____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Пензенской области от 29 декабря 2005 года N 1079-пП
____________________________________________________________________
В целях обеспечения условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов, повышения социального статуса воспитания в региональной системе образования, создания условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан, Правительство Пензенской области
постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Программу развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы.
2. Министерству образования и науки Пензенской области (Скачков Ю.П.):
- обеспечить текущее управление реализацией программы, координацию работы и взаимодействие между ее исполнителями;
- ежегодно до 25 января представлять в Правительство Пензенской области отчеты о реализации программных мероприятий по итогам прошедшего года.
3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области на основе областной программы разработать соответствующие программы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях на 2004 - 2005 годы.
4. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Пензенской области Е.А. Столярову.
Губернатор Пензенской области
В.К. Бочкарев
ПРОГРАММА
развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях
Пензенской области на 2004 - 2005 годы
Наименование Программы | Программа развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы |
Основание для разработки Программы | постановление Губернатора Пензенской области |
Основные разработчики Программы | Министерство образования и науки Пензенской области |
Исполнители Программы | учреждения общего и дополнительного образования, физкультурно-оздоровительные комплексы |
Цель Программы | обеспечение условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов, содействующих развитию социально и культурно компетентной, физически и нравственно здоровой личности |
Задачи Программы | повышение социального статуса воспитания в региональной системе образования, укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений (ОУ) разных видов и типов, координация их деятельности; создание условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан; осуществление комплексного подхода к решению задач эстетического, экологического, трудового и физического воспитания, расширение состава субъектов воспитания; формирование здорового и нравственного образа жизни, вовлечение молодежи в систематические занятия физкультурой и спортом; совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; оказание социальной и психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; стабилизация семьи как социального института; осуществление мер по обеспечению занятости молодежи, укреплению взаимодействия семьи и ОУ; организация активного творческого досуга несовершеннолетних и молодежи; решение задачи трудоустройства педагогических работников, подлежащих сокращению в 2004/2005 учебном году. |
Срок реализации Программы | 2004-2005 гг. |
Перечень основных мероприятий Программы | разработка и создание необходимых научно-методических, кадровых, организационных и информационных условий для развития воспитательных систем; организация работы ОУ в режиме "школы полного дня"; интеграция деятельности учреждений образования и культуры в вопросах воспитания через создание самоуправляемой некоммерческой общественной организации - Совета директоров; создание Межшкольных центров развития молодежи на основе объединения учреждений образования и физкультурно-оздоровительных комплексов; программное и кадровое обеспечение организации воспитательной работы с детьми, подростками и жителями микрорайона; обеспечение качественного образования и всестороннего развития и воспитания молодежи через вовлечение в занятия физкультурой и спортом, пропаганду здорового образа жизни; разработка новых форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществление мониторинга процесса социальной реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | развитие воспитательного потенциала ОУ различных видов и типов в гражданском, физическом и нравственном воспитании, обеспечении возможностей творческой самореализации личности; повышение эффективности сотрудничества субъектов социального партнерства в воспитании молодежи, укрепление связи ОУ и семьи в процессе воспитания детей и подростков; организация целостного образовательного пространства в виде межшкольных центров развития молодежи, обеспечивающих образование, разностороннее развитие, нравственное, культурное и физическое воспитание; укрепление здоровья молодежи, снижение числа хронических заболеваний у детей и подростков, связанных с низкой двигательной активностью; снижение численности безнадзорных детей, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних |
Программа развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Программой развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы, проектом Государственной программы "Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года", федеральной целевой Программой "Дети России" на 2003-2006 годы, программами в области воспитательной и молодежной политики Правительства Пензенской области.
Разработка и общее руководство процессом реализации Программы возлагается на Министерство образования и науки Пензенской области.
Данная Программа нацелена на обеспечение условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов, содействующих развитию социально и культурно компетентной, физически и нравственно здоровой личности.
Программа призвана обеспечить качественное образование, разностороннее развитие, культурное и физическое воспитание детей и подростков, снижение численности безнадзорных детей, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних. Реализация Программы будет способствовать повышению социального статуса воспитания в региональной системе образования, укреплению и развитию воспитательных функций образовательных учреждений разных видов и типов, координации их деятельности; созданию условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан, укреплению здоровья молодежи.
