Приоритетным направлением в расходовании средств бюджета Пензенской области является финансирование социально-культурных мероприятий, удельный вес которого составил 59,3 процента в расходах бюджета на 2005 год.
Законодательным Собранием Пензенской области принят ряд законов, имеющих социальную направленность: Закон Пензенской области от 16 сентября 1999 года N 166-ЗПО "Об образовании в Пензенской области", Закон Пензенской области от 21 апреля 2005 года N 800-ЗПО "О физической культуре и спорте", Закон Пензенской области от 20 сентября 2005 года N 853-ЗПО "О целевой программе "Культура Пензенской области на 2006 - 2010 годы", Закон Пензенской области от 18 ноября 2002 года N 402-ЗПО "Об областной межведомственной программе "Дети Пензенской области" на 2003 - 2006 годы", Закон Пензенской области от 7 апреля 2003 года N 468-ЗПО "Об областной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2003 - 2007 годы)", Закон Пензенской области от 1 марта 2004 года N 587-ЗПО "О Программе реализации государственной молодежной политики "Молодежь Пензенской области (2004 - 2010 годы)" и т.п.
Социальная составляющая бюджета в первую очередь связана с предоставлением соответствующих бюджетных услуг населению. Наибольший прогресс в этом направлении достигнут в сфере здравоохранения, где действующая система обязательного медицинского страхования позволяет Правительству Пензенской области предоставлять медицинские услуги индивидуально, в требуемом объеме и с должным уровнем контроля. В ежегодно разрабатываемой Программе государственных гарантий оказания гражданам Пензенской области бесплатной медицинской помощи определен перечень заболеваний, виды, объемы, условия предоставления и финансирования оказываемой жителям области медицинской помощи с учетом территориальных нормативов по конкретным объемам медицинской помощи и показателей их финансового обеспечения.
Однако, как правило, на практике оценка потребности в предоставляемых бюджетных услугах в Пензенской области основывается на фактических нормах их предоставления (финансовые затраты на единицу объема стационарной помощи, на 1 койко-день, т.д.) и количественных показателях контингента получателей (количество врачебных посещений, койко-дней стационаров и т.д.). Источником данной информации являются ежегодно составляемые отчеты о выполнении плана по сети, штатам и контингентам в бюджетных учреждениях. Они же, являясь основой для планирования бюджетных расходов в составе бюджета Пензенской области на очередной финансовый год, не позволяют должным образом проанализировать потребности и предпочтения потребителей бюджетных услуг.
Кроме того, сложившаяся практика предоставления бюджетных услуг требует коренного изменения, ориентированного на адресность их предоставления, повышение качества, снижение издержек, обеспечение мониторинга и контроля за их предоставлением.
Переход к формированию расходов бюджета Пензенской области с учетом результатов оценки потребности в предоставлении услуг является новым направлением в бюджетном планировании, требует разработки полного перечня предоставляемых бюджетных услуг и показателей оценки их качества и будет сопровождаться принятием целого ряда нормативных правовых актов.
На первом этапе необходимо провести оценку потребности в предоставляемых бюджетных услугах (отдельно по видам бюджетных услуг) и фактически предоставленных бюджетных услугах за последние три отчетных года. Эти мероприятия сопровождаются проведением инвентаризации и составлением перечня всех предоставляемых бюджетных услуг, по которому должен производиться учет потребности в их предоставлении. В ходе инвентаризации осуществляется анализ нормативно-правовой базы в части принятых Пензенской областью обязательств по предоставлению бюджетных услуг и отмена при необходимости нормативных актов, предусматривающих предоставление дополнительных услуг, не обеспеченных реальными источниками финансирования. В связи со сложностью внедрения паспортизация бюджетных услуг, предоставляемых населению, начнется сначала в "пилотных" отраслях - здравоохранение и социальная политика.
На втором этапе реализации Программы предполагается нормативным правовым актом утвердить полный перечень бюджетных услуг, по которым должен производиться учет потребности в предоставлении бюджетных услуг и учет результатов их оценки при формировании расходов бюджета Пензенской области на очередной финансовый год. На этом же этапе планируется осуществлять учет результатов оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг при формировании расходов бюджета Пензенской области на 2008 год.
В целях информирования населения в печатных и электронных средствах массовой информации предполагается публикация результатов оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и фактически произведенных и (или) запланированных расходов.
Создание системы мониторинга предоставляемых бюджетных услуг повысит информированность потребителей бюджетных услуг, усилит ответственность органов власти и поставщиков бюджетных услуг и создаст предпосылки для обеспечения единого уровня обслуживания населения и предоставления бюджетных услуг на территории области.
В связи с необходимостью сохранения социальной направленности существующей политики органов государственной власти Пензенской области альтернатива созданию системы учета предоставляемых бюджетных услуг практически отсутствует. Основой для эффективного функционирования системы управления бюджетными расходами должна стать система мониторинга предоставляемых бюджетных услуг.
Основным риском является большой объем работы, необходимый для составления полного перечня услуг.