на превращение образовательных учреждений Пензенской области в центры социально-культурной, спортивно-оздоровительной массовой работы с детьми, молодежью, представителями других возрастных групп.

Реализация Программы будет способствовать:

- развитию системы воспитания и дополнительного образования детей в Пензенской области;

- повышению общественного статуса воспитания с учетом социально-экономических, этнокультурных, экологических, демографических и других особенностей региона;

- повышению эффективности сотрудничества субъектов социального партнерства в воспитании детей и молодежи;

- укреплению связи образовательных учреждений и семьи.

II. Основные цели и задачи Программы


Цель Программы состоит в обеспечении условий для развития воспитательных систем, содействующих развитию социально и культурно компетентной, физически и нравственно здоровой личности в образовательных учреждениях всех типов и видов.

На достижение поставленной цели направлены следующие основные задачи:

1) повышение значимости воспитания в региональной системе образования, укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений разных типов и видов, координация их деятельности;

2) создание условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан;

3) осуществление комплексного подхода к решению задач эстетического, экологического, трудового и физического воспитания, расширение состава субъектов воспитания;

4) формирование нравственного и здорового образа жизни, вовлечение молодежи в систематические занятия физкультурой и спортом;

5) совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

6) оказание социальной и психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; стабилизация семьи как социального института;

7) осуществление мер по обеспечению занятости молодежи, укрепление взаимодействия семьи и образовательных учреждений;

8) организация активного творческого досуга несовершеннолетних и молодежи;

9) укрепление кадрового потенциала образовательных учреждений, занимающегося вопросами воспитания.

III. Источники финансирования Программы


Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах выделенных ассигнований из бюджета Пензенской области, за счет перераспределения ставок и, соответственно, денежных средств, высвобождаемых в результате уменьшения контингента учащихся и сокращения классов и групп.

Финансирование мероприятий пунктов 4.2 и 4.3 (в части реконструкции спортивных залов и площадок) раздела VII Программы осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области и бюджетов муниципальных образований по соглашению на основе софинансирования в соотношении 70 процентов расходов из средств бюджета Пензенской области и 30 процентов средств местных бюджетов. Объем финансирования за счет средств бюджета Пензенской области (в Программе предусмотрено 50,0 млн. рублей) определяется исходя из утвержденных законом Пензенской области о бюджете на соответствующий год сумм.

Финансирование мероприятий пункта 4.3 (в части строительства спортзалов) раздела VII Программы осуществляется в рамках программы капитального строительства объектов Правительства Пензенской области на соответствующий год.     

IV. Сроки реализации Программы


Программа рассчитана на 2004-2005 годы.     

V. Механизм реализации Программы


Координатором Программы является Министерство образования и науки Пензенской области. Предполагается привлечение к реализации Программы Министерства культуры и Комитета по физической культуре, спорту и туризму Пензенской области.

Исполнителями Программы выступают органы управления образованием муниципальных образований, учреждения образования и культуры Пензенской области.

Обеспечение научно-методического сопровождения Программы возлагается на институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее - ИПК и ПРО), методические службы органов управления образованием.

Реализация Программы предусматривает:

1) создание муниципальных программ развития системы воспитательной работы;

2) укрепление материально-технической базы воспитания и дополнительного образования детей;

3) усиление кадрового потенциала системы общего и дополнительного образования детей.

Исполнение Программы осуществляется на основе двухсторонних соглашений, заключенных государственным заказчиком (Министерством образования и науки Пензенской области) с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, давших согласие участвовать в реализации данной Программы на условиях софинансирования.     

VI. Организация управления Программой и контроль за ее реализацией


1. Министр образования и науки Пензенской области является руководителем Программы "Развитие системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы".

2. Руководитель Программы несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления ее реализацией Программы, возглавляет научно-координационный совет Программы.

3. Текущее управление реализацией Программы осуществляет государственный орган управления образованием.

4. Реализация Программы осуществляется на основе проектов программных мероприятий.

5. При необходимости, государственный орган управления образованием вносит предложения о продлении срока реализации Программы.

6. Государственный орган управления образованием организует экспертные проверки (декабрь, май текущего года) хода реализации Программы. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации Программы, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию, и конечные результаты программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»