Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 3 июня 2003 года N 484-ЗПО


Об областной программе "Адресная лекарственная помощь гражданам Пензенской области, имеющим право на льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, на 2003-2005 годы"  

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Пензенской области от 03.06.2016 N 2918-ЗПО, вступившего в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
____________________________________________________________________


Принят
 Законодательным Собранием
 Пензенской области
 28 мая 2003 года

Статья 1

 

Утвердить областную программу "Адресная лекарственная помощь гражданам Пензенской области, имеющим право на льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, на 2003-2005 годы" (прилагается).


Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.


Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев


г. Пенза
3 июня 2003 года
N 484-ЗПО



УТВЕРЖДЕНА
Законом Пензенской области
от 3 июня 2003 года N 484-ЗПО


ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
"Адресная лекарственная помощь гражданам Пензенской области, имеющим право на льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, на 2003-2005 годы"


Паспорт Программы

Наименование Программы

Областная программа "Адресная лекарственная помощь гражданам Пензенской области, имеющим право на льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, на 2003-2005 годы" (далее - Программа адресной лекарственной помощи)

Заказчик Программы

Правительство Пензенской области

Разработчики

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области
Управление финансов Пензенской области.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области

Основные цели Программы

     обеспечение доступности лекарственной помощи декретированным группам населения;
     повышение эффективности использования средств, выделяемых на льготное обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
     увеличение объема финансирования адресной лекарственной помощи гражданам Пензенской области

Основные задачи Программы

     создание организационно-правового и финансового механизмов централизованного обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, подлежащими бесплатному и льготному отпуску;
     создание электронного банка данных лиц, имеющих право на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение;
организация персонифицированного учета лиц, получающих лекарственные средства на льготных условиях;
     улучшение лекарственной помощи различным группам населения;
     создание возможности оказания адресной лекарственной помощи различным группам населения;
     отработка механизма страхования при организации адресной лекарственной помощи гражданам Пензенской области;
     создание в системе управления области информационного канала для сбора и обобщения информации об объеме и стоимости медикаментов, отпускаемых гражданам на льготных условиях;
     создание механизма контроля за рациональным назначением и реальным получением льготных лекарственных средств;
     снижение затрат бюджета на закупку лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по бесплатным и льготным рецептам;
     обеспечение гарантии получения лекарственных средств и изделий медицинского назначения по установленной номенклатуре;
     организация работы в условиях упорядоченной системы ресурсного обеспечения;
     программно-компьютерное обеспечение аптек;
     создание системы управления потреблением лекарственных средств.

Сроки реализации Программы

2003-2005 годы

Исполнители Программы

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области;
управление финансов Пензенской области;
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области;
аптечные учреждения области;
органы местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области.

Объемы финансирования Программы

Общий предполагаемый объем финансирования Программы на 2003-2005 гг. составляет 222,3 млн руб., из них:
     бюджет Пензенской области (включая субвенции из федерального бюджета) - 61,1 млн руб.;
     бюджеты муниципальных образований - 110,0 млн руб.;
     внебюджетные источники (Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области) - в размере не более 30% (51,2 млн руб.) фактических затрат бюджетов субъекта федерации и муниципальных образований;
     Объемы финансирования мероприятий Программы уточняются при формировании бюджетов на соответствующий год.

Ожидаемые результаты Программы

     обеспечение адресной лекарственной помощью граждан Пензенской области, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
     увеличение объема финансирования адресной лекарственной помощи гражданам Пензенской области;
     предупреждение и снижение риска развития хронических заболеваний и осложнений;
     упорядочение обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
     снижение социальной напряженности среди населения.

Система организации контроля за исполнением Программы

Заказчик Программы осуществляет непосредственный контроль через специальную комиссию по контролю за реализацией Программы и целевым использованием средств.

     

Содержание Программы

В сложившихся социально-экономических условиях приоритетными направлениями деятельности органов исполнительной и законодательной власти области является решение круга проблем, связанных с оказанием социальной помощи, в том числе лекарственной.

Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 09.02.2003 N 26-ФЗ);

- Закон Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (в редакции федерального закона от 13.07.2001 N 98-ФЗ);

- Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 года N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (в редакции федеральных законов от 14.05.2000 N 58-ФЗ, от 16.04.2001 N 39-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ);

- Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ,  от 24.12.2002 N 176-ФЗ);

- Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ);

- Федеральный закон от 9 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы";

- постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2002 N 103);

- постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.1999 N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2001 N 105);

- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.10.2000 N 69 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах";

- постановление правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.10.2002 N 118 "Об утверждении Порядка финансирования программ адресной лекарственной помощи";

- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.08.1999 N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)" (в редакции от 09.01.2001);

- Закон Пензенской области от 20 ноября 2000 года N 244-ЗПО "Об организации закупки товаров (работ, услуг) для областных государственных нужд и ведении реестров закупок" (в редакции от 08.07.2002 N 377-ЗПО).

