ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2002 года N 335-пП
О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2005 ГОДЫ" *0)
__________________________________________________________
Утратило силу с 11 марта 2006 года на основании
постановления Правительства Пензенской области от 9 февраля 2006 года N 58-пП
__________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы" от 8 ноября 2001 года N 780, Правительство Пензенской области
постановляет:
1. Утвердить целевую программу "Повышение плодородия почв Пензенской области на 2002-2005 годы" согласно приложению.
2. Управлению финансов Пензенской области (Гагаринский А.Н.)ежегодно уточнять объемы ассигнований, выделенных на реализацию указанной программы, с учетом возможностей бюджета области.
3.Министерству сельского хозяйства и продовольствия области (Резниченко В.Г.) установить контроль за целевым использованием выделенных бюджетных средств.
4.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора-Министра сельского хозяйства и продовольствия Пензенской области Резниченко В.Г.
Губернатор Пензенской области
В.К. Бочкарев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительством Пензенской области
от 12 августа 2002 года N 335-пП
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Повышение плодородия почв Пензенской области на 2002-2005 годы"
ПАСПОРТ
целевой программы.
Наименование программы | - Целевая программа повышения плодородия почв Пензенской области на 2002-2005 годы. |
Правовое обеспечение программы | - Федеральный закон от 16.07.98 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения". Федеральный Закон от 10.01.96 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель". Распоряжение Правительства РФ от 15.02.01 г. N 223-Р. Постановление Правительства РФ от 8.11.2001 г. N 780 "О федеральной целевой программе повышения плодородия почв России на 2002-2005 годы". |
Заказчик программы | - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пензенской области. |
Основные разработчики программы | - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пензенской области. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Пензенской области. Пензенская ГСХА, Пензенский НИИСХ, ФГУ ГЦАС "Пензенский", Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения "Пензамелиоводхоз", Федеральное Государственное унитарное предприятие "Пензенское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие". |
Цель и задачи программы | - Целью программы является сохранение и воспроизводство плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, в т.ч. сельхозугодий и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной продукции для укрепления продовольственной независимости области. Задачи программы: - обеспечить условия для снижения интенсивности обработки почвы, сохранения и воспроизводства ее плодородия; - предотвратить выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота; повысить степень использования биоклиматического потенциала области и стабилизировать сельскохозяйственное производство. - улучшить экологическое состояние и повысить устойчивость агросферы к природно-антропогенным нагрузкам; - сформировать экономический и правовой механизм повышения заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв; - обеспечить оптимальный учет природно-климатических и других условий, характерных для разных зон области; - увеличить количество рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повысить жизненный уровень населения. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - стабилизация и повышение плодородия почв на сельскохозяйственных угодьях и на пашне, увеличение производства зерна, кормов, льна, семян, плодоовощной и другой продукции, в объемах обеспечивающих внутреннее потребление области и определенную поставку продукции в республиканский фонд; - совершенствование землеустройства, внедрение прогрессивных систем земледелия и технологий, осуществление комплекса агрохимических мероприятий по известкованию, фосфоритованию, гипсованию, мелиоративной обработке солонцов, внесению 35 тыс. тонн минеральных удобрений в д. в. и 5,2 млн. тонн органических удобрений (с учетом внесения соломы и сидератов - 11,23); - увеличение объемов культуртехнических, гидромелиоративных работ, строительство противоэрозионных и других гидротехнических сооружений, создание и реконструкция полезащитных насаждений; - повышение технологического и технического уровня и информационного обеспечения намеченных Программой мероприятий; - создание правовой и экономической базы повышения плодородия сельскохозяйственных земель; - подготовка и повышение квалификации кадров. |
Исполнители программы | - Предприятия сельского, лесного хозяйства, сельхозхимии, землеустроительные, водохозяйственные организации, научно-исследовательские учреждения, высшие и средние учебные заведения (на конкурсной основе). |
Объемы и источники финансирования | - На реализацию Программы требуется 982,0 млн. руб., в т.ч. за счет федерального бюджета 175,8 млн. руб., за счет бюджета области 64,5 млн. руб., за счет внебюджетных средств 741,7 млн. руб. |
Организация реализации программы и контроль за ее исполнением | - Министерство сельского хозяйства и продовольствия области (как государственный заказчик), федеральные учреждения, осуществляющие межрегиональные функции, органы исполнительной власти в районах (на основе соглашений, заключенных ими с Министерством сельского хозяйства и продовольствия области), обеспечивают реализацию программных мероприятий на основе государственных контрактов (договоров), заключенных с исполнителями, определяемыми на конкурсной основе. Контроль за реализацией Программы в целом и региональных программ осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия и органами исполнительной власти районов, в порядке, определяемом соглашениями с ними. Министерство сельского хозяйства области совместно с Государственным Комитетом по статистике в установленном порядке обобщает и анализирует статистическую отчетность и представляет в Правительство области доклады о ходе реализации Программы. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса области и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость. (Характеристики состояния сельскохозяйственных угодий Пензенской области приведены в таблицах N 1 и N 2 к Программе).