Программа ориентирована на превращение образовательных учреждений Пензенской области в комплексные центры социально-культурной, спортивно-оздоровительной массовой работы не только с молодежью, но и с представителями всех возрастных групп. Реализация Программы будет способствовать повышению эффективности сотрудничества субъектов социального партнерства в воспитании молодежи, укреплению связи образовательных учреждений и семьи в процессе воспитания детей и подростков.
В настоящее время в России заметно усилились внимание и требовательность к образованию и воспитанию со стороны родителей, общественности, властных структур. Это связано с ростом асоциального поведения детей и подростков, одной из причин которого является нерациональная организация досуговой деятельности, детская безнадзорность, особенно во время каникул и в праздничные и выходные дни. Немалую роль в этом играет и характерный для современного общества кризис семьи, который приводит к существенному снижению ее воспитательного потенциала. Кроме того, заметное влияние на процесс духовного становления молодежи оказывают проблемы, связанные с развитием современной российской цивилизации.
Однако, несмотря на признание задачи воспитания детей одной из главных стратегических задач современного российского общества, можно говорить о том, что пока еще не вполне четко определены приоритеты воспитательной политики, не выработан комплекс практических мер по решению проблем воспитания молодежи.
Очевидно, что к числу приоритетных задач в области воспитания относится формирование здорового и нравственного образа жизни, что предполагает повышение общей культуры, сохранение физического и нравственного здоровья, компетентность и грамотность личности; эстетическое, экологическое, трудовое и физическое воспитание, а также воспитание гражданственности и патриотизма.
Сегодня происходит формирование благоприятных условий для интенсивного развития в регионе социального института воспитания, для реального повышения его социального статуса и воспитательного потенциала, для усиления эффективности воспитательного воздействия учреждений образования и культуры на подрастающее поколение с целью духовно-нравственного и гражданского становления личности и ее социализации. Формируются новые культурные основы воспитания - плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание молодежи, взаимодействие семьи, общества и государства в деле воспитания человека и гражданина.
Разрешение проблем образования и воспитания возлагается на органы и учреждения образования (общего и дополнительного), а также учреждения культуры. Однако на сегодняшний день можно констатировать недостаточную координацию их деятельности, снижение их организационно-методической роли, что связано как с недостаточностью материально-технической базы, так и с проблемами кадрового обеспечения.
Если вопросы предоставления учащимся качественного современного образования школой решаются вполне успешно, то блок воспитательной работы в основном возложен на того же педагога-универсала, который зачастую является одновременно учителем, воспитателем и организатором. Проблемой также является то, что часто образовательное учреждение не выступает (и не может выступать) подлинным центром для организации не только внутришкольных, а районных или городских мероприятий с детьми, по проведению действенных и интересных акций для жителей всего микрорайона.
Важной представляется такая организация работы образовательного учреждения, чтобы оно на практике представляло собой "территорию интересов" учащихся, функционировало в режиме "школы полного дня", обеспечивая занятость молодежи и досуговую деятельность детей и подростков.
В настоящее время главное место в организации досуга у значительной части подростков занимает компьютер. При этом несбалансированное виртуальное общение развивает у ребенка опосредованное восприятие мира, формирует ситуацию отчуждения от этнических корней, истории и культуры своего народа. Кроме того, интерес молодежи к работе с компьютером реализуется либо дома, либо в частных компьютерных клубах, которые имеют коммерческую направленность. В основном дети и подростки ориентируются на компьютерные игры, связанные с насилием и жестокостью. Следует отметить также явно недостаточный уровень общественной активности детей и подростков (по официальным данным в деятельности молодежных и детских общественных объединений участвует около 41% молодых россиян).
В то же время по предварительным данным о тарификации в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004/2005 учебный год предусматривается довольно значительное сокращение количества педагогических ставок (приблизительно 900 по области), вызванное сокращением числа класс-комплектов. При этом наибольшее количество подлежащих сокращению педагогических ставок - педагоги, работающие в 5-9-х и 10-11-х классах.
