Недействующий

О территориальной целевой программе "Экология и природные ресурсы Пензенской области (2003-2010)" (утратил силу с 01.01.2005 на основании Закона Пензенской области от 02.11.2004 N 666-ЗПО)

Подпрограмма "Отходы"

Сложившаяся ситуация в области обращения с отходами ведет к опасному загрязнению окружающей природной среды и создает реальную угрозу здоровью населения.

В соответствии с данными статистической отчетности по форме 2ТП (отходы) за 2002 год в Пензенской области накоплено на конец 2002 года не нашедших дальнейшего применения или возможности переработки 1,1 млн. тонн промышленных отходов 1-5-го классов опасности. В структуре годового объема отходов более 50 процентов составляют переходящие остатки прошлых лет. Основная масса ранее накопленных отходов относится к 4-му классу опасности, которые более чем на 60 процентов состоят из отходов предприятий теплоэнергетики, заводов сахарной промышленности, отходов очистных сооружений и представляют собой различные шламы и другие минеральные отходы, в том числе более 22 тыс. тонн осадков очистных сооружений гальванического производства (гальваношлам), более 0,9 млн. тонн городских осадков сточных вод (далее - ОСВ).

В 2002 году образовалось 247,412 тыс. тонн коммунальных отходов и порядка 1,4 млн. тонн прочих опасных промышленных отходов, в том числе порядка 280 тыс. тонн ОСВ и 163,51 тонн гальваношламов, 22,2 процента из которых использовано в качестве вторичного сырья после предварительной переработки.

Всего в 2002 году в Пензенской области образовалось 1595,877 тыс. тонн опасных отходов, 57,35 процента которых принадлежат к 5-му классу опасности, доля отходов 1-го класса опасности составляет - 0,0016 процента, 2-го класса - 0,6621 процента, 3-го класса - 0,83 процента, 4-го - 41,15 процента.

В 2002 году из общего количества ранее накопленных и образовавшихся опасных отходов природопользователями использовано и обезврежено в собственном производстве 33,6 процента, около 30 процентов было передано для использования и обезвреживания другим предприятиям и порядка 36 процентов направлено в места организованного складирования и захоронения.

На территории Пензенской области существует 100 городских, районных и поселковых свалок, большинство из которых не обустроены согласно предъявляемым к их обустройству и эксплуатации требованиям.

Так, свалка отходов областного центра, которая занимает площадь около 150 га, эксплуатируется с 1959 года, расположенная в 10 км от города, занимая 2-ю надпойменную террасу реке Вядь, является как самым крупным объектом размещения отходов, так и самым крупным загрязнителем окружающей среды. Водоупоры грунтовых вод в районе свалки образуют купол, и воды растекаются в разные стороны. На площадке размещения твердых бытовых отходов не создано водонепроницаемое основание и отсутствует дренажная система, поэтому фильтрат поступает непосредственно в грунтовые воды.

На городской свалке расположены 23 шламонакопителя промышленны предприятий города, которые представляют собой различные сооружения из железобетона и стали. В них вывозятся и хранятся в основном гальванические шламы Пензенских промышленных предприятий (за исключением трех открытых накопителей: комбината "Биосинтез" общим объемом - 225000 куб. метров для хранения накопленных до 2001 г. мицелиальных отходов; одного накопителя общим объемом 1300 куб. метров, заполненного на 100 процентов шлифовальным шламом ОАО "Автозапчасть", законсервированного в 1999 г. в связи с применением малоотходной технологии финишной мехобработки и одного накопителя общим объемом 5000 куб. метров, заполненного на 60 процентов отходами производства бумаги ОАО "Маяк", законсервированного в 2001 году в связи с применением малоотходных и утилизирующих технологий).

В связи с недостатком оборудованных мест для складирования и захоронения отходов на территориях области распространена практика вывоза их в места неорганизованного хранения, что вызывает дополнительное загрязнение окружающей среды.

В последние годы осуществляется строительство полигонов твердых бытовых отходов в районах области. Эти работы финансируются за счет средств бюджета Пензенской области. В 2002 году за счет выделения средств из бюджета Пензенской области осуществлялось строительство 8 полигонов твердых бытовых отходов (г.Никольск, г.Городище, г.Сердобск, г.Каменка, р.п.Лунино, р.п.Исса, р.п.Пачелма, р.п.Беково), всего на эти цели было выделено 6,1 млн. рублей. Продолжались проектные работы полигонов твердых бытовых отходов в с.Лопатино, с.Бессоновка и г.Нижний Ломов. Однако выделяемые ежегодно объемы финансирования не позволяют кардинальным образом улучшить ситуацию, сложившуюся в сфере обращения с отходами в части их размещения. Фактическая потребность составляет сотни миллионов рублей, средняя сметная стоимость строительства одного районного полигона твердых бытовых отходов в 2002 году составляла порядка 15 млн. рублей. Учитывая нехватку средств областного бюджета большая часть районных объектов размещения твердых бытовых отходов не отвечают санитарно-экологическим требованиям, а строящиеся и реконструирующиеся объекты размещения отходов превращаются в долгострой.

