Перечень налоговых доходов и нормативы их зачисления в местные бюджеты закреплены за муниципальными образованиями на постоянной основе в соответствии с законами Пензенской области от 6 марта 1998 года N 66-ЗПО "О финансовых основах местного самоуправления в Пензенской области" и от 23 декабря 2002 года N 426-ЗПО "О разграничении предметов ведения, объектов муниципальной собственности, источников доходов местных бюджетов между муниципальными образованиями в Пензенской области". Уже на протяжении многих лет на территории области действуют единые нормативы отчислений налогов на уровне городов областного значения и районов, а с 2003 года - также и на уровне поселений. Нормативы имеют относительную стабильность и меняются только в случаях изменений федерального законодательства.
В соответствии с новыми положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации вносятся изменения в законодательство Пензенской области - с 2006 года вместо названных выше законов вступит в силу Закон Пензенской области от 20 сентября 2005 года N 849-ЗПО "О межбюджетных отношениях в Пензенской области", согласно которому в бюджеты муниципальных районов и городских округов с 1 января 2006 года на бессрочной основе передается (сверх нормативов, закрепленных Кодексом) налог на доходы физических лиц по единому нормативу - 10 процентов. Утверждены порядки расчета "отрицательных трансфертов" из бюджетов поселений и муниципальных районов в бюджет Пензенской области.
Основная задача реформирования будет заключаться в дальнейшем совершенствовании механизма закрепления за местными бюджетами нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.
На первом этапе реформы планируется рассмотреть варианты передачи в местные бюджеты помимо налога на доходы физических лиц других федеральных налогов, а также региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.
На втором этапе планируется обеспечить публикацию в средствах массовой информации и сети Интернет сведений о равномерности размещения налоговой базы по отдельным налогам, в том числе с точки зрения мобильности налоговой базы и зависимости налоговых поступлений от деятельности местной администрации.
В последующем планируется добиться такого состояния, при котором нормативы распределения налоговых доходов и методика расчета "отрицательных трансфертов" не будут меняться ни по одному муниципальному образованию не менее чем за два последних отчетных года.
В результате совершенствования механизма установления долгосрочных единых нормативов отчислений в местные бюджеты (сверх уровня, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации) от федеральных и региональных налогов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами предполагается повысить заинтересованность органов местного самоуправления в развитии собственной доходной базы и создать оптимальное соотношение между передачей в местные бюджеты налоговых доходов в виде нормативов отчислений и финансовой помощи.
Главной проблемой планируемых изменений является отсутствие необходимых налоговых и статистических данных по муниципальным образованиям, что, возможно, не позволит произвести наиболее полную и достоверную оценку равномерности размещения налоговой базы по федеральным налогам, а также региональным налогам и сборам, налогам, предусмотренным специальными налоговыми режимами, которые предполагается передать в местные бюджеты. В этом случае вероятно сохранение перечня налогов и нормативов, принятых Законом Пензенской области от 20 сентября 2005 года N 849-ЗПО "О межбюджетных отношениях в Пензенской области".