В соответствии с этим Министерство образования и науки Пензенской области считает целесообразным осуществление Программы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области, что позволит поднять на качественно новый уровень воспитание и развитие молодежи.
В связи с тем, что особую актуальность для решения задач воспитания имеют вопросы физического оздоровления молодежи, активизации спортивно-массовой работы, настоящая Программа развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы включает в себя также Подпрограмму формирования межшкольных центров развития молодежи на основе создания комплексов, объединяющих учреждения образования и ФОКи.
Цель Программы состоит в обеспечении условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов, содействующих развитию социально и культурно компетентной, физически и нравственно здоровой личности.
На достижение поставленной цели направлены следующие основные задачи, которые призвана решить Программа:
- повышение социального статуса воспитания в региональной системе образования, укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений разных видов и типов, координация их деятельности;
- создание условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан;
- осуществление комплексного подхода к решению задач эстетического, экологического, трудового и физического воспитания, расширение состава субъектов воспитания;
- формирование здорового и нравственного образа жизни, вовлечение молодежи в систематические занятия физкультурой и спортом;
- совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- оказание социальной и психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, стабилизация семьи как социального института;
- осуществление мер по обеспечению занятости молодежи, укреплению взаимодействия семьи и образовательных учреждений;
- организация активного творческого досуга несовершеннолетних и молодежи;
- решение задачи трудоустройства педагогических работников, подлежащих сокращению в 2004/2005 учебном году.
Срок реализации Программы - 2004- 2005 годы.
Программа содержит конкретные мероприятия, направленные на реализацию поставленных целей и задач.
Основные направления работы по реализации программы состоят в следующем:
- разработка и создание необходимых научно-методических, кадровых, организационных и информационных условий для развития воспитательных систем;
- организация работы образовательных учреждений в режиме "школы полного дня";
- установление интеграции деятельности учреждений образования и куль туры в вопросах воспитания через создание самоуправляемой некоммерческой общественной организации - Совета директоров;
- создание межшкольных центров развития молодежи на основе объединения учреждений образования и ФОКов;
- программное и кадровое обеспечение организации воспитательной работы с детьми, подростками и взрослыми жителями микрорайона;
- обеспечение качественного образования и всестороннего развития и воспитания молодежи через вовлечение в занятия физкультурой и спортом, пропаганду здорового образа жизни;
- разработка новых форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществление мониторинга процесса социальной реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.
NN п/п | Основные мероприятия | Сроки | Ответственные за выполнение |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Разработка и создание необходимых научно-методических, кадровых, организационных и информационных условий для развития воспитательных систем | 2004-2005 гг. | Министерство образования и науки Пензенской области, областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПКиПРО) |
1 | Разработка нового штатного расписания для образовательных учреждений (ОУ) Пензенской области, обеспечивающего активизацию воспитательной работы | июль-август 2004 г. | Министерство образования и науки Пензенской области |
2 | Упорядочение и укрепление кадровой, материально-технической базы ОУ | 2004-2005 гг. | Министерство образования и науки Пензенской области |
3 | Обновление программно-методического содержания, обеспечение вариативности воспитательных систем ОУ | 2004-2005 гг. | Министерство образования и науки Пензенской области, областной ИПКиПРО |
4 | Повышение уровня работы со СМИ по вопросам воспитания детей, подростков и их родителей; обобщение опыта воспитательной работы ОУ, усиление пропаганды передовых методик и утверждение культа семьи через СМИ | 2004-2005 гг. | Министерство образования и науки Пензенской области, областной ИПКиПРО |
5 | Повышение профессионального уровня управления процессом воспитания, обеспечение взаимодействия системы образования со всеми социальными институтами, прежде всего - с семьей | 2004-2005 гг. | Министерство образования и науки Пензенской области, органы управления образованием |
2. | Организация работы ОУ в режиме "школы полного дня" | 2004/2005 учебный год | Министерство образования и науки Пензенской области, органы управления образованием |
1 | Развитие системы дополнительного образования и различных форм внеурочной деятельности в образовательных учреждениях; усиление их воспитывающих функций | 2004-2005 гг. | администрация ОУ |