Решение проблемы обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления требует, прежде всего, интенсификации проектирования и строительства по современным требованиям полигонов твердых бытовых отходов оборудованных мусоросортировочными линиями, решения проблем Пензенской городской свалки и формирование системных мероприятий по утилизации и обезвреживанию приоритетных видов отходов, в том числе, захоронению или утилизации 300 тонн непригодных к применению сельскохозяйственных ядохимикатов, размещенных на базах ГУ "Пензагропромхимия" и других сельхозяйственных предприятиях Пензенской области, переработки 22 тыс. тонн гальваношламов, хранящихся в шламонакопителях промышленных предприятий на городской свалке г.Пензы, создания сети приемных пунктов по сбору с целью утилизации полимерных отходов тары и упаковки, а также сбора для отгрузки на переработку отработавших автошин и других резинотехнических изделий.

Серьезной проблемой в области остаются вопросы утилизации отходов лечебно-профилактических учреждений. СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений" лечебно-профилактическими учреждениями в полном объеме не выполняются.

В большинстве лечебно-профилактических учреждениях не проводится учет образующихся отходов. Утвержденные схемы удаления отходов имеются только в 4 центральных районных больницах области и в лечебно-профилактических учреждениях г. Пензы. Только в 10 районах Пензенской области лица, ответственные за сбор, хранение и утилизацию отходов, прошли обучение на базе центров Государственной санитарно-эпидемиологической службы Пензенской области.

Отходы классов опасности А, Б и В смешиваются. Отсутствуют одноразовые пакеты сигнального цвета и многоразовая тара требуемой конструкции для временного хранения отходов. Межкорпусные контейнеры также не имеют сигнального цвета. Вывоз отходов проводится несвоевременно.

С целью исправления сложившегося положения принято постановление Главного государственного санитарного врача по Пензенской области N 8 от 31 октября 2002 года "О мероприятиях по реализации СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений на территории Пензенской области".

В области продолжается развитие сети экологически ориентированного предпринимательства с созданием предприятий по сбору и утилизации отходов производства и потребления с целью вовлечения их в хозяйственный оборот.

Для Пензенской области, не имеющей специализированных полигонов по обезвреживанию и захоронению промышленных отходов, а также мусоросортировочных заводов, создание сети частных предприятий по переработке опасных отходов является решением части проблемы создания системы экологически безопасного обращения с отходами. Но эта проблема должна решаться более эффективно. Для этого необходима реализация мер, направленных на формирование территориальной системы управления отходами и создание экономических механизмов поддержки экологически ориентированного предпринимательства.

В связи с этим Правительством Пензенской области принято постановление от 19 ноября 2002 года N 530-пП "О временном порядке ведения учета объектов и источников негативного воздействия (отходов производства и потребления) на окружающую среду на территории Пензенской области". Его реализация позволит в 2003 году провести сбор территориальной кадастровой информации по отходам производства и потребления для ее систематизации, что в свою очередь даст возможность принимать обоснованные управленческие решения по созданию территориальной системы управления отходами и передачу кадастровой информации на федеральный уровень.

Необходимость реализации природоохранных мероприятий в данной сфере определена Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (статья 51), Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 10.01.2003 N 15-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов".


Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы

Целью подпрограммы является предотвращение и ликвидация вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую природную среду и здоровье населения, а также максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- интенсификация строительства полигонов твердых бытовых отходов, решение комплекса проблем Пензенской городской свалки и формирование системы утилизации и обезвреживания приоритетных видов отходов, в том числе захоронения или утилизации непригодных к применению сельскохозяйственных ядохимикатов;

- организация системы раздельного сбора проблемных отходов у населения;

- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий в различных отраслях промышленности, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов;

- совершенствование системы государственного регулирования в области обращения с отходами.

На 1 этапе (2003-2004 годы) предусматривается внедрение прогрессивных технологий переработки отходов, ведение государственного кадастра отходов, строительство полигонов твердых бытовых отходов для райцентров области.