Сохранение почвенного плодородия земель и его рациональное использование при хозяйственной деятельности имеет огромное значение.
Почвенное плодородие, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы. Состояние почвенного плодородия напрямую связано с продовольственной безопасностью.
Экстенсивное использование плодородия почв уже вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельского хозяйства от погодных условий.
В 2000 году завершилось действие Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России и Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы. Но цели, определенные этими программами, не были достигнуты. Главной причиной неудовлетворительного выполнения намеченных мероприятий явилось недостаточное и несвоевременное финансирование их из федерального бюджета, бюджета области и недостаточное участие хозяйств - землепользователей. Анализ современного состояния природной среды и сельскохозяйственного производства, оценка динамики изменения качественных показателей земель дают основание говорить о том, что тенденция снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической обстановки в агропромышленном комплексе сохраняется и может привести к возникновению кризисной ситуации в сфере АПК.
Продолжают действовать следующие негативные процессы:
- дальнейшее сокращение общей и используемой площади сельскохозяйственных угодий;
- уменьшение площади орошаемых и осушенных земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования;
- нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне;
- усиление процессов эрозии;
- загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами;
- увеличение площадей с сильнокислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство;
- интенсивное развитие заболачивания и подтопления земель;
- зарастания их древесно-кустарниковой растительностью, ухудшение естественных лугов и пастбищ.
Указанные негативные процессы приведут к резкому сокращению площади сельскохозяйственных угодий, к ухудшению водно-физических, физико-химических свойств почв и снижению их плодородия. В ближайшие 10-15 лет плодородие почв может снизиться до естественного, а урожайность зерновых до 8-10 центнеров с гектара.
Исходя из социально-экономической политики страны на ближайший период для преодоления критического положения необходимо проведение упреждающих мероприятий.
Федеральные законы "О государственной регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и "О мелиорации земель" определили необходимость иметь федеральные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Проблема воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения имеет общегосударственное значение и требует комплексного решения.
Это возможно только на основе программно-целевого метода, обеспечивающего внедрение передовых технологий, системного подхода к экономическому обоснованию и механизму реализации, увязку имеющихся ресурсов с организацией исполнения.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Для определения дальнейших действий в области плодородия земель сельскохозяйственного назначения разработана федеральная целевая программа "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы" (далее именуется -Программа), которая формирует основные направления и содержание необходимых мероприятий у конкретные сроки и механизмы их реализации.
Программа разработана на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2001 года N 223-Р в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, федеральными законами "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О мелиорации земель", "Об охране окружающей природной среды". Водным кодексом Российской Федерации и с учетом Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы и ряда других нормативных правовых документов.
Целями Программы являются обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной продукции для укрепления продовольственной независимости страны.
Это тесно увязывается с общим улучшением экономической и экологической обстановки в агропромышленном комплексе страны.
Стабилизация почвенного плодородия позволит в значительной мере отказаться от импорта продовольствия, создать условия для интенсификации использования основного средства сельскохозяйственного производства - земли. Исходя из целей Программы определены следующие задачи:
- обеспечение условий для снижения интенсивности обработки, сохранения и воспроизводства плодородия почв;
- предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота;
- повышение степени использования биоклиматического потенциала области и стабилизация сельскохозяйственного производства;
-улучшение экологического состояния, повышение устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам;
- формирование экономического и правового механизма повышения заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв;
- оптимальный учет природно-климатических и других условий, характерных для разных районов;
- увеличение количества рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повышение жизненного уровня населения.
В соответствии с Основными направлениями агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы Программа предусматривает оказание государственной поддержки сельхозтоваро-производителей при проведении единой технологической политики в области мелиорации земель и выполнении агрохимических, организационно-хозяйственных мероприятий и других работ. В качестве первоочередных мер для преодоления спада производства в сельском хозяйстве намечается проведение комплекса агрохимических мероприятий и работ по строительству и реконструкции оросительных и осушительных систем.
Только при комплексном осуществлении всех этих мероприятий с учетом основных требований агроландшафтной системы земледелия и в увязке с землеустройством территории можно обеспечить максимальный эффект. Это является стратегическим направлением в агропродовольственной политике.
