Недействующий

О РЕФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2008 ГОДЫ (с изменениями на: 28.11.2008)

3.6.2. Создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов (Мероприятие F2)


Органами государственной власти Пензенской области проводится политика, направленная на сокращение налоговых льгот.

В 2004 году были предоставлены только следующие налоговые льготы:

- по налогу на имущество организаций в соответствии с Законом Пензенской области от 27 ноября 2003 года N 544-ЗПО "Об установлении и введении в действие на территории Пензенской области налога на имущество организаций" освобождены автомобильные дороги общего пользования, относящиеся к собственности Пензенской области, и сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Предоставление указанной льготы связано с отменой на федеральном уровне льгот по автомобильным дорогам общего пользования и направлено на сокращение взаимных бюджетных обязательств;

- по транспортному налогу в соответствии с Законом Пензенской области от 18 сентября 2002 года N 397-ЗПО "О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области" освобождены инвалиды первой и второй групп, на которых зарегистрированы транспортные средства с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно. Льготы носят социальный характер.

В 2005 году указанные льготы сохраняются.

Объем налоговых льгот составил в 2004 году 3,6 процента от объема доходов бюджета Пензенской области. Поскольку льготы носили ограниченный характер и коммерческим организациям не предоставлялись, порядок оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых льгот, а также запрещающий предоставление и пролонгацию налоговых льгот при низкой оценке финансовой эффективности не утверждался.

Законы Пензенской области, предусматривающие предоставление налоговых льгот, публикуются в средствах массовой информации и сети Интернет. Данные об объемах льгот не публиковались.

С 2006 года вступает в силу новый Закон Пензенской области от 20 сентября 2005 года N 864-ЗПО "Об инвестициях в Пензенской области", направленный на стимулирование инвестиционной деятельности, согласно которому возможно предоставление инвестиционных налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций. Меры налогового стимулирования предусмотрено осуществлять на основании заключенных инвестиционных соглашений, которые подлежат дополнительному утверждению Законодательным Собранием Пензенской области.

В связи с возможным предоставлением инвестиционных налоговых льгот возникает необходимость разработки порядка оценки эффективности предоставления льгот, а также закрепления запрета на предоставление и пролонгацию льгот с низкой финансовой эффективностью. Также целесообразно дальнейшее совершенствование процедуры информирования населения путем публикации в средствах массовой информации и сети Интернет данных об объемах предоставляемых налоговых льгот и оценке их эффективности.

В ходе реформы планируется провести оценку объема налоговых льгот в разрезе отраслей экономики по отдельным льготам за три последних отчетных года, разработать и утвердить порядок, предусматривающий оценку бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, утвердить запрет на предоставление и пролонгацию налоговых льгот при низкой оценке финансовой эффективности.

Данные об объемах предоставляемых налоговых льгот и оценки их эффективности будут размещаться в средствах массовой информации и сети Интернет.

Реализация перечисленных мероприятий позволит исключить случаи экономически необоснованных налоговых льгот, усилится общественный и административный контроль за их предоставлением, что должно положительным образом отразиться на доходах бюджета. В результате проведения предусмотренных данной программой мероприятий планируется сохранить объем налоговых льгот в размере, не превышающем 5 процентов доходов бюджета.

В качестве альтернативы предлагаемой концепции изменений можно рассматривать отказ от разработки и принятия формализованного порядка оценки эффективности предоставления налоговых льгот и проведение индивидуальной оценки (заключение инвестиционных соглашений). В этом случае увеличится вероятность субъективного подхода при рассмотрении и принятии решений по данному вопросу.

Возможные риски предлагаемого варианта реформирования:

- отсутствие практики предоставления льгот с учетом социально-экономических и финансовых последствий не позволит обеспечить подготовку и принятие нормативного акта, определяющего порядок оценки их эффективности, высокого качества;

- недостаточная по данному виду деятельности квалификация сотрудников органов государственной власти, которыми будет осуществляться оценка эффективности предоставления льгот.