В целях существенного повышения информированности общества, прозрачности межбюджетных отношений, формирования адекватной конкурентной среды между муниципальными образованиями планируется проведение оценки платежеспособности бюджетов муниципальных образований и качества управления муниципальными финансами. Предоставление определенной самостоятельности муниципальным образованиям в вопросах финансового планирования и управления бюджетными средствами требует наличия уверенности в том, что сотрудники органов местного самоуправления имеют достаточную квалификацию для эффективного использования бюджетных ресурсов и применяют свои возможности на практике. В связи с этим Правительство Пензенской области считает необходимым развитие системы оперативного и ежегодного мониторинга качества управления и платежеспособности местных бюджетов.
(в ред. Закона Пензенской области от 10.04.2006 N 993-ЗПО)
Внедрение системы мониторинга потребует разработки новых форм отчетности, использующих принципы управленческого учета, позволяющие учитывать данные не только по совершенным и отраженным на бумаге операциям, но и по планируемым мероприятиям.
(в ред. Закона Пензенской области от 10.04.2006 N 993-ЗПО)
Внедрение системы мониторинга потребует также освоения современных информационных технологий, позволяющих автоматизировать получение и расчет требуемых показателей, а также наглядно отображать полученные данные.
Оценку платежеспособности и качества управления финансами будет проводить Министерство финансов ежеквартально и ежегодно по каждому бюджету муниципального района и городского округа.
(в ред. Закона Пензенской области от 14.11.2006 N 1122-ЗПО)
Оценка платежеспособности и качества управления финансами каждого муниципального района и городского округа включает в себя:
перечень показателей, характеризующих платежеспособность и качество управления финансами;
значение показателей;
итоговую оценку.
На первом этапе реформы планируется проведение оценки перечня показателей, характеризующих качество управления финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов, в целях оперативной и годовой оценки. Результатом первого этапа должны стать разработка и утверждение методики оперативной и годовой оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов.
На втором этапе реформы планируется разработать и утвердить порядок применения результатов мониторинга оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов при предоставлении финансовой помощи.
На завершающем этапе реформы принятые нормативные документы позволят начать практическое применение системы мониторинга, публикацию результатов в печатных и электронных средствах массовой информации.
Результатом реализации программы должно стать повышение качества управления муниципальными финансами и соответственно повышение полученной средней оценки.
Альтернативой использования комплексной методики оценки качества управления и платежеспособности муниципальных образований является оценка качества управления в тех сферах, которые по результатам текущей работы на основе экспертного мнения специалистов Правительства Пензенской области признаются наиболее важными. Это позволит проводить более детальный анализ. Однако в таком случае существует риск добиться изолированной работоспособности отдельных элементов системы управления и неэффективности системы в целом.
Риском выбранного варианта реформирования является сложность методики и трудоемкость проведения оценки, что снизит ее оперативность, сформирует негативное отношение к данной работе и ее результатам. Инструментом снижения данного риска будет соблюдение баланса между качеством результата и трудоемкостью при разработке методики.