Программа имеет межотраслевой и межведомственный характер. В Программе предусмотрены прежде всего средства на затраты капитального характера, связанные с долгосрочными вложениями в гидромелиоративные и агролесомелиоративные мероприятия, а также на известкование, фосфоритование, гипсование. Предусмотрены средства на проведение фундаментальных научно-исследовательских работ, а также на субсидирование части затрат на приобретение минеральных удобрений.
Программа исходит из реально складывающихся возможностей экономики области с учетом привлечения средств бюджета Пензенской области и средств хозяйств. При этом мероприятия, предусмотренные в ней, не могут быть ограничены только рассматриваемым периодом. Проблема воспроизводства плодородия почв является постоянной заботой общества.
3. Система программных мероприятий
Система мероприятий, предусматриваемых Программой, представляет собой комплекс взаимоувязанных технических, организационных, технологических, хозяйственных и экологических мероприятий, направленных на эффективное использование земли и повышение плодородия почв. Эти мероприятия имеют финансовое, материально-техническое, научное, информационное и кадровое обеспечение.
Комплекс мер воздействия на сохранение и воспроизводство плодородия включает в себя:
- освоение современных систем земледелия и землеустройства;
- агрохимические мероприятия;
- агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия;
- гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия.
Системы земледелия и землеустройства.
Эффективное применение всех средств повышения плодородия почв возможно только при наличии в каждом хозяйстве научно обоснованной экологоландшафтной системы земледелия, соответствующей рекомендациям мировой и российской сельскохозяйственной науки.
Такие системы являются надежным средством сохранения природных агроресурсов и обеспечения устойчивого земледелия. Они позволяют успешно решать задачи сохранения и воспроизводства почв, увеличения производства сельскохозяйственной продукции при сокращении затрат, улучшения экологической обстановки.
Важным звеном Программы являются схемы и проекты землеустройства, позволяющие учитывать конкретные условия землепользования, его почвенно-климатические ресурсы, ландшафт используемых земель и на этой основе дифференцирование определять по каждому хозяйству комплекс взаимоувязанных сбалансированных мероприятий по использованию и охране земель, повышению плодородия почв, формированию экологически безопасных агроландшафтов. Проекты землеустройства предусматривают применение оптимального комплекса мероприятий с наиболее экономным и адаптированным к ландшафту расходованием ресурсов.
Схемы и проекты землеустройства представляют собой механизм реализации региональных программ на уровне районов, землепользователей, землевладельцев и собственников земли. Через указанные схемы и проекты обеспечивается внедрение сбалансированных экологоландшафтных систем земледелия, агролесомелиоративных, гидромелиоративных, культуртехнических и иных мероприятий, направленных на повышение и сохранение плодородия почв.
Особо важное значение приобретает землеустройство в условиях проведения земельной реформы, сопровождаемой большими объемами перераспределения земли.
В последнее десятилетие из-за проведенных в аграрном секторе реформ произошли значительные изменения в фактическом состоянии и использовании сельскохозяйственных земель во всех, без исключения, категориях сельскохозяйственных формирований.
У многих из них оказались выведены из оборота пахотные и другие угодья, произошли значительные изменения в границах принадлежащих им земель.
Изменения фактического состояния и использования земель не нашли детального отражения на соответствующих планово-картографических материалах, являющихся основой для информационного обеспечения государственного учета земель.
Для определения фактического состояния пахотных земель, установления степени их деградации, определение состояния гумуса необходимо провести почвенно-эрозионное обследование.
Программа почвенно-эрозионного обследования земель.
Ед. изм. | Всего за 2002-2005 гг. | Провести почвенно-эрозионное обследование | ||||
|
|
| В том числе | |||
|
|
| 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Объем работ | тыс. га | 600,0 | - | 200,0 | 200,0 | 200,0 |
Стоимость работ (в расчете на одну тыс. га 20 тыс. руб.) | млн. руб. | 12,0 | - | 4,0 | 4,0 | 4,0 |
Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование земель.
Проведение комплекса агротехнических, агрохимических, гидромелиоративных и других мероприятий требует объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия.
Для оценки состояния и динамики агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий предусматривается проводить систематическое крупномасштабное агрохимическое обследование земель сельскохозяйственного назначения, которое является частью общего мониторинга состояния этих земель.
Основными задачами мониторинга состояния земель являются:
- своевременное выявление изменений состояния плодородия сельскохозяйственных угодий;
- оценка, прогноз и разработка рекомендаций по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
- информационное обеспечение земельного кадастра и государственного контроля почвенного плодородия и охраны земель.
Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование сельскохозяйственных угодий намечается в следующих объемах.