В сложившихся социально-экономических условиях приоритетными направлениями деятельности органов исполнительной и законодательной власти области является решение круга проблем, связанных с оказанием социальной помощи, в том числе лекарственной.
Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 09.02.2003 N 26-ФЗ);
- Закон Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (в редакции федерального закона от 13.07.2001 N 98-ФЗ);
- Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 года N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (в редакции федеральных законов от 14.05.2000 N 58-ФЗ, от 16.04.2001 N 39-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ);
- Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ);
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ);
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2002 N 103);
- постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.1999 N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2001 N 105);
- постановление правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.10.2002 N 118 "Об утверждении Порядка финансирования программ адресной лекарственной помощи";
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.08.1999 N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)" (в редакции от 09.01.2001);
- Закон Пензенской области от 20 ноября 2000 года N 244-ЗПО "Об организации закупки товаров (работ, услуг) для областных государственных нужд и ведении реестров закупок" (в редакции от 08.07.2002 N 377-ЗПО).
Гарантии государства по бесплатному и льготному отпуску лекарственных препаратов распространяются в настоящее время на 22 группы населения и 31 категорию заболеваний и охватывают около 22 процентов населения Пензенской области. При этом:
отсутствие целенаправленных действий по формированию спроса на лекарственные средства при недостаточных финансовых ресурсах, выделяемых бюджетами различных уровней, не позволяют обеспечить необходимый уровень лекарственной помощи декретированным группам населения;
низкий уровень платежеспособности основной массы населения обуславливает высокий уровень отложенного спроса на лекарственные средства;
суммарные расходы бюджета, средств обязательного медицинского страхования и населения растут в связи с ростом заболеваемости, значительным числом госпитализированных больных, увеличением числа обострений хронических заболеваний, обусловленных в определенной степени недостаточной обеспеченностью необходимыми лекарственными средствами.
Основной проблемой при реализации предусмотренных законодательством льгот по обеспечению декретированных групп населения лекарственными средствами является несбалансированность между необходимым объемом отпуска льготных лекарственных средств и выделяемым объемом бюджетных средств.
Реальная потребность в финансировании льготного отпуска в Пензенской области в 2,5 раза превышает сумму, предусмотренную консолидированным бюджетом. Это обуславливает низкий уровень удовлетворенного спроса на лекарственные средства. В 2002 году удовлетворение потребности в лекарственных средствах по бесплатным и льготным рецептам составляло 45 процентов, что ведет к сохранению социальной напряженности в обществе.
Очевидно, баланс может быть достигнут рационализацией расходов на бесплатный и льготный отпуск при одновременном увеличении объема финансирования.
Для рационального использования ограниченных финансовых ресурсов в Пензенской области проведена большая работа:
- определен порядок и разработаны методические рекомендации по обеспечению ветеранов и инвалидов лекарственными средствами на льготных условиях;
- внедрена формулярная система, в рамках которой осуществляется бесплатное лекарственное обеспечение стационарных больных;
- отпуск лекарств по бесплатным и льготным рецептам осуществляется в объеме, определенном нормативными и законодательными документами;
- в области действует ограничение уровня торговой надбавки на лекарственные средства, отпускаемые по бесплатным и льготным рецептам.
Затраты на льготное обеспечение всех категорий населения в Пензенской области составили в 2002 г. - 83,7 млн рублей.
Однако для дальнейшей рационализации расходов необходимо решение следующих задач:
1. Обеспечение персонифицированного учета отпуска лекарственных средств на основе реестра населения, имеющего право на льготы;