2 | Разработка планов и программ воспитательной работы ОУ, направленных на превращение школы в "территорию интересов" учащихся и их родителей, жителей микрорайона и предусматривающих возможность организации их досуговой деятельности на базе ОУ в течение всего дня (с 8.00 до 21.00), включая выходные дни и период школьных каникул | август-сентябрь 2004 г. | органы управления образованием, администрация ОУ |
3 | Усиление досугового компонента ОУ, создание условий для самовыражения детей и подростков в творчестве, клубной и досуговой организованной активности, занятиях спортом | 2004/2005 учебный год | администрация ОУ |
4 | Организация воспитательной работы ОУ в социуме, разработка и проведение общественно значимых акций и мероприятий для учащихся и всех жителей микрорайона | 2004/2005 учебный год | администрация ОУ |
5 | Организация работы компьютерных и интернет-клубов на базе компьютерных классов ОУ | сентябрь-ноябрь 2004 г. | администрация ОУ |
6 | Использование спортивных залов и помещений ОУ для заботы спортивных и туристических секций и кружков в течение всего свободного от учебных занятий времени | 2004/2005 учебный год | администрация ОУ |
3. | Установление интеграции деятельности учреждений образования и культуры в вопросах воспитания через создание самоуправляемой некоммерческой общественной организации - Совета директоров | 2004/2005 учебный год | Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, органы управления образованием |
1 | Проведение учредительных конференций или совещаний по районам области (микрорайонам городов) по созданию советов директоров ОУ | август-сентябрь 2004 г. | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО, органы управления образованием |
2 | Подготовка и проведение семинара-конференции по определению основных задач и направлений работы Совета директоров ОУ | сентябрь 2004 г. | Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, ИПКиПРО |
3 | Разработка и утверждение советами директоров интегрированных планов и программ воспитательной работы ОУ в районах (микрорайонах), предусматривающих максимально возможное использование имеющегося кадрового потенциала и материально-технической базы | сентябрь-ноябрь 2004 г. | органы управления образованием, учреждения культуры |
4 | Осуществление советами директоров координации воспитательной работы в социуме, предусматривающей вовлечение детей, подростков и их родителей, жителей микрорайона (района) | 2004-2005 гг. | Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, органы управления образованием |
4. | Создание межшкольных центров развития молодежи (МЦР) на основе объединения учреждений образования и ФОКов | 2004-2005 гг. | Министерство образования и науки Пензенской области, Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму |
1 | Разработка Положения о деятельности межшкольных центров развития молодежи | август-сентябрь 2004 г. | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО |
2 | Разработка штатного расписания для МНР | август-сентябрь 2004 г. | Министерство образования и науки Пензенской области |
3 | Определение базовых ОУ для создания МЦР, комплектование кадров, создание материально-технической базы Межшкольных центров развития молодежи | сентябрь-ноябрь 2004 г. | Министерство образования и науки Пензенской области, органы управления образованием |
4 | Разработка программ и планов спортивно-оздоровительной работы МЦР в микрорайоне, координация деятельности МЦР через советы директоров и их осуществление | 2004-2005 гг. | Министерство образования и науки Пензенской области, органы управления образованием, Комитет по физической культуре, спорту и туризму |
5 | Развитие форм работы, направленных на организацию досуга жителей микрорайона, способствующих формированию здорового образа жизни, здоровой семьи; организация воспитательной работы с родителями | 2004-2005 гг. | Министерство образования и науки Пензенской области, органы управления образованием, администрация ОУ |
5. | Программное и кадровое обеспечение организации воспитательной работы с детьми, подростками и жителями микрорайона | 2004-2005 гг. | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО |
1 | Оптимизация административной структуры ОУ, функционально ответственной за воспитательную работу | август-сентябрь 2004 г. | Министерство образования и науки Пензенской области |
2 | Разработка концепции воспитательной работы в ОУ (программ, планов, локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность), предусматривающих использование в целях воспитания возможностей учебно-воспитательного процесса. Обязательное включение в систему воспитательной работы: гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания; работы по использованию регионального компонента образования в воспитательных системах; научно-исследовательской и профориентационной работы; работы по формированию традиций ОУ (школьного музея, газеты и др.); спортивно-оздоровительной работы, пропаганды и внедрения физической культуры и здорового образа жизни; работы по формированию культа "здоровой семьи", организации психолого-консультационной и профилактической работы с учащимися и их родителями. | сентябрь октябрь 2004 г. | администрация ОУ |