Гарантии государства по бесплатному и льготному отпуску лекарственных препаратов распространяются в настоящее время на 22 группы населения и 31 категорию заболеваний и охватывают около 22 процентов населения Пензенской области. При этом:

отсутствие целенаправленных действий по формированию спроса на лекарственные средства при недостаточных финансовых ресурсах, выделяемых бюджетами различных уровней, не позволяют обеспечить необходимый уровень лекарственной помощи декретированным группам населения;

низкий уровень платежеспособности основной массы населения обуславливает высокий уровень отложенного спроса на лекарственные средства;

суммарные расходы бюджета, средств обязательного медицинского страхования и населения растут в связи с ростом заболеваемости, значительным числом госпитализированных больных, увеличением числа обострений хронических заболеваний, обусловленных в определенной степени недостаточной обеспеченностью необходимыми лекарственными средствами.

Основной проблемой при реализации предусмотренных законодательством льгот по обеспечению декретированных групп населения лекарственными средствами является несбалансированность между необходимым объемом отпуска льготных лекарственных средств и выделяемым объемом бюджетных средств.

Реальная потребность в финансировании льготного отпуска в Пензенской области в 2,5 раза превышает сумму, предусмотренную консолидированным бюджетом. Это обуславливает низкий уровень удовлетворенного спроса на лекарственные средства. В 2002 году удовлетворение потребности в лекарственных средствах по бесплатным и льготным рецептам составляло 45 процентов, что ведет к сохранению социальной напряженности в обществе.

Очевидно, баланс может быть достигнут рационализацией расходов на бесплатный и льготный отпуск при одновременном увеличении объема финансирования.

Для рационального использования ограниченных финансовых ресурсов в Пензенской области проведена большая работа:

- определен порядок и разработаны методические рекомендации по обеспечению ветеранов и инвалидов лекарственными средствами на льготных условиях;

- внедрена формулярная система, в рамках которой осуществляется бесплатное лекарственное обеспечение стационарных больных;

- отпуск лекарств по бесплатным и льготным рецептам осуществляется в объеме, определенном нормативными и законодательными документами;

- в области действует ограничение уровня торговой надбавки на лекарственные средства, отпускаемые по бесплатным и льготным рецептам.

Затраты на льготное обеспечение всех категорий населения в Пензенской области составили в 2002 г. - 83,7 млн рублей.

Однако для дальнейшей рационализации расходов необходимо решение следующих задач:

1. Обеспечение персонифицированного учета отпуска лекарственных средств на основе реестра населения, имеющего право на льготы;

2. Обеспечение контроля за рациональным назначением лекарственных средств и объемами лекарственной помощи, ее соответствия стандартам лекарственного обеспечения амбулаторного лечения;

3. Организация контроля за целевым использованием средств консолидированного бюджета, выделяемых на оказание адресной лекарственной помощи;

4. Создание системы коммуникаций для формирования единого информационного пространства лекарственного обеспечения.

Решение указанных задач потребует дополнительных затрат на программно-компьютерное обеспечение и его сопровождение в аптечных и лечебно-профилактических учреждениях.

В соответствии с постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.10.2002 N 118 "Об утверждении Порядка финансирования программ адресной лекарственной помощи" Пенсионный фонд Российской Федерации принимает участие в финансировании Программы адресной лекарственной помощи в размере не более 30 процентов фактических затрат бюджетов субъекта федерации и муниципальных образований (консолидированный бюджет) на адресную лекарственную помощь пенсионерам.

В Пензенской области более 427 тысяч пенсионеров, что составляет более 28 процентов населения. Среди категорий населения, пользующихся правом на льготные и бесплатные медикаменты, пенсионеры составляют более половины. Очевидно, что привлечение средств Пенсионного фонда Российской Федерации для софинансирования Программы адресной лекарственной помощи окажет существенное влияние на достижение баланса между объемами отпуска лекарственных средств и его финансированием.

Положительный опыт реализации Программы адресной лекарственной помощи с привлечением средств Пенсионного фонда Российской Федерации в 2002 году получен в Башмаковском, Беднодемьяновском, Вадинском, Земетчинском, Иссинском, Пачелмском районах Пензенской области, городах Пензе и Каменке. В процессе реализации Программы использованы элементы страхования.

Для организации адресного предоставления лекарственной помощи и персонифицированного учета отпуска лекарственных средств, страховая компания ЗАО "Макс" оснастила аптечные учреждения программно-компьютерными средствами и осуществляет их техническое сопровождение. Страховая компания ЗАО "Макс" также формирует и предоставляет аптечным учреждениям реестр населения, имеющего право на льготное лекарственное обеспечение и дополнения к нему по мере его формирования; осуществляет ведение банка данных нормативно-справочной информации, необходимой для осуществления персонифицированного учета отпуска лекарственных средств; проводит медико-экономический анализ объемов лекарственной помощи; формирует и передает лечебным учреждениям, органам управления здравоохранения, социальной защиты населения органов местного самоуправления городов и районов области медико-статистические данные для контроля соответствия объемов оказания лекарственной помощи установленному объему финансирования, результаты анализа целевого использования средств.

Дополнительно к бюджетам различных уровней, финансирование адресной лекарственной помощи за счет средств Пенсионного фонда в Пензенской области за период с сентября 2002 года по декабрь 2002 года составило 1134,0 тыс. рублей.

Реализация Программы адресной лекарственной помощи населению должна обеспечить комплексный социально-экономический эффект на уровне отдельного жителя, предприятий оптово-розничной аптечной сети и Пензенской области в целом.

План и сроки реализации основных мероприятий программы

N
п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

1.

Организационные мероприятия

1.1

Разработка и вынесение на рассмотрение заседания Правительства Пензенской области областной целевой программы "Адресная лекарственная помощь гражданам Пензенской области, имеющим право льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, на 2003-2005 годы"

Май 2003 г.

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области. Управление финансов Пензенской области, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области

1.2.

Разработка нормативных документов по реализации и сопровождению Программы адресной лекарственной помощи (постановления Правительства области, приказы министерства, организационно-распорядительные документы муниципальных образований)

Май 2003 г.

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Управление финансов Пензенской области, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области, органы местного самоуправления муниципальных образований

1.3.

Заключение соглашения между Правительством Пензенской области и Пенсионным фондом Российской Федерации

Май 2003 г.

Правительство Пензенской области

1.4

Проведение совещаний с руководителями органов местного самоуправления муниципальных образований по организационным вопросам реализации Программы адресной лекарственной помощи

Май 2003 г.

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области

1.5.

Заключение договоров страхования лекарственного обеспечения между администрациями городов и районов области и страховщиком

Июнь-октябрь
2003 г.

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, руководители органов местного самоуправления муниципальных образований,
ЗАО "Макс"

1.6.

Определение перечня лечебно-профилактических учреждений, имеющих право на выписку рецептов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, отпускаемые бесплатно или со скидкой

Май 2003 г.

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, органы местного самоуправления муниципальных образований

1.7.

Определение перечня аптечных учреждений, осуществляющих отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения бесплатно или со скидкой

Май 2003 г.

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, органы местного самоуправления муниципальных образований

2.

Отработка системы финансирования Программы адресной лекарственной помощи с использованием механизма страхования

Май 2003 г.

Управление финансов Пензенской области, отдел социальной политики Правительства Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области

3.

Информационно-техническое обеспечение Программы адресной лекарственной помощи

Финансирование этапа осуществляется за счет собственных средств ЗАО "Макс"

3.1.

Разработка документов, регламентирующих совмещение баз данных льготных групп населения органов социальной защиты и страховщика

Июнь 2003 г.

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, ЗАО "Макс"

3.2.

Оснащение аппаратно-программными комплексами аптечных учреждений за счет средств страховщика (в соответствии с приложением)

Июнь 2003 г.

ЗАО "Макс", Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, органы местного самоуправления муниципальных образований

3.3

Обучение персонала аптечных учреждений и ЛПУ работе с автоматизированной системой

Июнь-октябрь 2003 г., поэтапно

ЗАО "Макс", Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, органы местного самоуправления муниципальных образований

3.4

Внедрение и опытная эксплуатация автоматизированной системы учета рецептов и формирования счетов за лекарственные средства, отпущенные по бесплатным и льготным рецептам

Июнь-октябрь 2003 г., поэтапно

ЗАО "Макс", Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области

3.5.

Отработка системы информационного обеспечения органов здравоохранения и государственного управления медико-статистическими данными для контроля соответствия объемов оказания лекарственной помощи установленному объему финансирования, для проведения экспертизы качества лекарственной помощи льготным категориям населения, ее соответствия стандартам лекарственного обеспечения амбулаторного лечения

Июнь 2003 г.

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, ЗАО "Макс"

3.6.

Разработка информационных документов для ЛПУ о неоплаченных бесплатных и льготных рецептах

Июнь 2003 г.

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, ЗАО "Макс"

4.

Реализация Программы адресной лекарственной помощи на территории Пензенской области

Июнь-декабрь 2003 г., поэтапно
2004-2005 г. в полном объеме

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области, ЗАО "Макс"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»