При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на областном и местном уровнях, высокая общеэкономическая, социально-демографическая, политическая значимость проблемы и реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы, включая сельское население. Финансирование мероприятий Программы осуществляется по многоканальному принципу: за счет средств федерального бюджета, средств областного, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Основное значение для выполнения Программы имеет привлечение финансовых средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Общий объем капитальных вложений (таблица 1) на период реализации Программы 2003 - 2010 г. определен в сумме 8170,337 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 1481,997 млн. рублей, за счет средств бюджета Пензенской области - 3621,889 млн. рублей, за счет местных бюджетов - 12,0 млн. рублей, за счет внебюджетных источников - 3054,451 млн. рублей, в том числе за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области - 76,0 млн. рублей.
(в ред. Закона Пензенской области от 04.09.2007 N 1352-ЗПО)
Распределение средств из федерального и областного бюджетов осуществляется на основе следующей информации по сельской местности:
- о наличии мощностей соответствующих социальных учреждений и их загрузке;
- о фактическом уровне обеспеченности сельского населения по видам социальных благ и услуг;
- об уровне электро-, водо-, газообеспеченности сельских территорий;
- о состоянии основных фондов объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры;
- о перспективной численности сельского населения до 2010 года, в том числе детей дошкольного и школьного возрастов;
- о потребности Пензенской области в услугах, рассчитанной в соответствии с методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. N 1683-р, и предложений органов местного самоуправления по развитию социальной и инженерной инфраструктуры и его финансовому обеспечению за счет местных бюджетов и внебюджетных источников.
Объем инвестиционных затрат на реализацию Программы определен исходя из потребности в вводе в действие объектов социальной сферы и инженерного обустройства села, фактической стоимости строительства единицы мощности и удельных капитальных вложений на строительство с учетом индексов-дефляторов.
С целью концентрации финансовых ресурсов бюджета Пензенской области на решении ключевых, приоритетных проблем долевое участие средств бюджета Пензенской области предусматривается в инвестиционных мероприятиях по следующим направлениям: индивидуальное жилищное строительство (на возвратной основе), медицинская помощь, общее образование, электро-, водо-, газообеспечение сельских поселений, расширение сети и благоустройство сельских дорог, развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности, развитие тепличного хозяйства путем вложения бюджетных инвестиций с приобретением в собственность Пензенской области соответствующей доли в уставных (складочных) капиталах юридических лиц.
(в ред. Закона Пензенской области от 12.09.2006 N 1108-ЗПО)
Первоочередному финансированию подлежат работы на объектах, находящихся в незавершенном строительстве, ветхом и аварийном состоянии, а также имеющих высокую степень технической строительной готовности.
Распределение затрат на реализацию инвестиционных мероприятий Программы по источникам финансирования и направлениям расходования средств представлено в таблице 2.
Объем и структура бюджетного финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями бюджета Пензенской области и с учетом фактического выполнения программных мероприятий. В необходимых случаях, учитывая стратегическое значение Программы, Правительство Пензенской области может вносить в Законодательное Собрание Пензенской области предложения о защищенности расходов на программные мероприятия.
Бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов Программы выделяются на конкурсной основе.
Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, обеспечивающие необходимое нормативно-правовое сопровождение социальных преобразований села, определены в сумме 9,3 млн. руб. (0,1 процента) и финансируются, в основном, из федерального бюджета.
Стоимость НИОКРа определена в соответствии со сметами расходов по работам аналогичного характера и объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, сложившихся в практике соответствующих отраслевых исполнителей и соисполнителей программных мероприятий.
Распределение затрат на разработку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Программы по источникам финансирования и направлениям расходования средств представлено в таблице 2.
Исполнители научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ определяются на конкурсной основе.
Прочие расходы по Программе (таблица 3) определены в сумме 694,8 млн. руб. (8,7 процента) и обеспечивают финансирование наиболее значимых мероприятий текущего характера.
Общий объем расходов на реализацию Программы составляет 8,931 млрд. рублей, в том числе I этап (2003 - 2006 гг.) - 3,942 млрд. рублей (44 процента), II этап (2007 - 2010 гг.) - 4,984 млрд. рублей (56 процентов). Из общего объема расходов за счет федерального бюджета - 1,531 млрд. рублей (17,2 процента), за счет средств бюджета Пензенской области - 3,935 млрд. рублей (44,1 процента), местных бюджетов - 0,012 млрд. рублей (0,1 процента), внебюджетных источников - 3,449 млрд. рублей (38,6 процента), в том числе за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области - 0,76 млрд. рублей.
(в ред. Закона Пензенской области от 04.09.2007 N 1352-ЗПО)
Для решения проблемы районного паритета предусматривается первоочередная финансовая поддержка за счет областного бюджета территорий органов местного самоуправления с обеспеченностью объектами социальной и инженерной инфраструктуры ниже среднеобластного уровня.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся:
- средства государственных и негосударственных предприятий, организаций и объединений, осуществляющих хозяйственную деятельность на селе;
- средства государственных и негосударственных предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в городах и размещающих в сельской местности производственные, социальные и рекреационные объекты, создающих садоводческие, огороднические, животноводческие, дачные товарищества и кооперативы;