3 | Разработка научно-методического сопровождения воспитательных систем, отдельных направлений воспитания в системе образования | 2004-2005 гг. | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО |
4 | Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развитие родительских общественных объединений, привлечение родителей к участию в управлении ОУ, осуществлении воспитательной работы | 2004-2005 гг. | администрация ОУ |
5 | Разработка и осуществление конкретных мер по укреплению статуса социального института семьи и повышению его ценности в общественном сознании | 2004-2005 гг. | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО, администрация ОУ |
6. | Обеспечение качественного образования и всестороннего развития и воспитания молодежи через вовлечение в занятия физкультурой и спортом, пропаганду здорового образа жизни | 2004-2005 гг. | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО |
1 | Содействие здоровому образу жизни учащихся и их родителей через использование возможностей учебно-воспитательного процесса для формирования культуры здоровья потребностей занятий физкультурой и спортом, умения выработать индивидуальную программу охраны здоровья | 2004-2005 гг. | органы управления образованием, администрация ОУ |
2 | Разработка программ и планов спортивно-оздоровительной работы ОУ в микрорайоне, предусматривающих работу секций и кружков, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий и акций для жителей микрорайона, координация деятельности различных ОУ через советы директоров | 2004 г. | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО, органы управления образованием, администрация ОУ |
3 | Развитие форм работы, направленных на организацию досуга жителей микрорайона, целью которых является формирование здорового образа жизни, "здоровой семьи"; организация воспитательной работы с родителями | 2004-2005 гг. | Министерство образования и науки Пензенской области, органы управления образованием, администрация ОУ |
4 | Научно-методическое обеспечение воспитательного процесса, направленного на формирование здорового образа жизни; пропаганда новых методик через СМИ | 2004-2005 гг. | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО |
5 | Активизация использования МИ для пропаганды здорового образа жизни, привлечения молодежи к занятиям физкультурой и спортом | 2004-2005 гг. | Министерство образования и науки Пензенской области, органы управления образованием |
7. | Разработка новых форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществление мониторинга процесса социальной реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков | 2004-2005 гг. | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО |
1 | Усиление роли семьи в воспитании детей; оказание помощи семье в решении проблем в воспитании детей, развитие психолого-педагогического просвещения родителей | 2004-2005 гг. | Органы управления образованием, администрация ОУ |
2 | Содействие осуществлению прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением и в организации воспитательного процесса, целенаправленное вовлечение семьи в этот процесс | 2004-2005 гг. | Органы управления образованием, администрация ОУ |
3 | Создание системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей; осуществление дифференцированного, индивидуального подхода к работе с детьми, подростками и родителями, имеющими негативные девиантные отклонения | 2004-2005 гг. | Органы управления образованием, администрация ОУ |
4 | Осуществление психолого-педагогического мониторинга воспитательного процесса с целью отслеживания состояния проблемных семей, поведения детей и родителей, имеющих негативные отклонения в поведении, и разработки новых методик корректирующего воспитательного воздействия | 2004/2005 учебный год | Министерство образования и науки Пензенской области, органы управления образованием, администрация ОУ |
5 | Интеграция деятельности ОУ с правоохранительными органами | 2004/2005 учебный год | администрация ОУ |
8. | Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров | 2004-2005 гг. | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО |
1 | Подготовка руководящих и педагогических кадров к организации воспитательной деятельности по предусмотренным Программой направлениям через проведение обучающих семинаров и конференций | август-сентябрь 2004 г. | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО, органы управления образованием |
2 | Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов - организаторов вне урочной и внеучебной деятельности в образовательных учреждениях всех видов и типов. Разработка программ курсовой переподготовки педагогических работников, подлежащих сокращению, для работы по специальности "педагог дополнительного образования" и реализация переподготовки педагогов по данным программам | 2004-2005 гг. | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО |
3 | Разработка современного программно-методического обеспечения для специалистов организаторов внеурочной и внеучебной деятельности | 2004-2005 гг. | Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО |