Недействующий

О РЕФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2008 ГОДЫ (с изменениями на: 28.11.2008)

1.2. Исходное состояние


Текущее состояние управления финансами Пензенской области свидетельствует о том, что за последние годы проделана значительная работа по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению прозрачности системы бюджетных финансов, управлению региональной собственностью, внедрению новых технологий в формировании и исполнении бюджетов.

Своевременно принятый бюджет является одним из показателей, характеризующих экономическую и социальную стабильность Пензенской области.

Бюджет Пензенской области в последнее время утверждался до начала финансового года. Закон Пензенской области N 424-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2003 год" принят 23 декабря 2002 года. Закон Пензенской области N 570-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2004 год" принят 25 декабря 2003 года.

Бюджет Пензенской области утверждается по главным распорядителям бюджетных средств в разрезе целевых статей, видов расходов бюджетной классификации. Закон публикуется в средствах массовой информации. Все изменения и дополнения в бюджет вносятся только в форме законов.

Отчет об исполнении бюджета Пензенской области рассматривается и утверждается Законодательным Собранием Пензенской области, с последующим опубликованием в печати.

Налоговая политика в Пензенской области ориентирована, прежде всего, на создание благоприятных условий для стимулирования инвестиционной активности, упрощение системы налогообложения для малого бизнеса, улучшения налогового администрирования и повышения на этой основе собираемости налогов во все уровни бюджетов.

Полномочия региональных и муниципальных органов власти по введению региональных и местных налогов и сборов реализованы в Пензенской области полностью.

С целью повышения заинтересованности муниципальных образований в развитии собственной доходной базы Постановлением Правительства Пензенской области от 28 января 2004 года N 40-пП утвержден перечень критериев оценки социально-экономического развития территорий муниципальных образований Пензенской области.

В области межбюджетных отношений с 1997 года обеспечивается единый подход к выравниванию бюджетной обеспеченности. Доходная база муниципальных образований определяется с использованием показателя налогового потенциала - потенциальных доходов, которые могут быть собраны на соответствующих территориях. Такой подход позволяет повысить заинтересованность муниципальных образований в росте налогооблагаемой базы, а также в более эффективном использовании муниципального имущества, доходы от которого не учитывались при формировании межбюджетных отношений. Методика распределения средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований Пензенской области утверждена Законом Пензенской области от 25 декабря 2003 года N 560-ЗПО "О методике распределения средств фондов финансовой поддержки муниципальных образований Пензенской области".

Выравнивание бюджетной обеспеченности производится исходя из индекса налогового потенциала, скорректированного на индекс бюджетных расходов, то есть в формуле учтены как возможные доходы местного бюджета, так и финансируемые органом местного самоуправления расходы.

Нормативы распределения налогов между бюджетами имеют относительную стабильность, за последние годы они изменялись только в соответствии с изменением федерального законодательства или в связи с передачей расходов из одного уровня бюджетной системы в другой.

Привлечение ресурсов, отражаемых как государственный долг, осуществляется в рамках ограничений, ежегодно утверждаемых законом о бюджете Пензенской области. Общий объем долга не превышает доходы бюджета Пензенской области без безвозмездных перечислений из федерального бюджета. При планировании операций в сфере государственного долга Правительство Пензенской области выступает в качестве гаранта по обязательствам третьих лиц лишь в исключительных случаях, принимая во внимание качество обеспечения обязательств заемщиков перед Пензенской областью и их платежеспособность.

В Пензенской области разработана и принята Программа социально-экономического развития Пензенской области на 2003 - 2008 годы.

Программа носит комплексный характер и представляет собой систему ориентиров социально-экономического развития Пензенской области и планируемых Правительством Пензенской области путей достижения указанных ориентиров. Она является документом, обобщающим и координирующим действия органов власти Пензенской области как в экономике, так и в социальной сфере. Программа содержит конкретные производственные, социально-экономические, организационно-хозяйственные мероприятия, увязанные по ресурсам, срокам, исполнителям.

Пензенская область - регион, получающий значительные дотации из федерального бюджета. Более 50 процентов получаемой дотации направляется на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, значительная часть дотации расходуется на приобретение топливно-энергетических ресурсов, остальные средства используются для приобретения медикаментов, оплату питания и социальных выплат.

Отбор строек и объектов для областных государственных нужд, намеченных к реализации с участием бюджетных инвестиций, осуществляется на основе приоритетов и критериев, определяемых Правительством Пензенской области.

Упорядочена процедура выдачи лицензий на предпринимательскую деятельность, создан единый лицензионный центр.

Предприняты шаги по улучшению качества управления собственностью Пензенской области. В составе собственности Пензенской области и муниципальной собственности имеются эффективно функционирующие предприятия.

В Пензенской области осуществляется Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Пензенской области на 2004 - 2010 годы, утвержденная Законом Пензенской области от 27 ноября 2003 года N 549-ЗПО "О программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Пензенской области на 2004 - 2010 годы". В соответствии с Программой в области поэтапно проводятся мероприятия по оздоровлению отрасли жилищно-коммунального хозяйства, одно из которых - постепенное доведение доли платежей населения до 100 процентов от затрат на их оказание.

В бюджете Пензенской области консолидирован территориальный дорожный фонд.

Формирование бюджета Пензенской области с выделением текущих и капитальных расходов производится с 2002 года.

Параметры бюджета Пензенской области соответствуют ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Дефицит бюджета не превышает 15 процентов от объема собственных доходов. Расходы на обслуживание долговых обязательств не превышают 15 процентов от расходов бюджета.

Заметным шагом по пути оптимизации бюджетных расходов явилось внедрение тендерных процедур закупок товаров, работ и услуг для нужд бюджетной сферы. Значительная часть расходов бюджета на закупки товаров (работ, услуг) осуществляется на конкурсной основе. Информация о проведении конкурса и его условиях публикуется в средствах массовой информации, а его результаты оглашаются всем участникам.

К основным проблемам региональных финансов в Пензенской области можно отнести следующие:

1) недостаточная урегулируемость межбюджетных отношений, усугубляемая отсутствием четкого разграничения финансовых полномочий, сфер ответственности и доходных источников между Пензенской областью и муниципальными образованиями Пензенской области (всего в области более 400 муниципальных образований, различающихся численностью населения и бюджетной обеспеченностью);

2) несовершенство бюджетного устройства и бюджетного процесса, проявляющееся, в частности, в том, что принятие решений в области бюджетной политики происходит исходя из краткосрочной перспективы, без учета их будущих последствий, а финансирование многих направлений расходов возобновляется ежегодно без анализа альтернативных или более эффективных способов предоставления бюджетных услуг;

3) неопределенность границ сектора государственного управления в области региональных финансов. В Пензенской области проделана большая работа по уточнению границ сектора государственного управления и инвентаризации системы бюджетных учреждений. Вместе с тем предстоит уточнить перечень бюджетных услуг и организаций, действительно требующих финансирования из консолидированного бюджета, реализовать программу оптимизации и реструктуризации сети бюджетных учреждений и унитарных предприятий;

4) несовершенство системы управления расходами бюджета. Отсутствие своевременной информации об операциях со средствами муниципальных бюджетов, неполная картина финансовых потоков в государственном секторе. Система управления бюджетными расходами ориентирована в значительной степени на последующий контроль расходов, тогда как систему контроля за бюджетными обязательствами предстоит внедрить;