Недействующий

О РЕФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2008 ГОДЫ (с изменениями на: 28.11.2008)

3.7.2. Формализация процедур предоставления гарантий (Мероприятие G2)


Планируется провести оценку бюджетной и социальной эффективности неисполненных предоставленных гарантий за три последних отчетных года.

В настоящее время предоставление государственных гарантий по исполнению юридическим лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично проводится в соответствии с Законом Пензенской области от 26 апреля 2004 года N 596-ЗПО "О порядке предоставления государственных гарантий Пензенской области" при условии утверждения законом о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год перечня предоставляемых отдельным юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов бюджета Пензенской области. Государственные гарантии предоставляются на основании Постановления Правительства Пензенской области по форме, утвержденной Постановлением Правительства Пензенской области от 17 мая 2004 года N 248-пП "Об утверждении типовых форм государственной гарантии Пензенской области и Договора о предоставлении государственной гарантии". Одним из основных условий предоставления Государственной гарантии является участие получателя гарантии в реализации проектов и программ по социально-экономическому развитию Пензенской области и (или) участие в выполнении обязательств, вытекающих из заключенных Пензенской областью договоров и соглашений. Обязательным условием выдачи гарантии является предоставление залога в полное обеспечение выданной гарантии. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе, за исключением случаев предоставления гарантий муниципальным образованиям и юридическим лицам, являющимся получателями средств бюджета Пензенской области. Однако формализованная процедура конкурсного отбора претендентов на получение гарантий не утверждена.

Организацию работы по выдаче государственных гарантий, учет выданных гарантий, исполнения получателями гарантированных обязательств, а также учет осуществления платежей по выданным гарантиям осуществляет Министерство финансов.

(в ред. Закона Пензенской области от 14.11.2006 N 1122-ЗПО)

Правительством Пензенской области планируется принятие нормативных правовых актов, нацеленных на повышение эффективности системы предоставления и использования государственных гарантий.

В первую очередь это касается внедрения процедуры конкурсного отбора претендентов на получение гарантии. Планируется обеспечивать публикацию материалов конкурса в средствах массовой информации, включая начальные условия конкурса и результаты конкурсного отбора.

Планируемое состояние по результатам первого этапа - утверждение формализованной процедуры конкурсного отбора претендентов на получение гарантии.

Планируемое состояние по результатам второго этапа - все гарантии, выданные в последнем отчетном году, полностью соответствуют установленной процедуре.

На первом этапе реформы планируется принятие постановления Правительства Пензенской области, регламентирующего процедуру конкурсного отбора претендентов, а также процедуру публикации материалов по конкурсам и их результатам в печатных и электронных средствах массовой информации.

На втором этапе реформы планируется обеспечить полную реализацию установленных процедур на практике, в частности публиковать материалы по конкурсам в средствах массовой информации, а также обеспечить соответствие всех выдаваемых гарантий установленной процедуре.

Альтернативным вариантом развития в данном аспекте является расширение стимулирования инвестиционной активности в регионе посредством облегчения условий предоставления гарантий. Однако в данном случае увеличиваются риски использования бюджетных средств на выполнение обязательств за заемщика, что является недопустимым, поскольку основными функциями органов власти является оказание бюджетных услуг и выполнение государственных функций, и бюджетные средства должны направляться именно на эти цели. В случае расширения практики исполнения гарантий за счет бюджетных средств будет происходить подмена функций финансово-кредитных институтов, так как исполнение гарантии влечет предъявление требований со стороны гаранта к получателю гарантии.

Риском предлагаемого варианта является чрезмерное усложнение процедуры предоставления гарантии, использование бюджетных средств на подготовку и проведение конкурсов при отсутствии востребованности гарантий на требуемых условиях со стороны хозяйствующих субъектов. Также следует отметить риск снижения инвестиционной активности.