В настоящее время вопросами учета и инвентаризации государственной собственности занимается Министерство государственного имущества Пензенской области. Принят Закон Пензенской области от 8 июля 2002 года N 375-ЗПО "Об управлении собственностью Пензенской области", которым определена компетенция Законодательного Собрания и Правительства Пензенской области по вопросам управления собственностью, а также установлены полномочия органов исполнительной власти области по данному вопросу. В целях организации учета государственного имущества Пензенской области Постановлением Правительства Пензенской области от 3 декабря 1999 года N 582-пП утверждено Положение об учете государственного имущества Пензенской области и ведении реестра государственного имущества Пензенской области, где устанавливаются требования к составу информации о состоянии государственной собственности. Предоставление информации об объектах учета, содержащейся в реестре, рассматривается по официальному запросу заинтересованных лиц. Этими же документами регулируется вопрос о проведении оценки рыночной стоимости объектов собственности с привлечением независимых оценщиков. Проведение рыночной оценки чаще всего применяется в случае совершения каких-либо рыночных операций с собственностью, таких, как приватизация, аренда, продажа и пр.
(в ред. Закона Пензенской области от 29.06.2006 N 1069-ЗПО)
В целях более эффективного использования государственной собственности в рыночных условиях Правительство Пензенской области считает целесообразным применение рыночной оценки объектов собственности в процессе бюджетного планирования.
Основным препятствием для реализации этого мероприятия является необходимость привлечения независимых оценочных организаций, что достаточно затратно по времени и финансам. Кроме того, требуется принятие соответствующих нормативных правовых актов, касающихся раскрытия информации о собственности Пензенской области, проведения рыночной оценки собственности, привлечения на конкурсной основе оценочных компаний и пр. В отношении "специфических" активов (земля, лесные и водные ресурсы, объекты инфраструктуры и т.п.), не учитываемых в финансовой отчетности по тем или иным причинам, следует проводить работу по их выявлению, методологии учета и включению в финансовую отчетность. Наибольший приоритет с позиции учета и отчетности имеют активы, с которыми связаны существенные доходы бюджета, т.е. наиболее ликвидные.
На первом этапе планируется проведение инвентаризации собственности Пензенской области, в том числе по организациям, доли уставного капитала которых принадлежат Пензенской области, за последние три отчетных года, утверждение положения о раскрытии информации о собственности Пензенской области и порядка оценки ее рыночной стоимости независимыми организациями. Порядок будет устанавливать необходимость публикации в печатных и электронных средствах массовой информации о рыночной стоимости объектов в государственной собственности, что позволит привлекать общественность к процессу инвестирования и более эффективному использованию собственности.
Планируемое состояние по результатам второго этапа - в состав материалов, прилагаемых к бюджету за последний отчетный год, входит объем стоимости объектов, находящихся в собственности Пензенской области, в том числе по отдельным объектам собственности.
На втором этапе реформы планируется начать инвентаризацию таких активов, как земля, лесные и водные ресурсы, объекты инфраструктуры и т.п., практическое применение данных о рыночной стоимости объектов областной собственности в процессе бюджетного планирования и публикацию этих данных в средствах массовой информации и сети Интернет.
Основным риском при реализации Программы является превышение расходов бюджета на независимую рыночную оценку объектов такой собственности над экономическим эффектом от учета этого показателя в процессе бюджетного планирования. Средством минимизации данного риска будет проведение независимой оценки, в первую очередь объектов с высокой стоимостью.
Альтернативным подходом может являться сохранение порядка проведения рыночной оценки только в случае совершения операций с имуществом и использования балансовой стоимости для целей бюджетного процесса. Недостатки этого подход были рассмотрены выше.