Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 ноября 2001 года N 780


О федеральной целевой программе
"Повышение плодородия почв России
на 2002-2005 годы"

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________


Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы".

Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации ежегодно уточнять объемы ассигнований, выделяемых на реализацию указанной Программы, с учетом возможностей федерального бюджета.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 ноября 2001 года N 780

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Повышение плодородия почв России
на 2002-2005 годы"

Москва, 2001

     

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ РОССИИ
НА 2002-2005 ГОДЫ"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы"

Дата принятия решения о
разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2001 года N 223-р

Государственный заказчик
Программы

-

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Основные разработчики
Программы









-













Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
Российская академия сельскохозяйственных наук;
государственное предприятие "Специализированный научный центр
"Госэкомелиовод" (с участием Центрального научно-исследовательского института агрохимического обслуживания сельского хозяйства, Всероссийского научно-исследовательского института агролесомелиорации, Всероссийского научно-исследовательского и проектно-технологического института химизации сельского хозяйства, Всероссийского научно-исследовательского,
конструкторского, проектно-технологического института органических удобрений и торфа)

Цель и задачи Программы
















-


















целью Программы является сохранение и воспроизводство плодородия почв, рациональное использование природных
ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной
продукции для укрепления продовольственной независимости
страны - задачи Программы:
обеспечить условия для снижения интенсивности сработки почвы,
сохранения и воспроизводства ее плодородия;
предотвратить выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота;
повысить степень использования биоклиматическ ого потенциала страны и стабилизировать сельскохозяйственное производство;
улучшить экологическое состояние и повысить устойчивость агросферы к природно-антропогенным нагрузкам;
сформировать экономический и правовой механизм повышения
заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв;
обеспечить оптимальный учет природно-климатических и других
условий, характерных для разных регионов;
увеличить количество рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повысить жизненный уровень населения

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы























-


























увеличение плодородия почв на сельскохозяйственных угодиях на 2,5-3 балла, а на пашне на 4,5-5 балла и производства зерна, кормов, льна, риса, семян, плодоовощной и другой продукции до 115-120 млн. тонн зерновых единиц, что обеспечит в основном внутренние потребности страны;
сохранение до 4 млн. гектаров сельскохозяйственных земель;
обеспечение дополнительными рабочими местами свыше 250 тыс. человек;
совершенствование землеустройства, внедрение прогрессивных систем земледелия и технологий;
осуществление комплекса агрохимических мероприятий по известкованию, фосфоритованию, гипсованию, мелиоративной обработке солонцов, внесению 14,7 млн. тонн минеральных
удобрений и 660 млн. тонн органических удобрений;
проведение гидромелиоративных работ на общей площади свыше 500 тыс. гектаров, культуртехнических работ на 340 тыс. гектаров, строительство противоэрозионных и других гидротехнических сооружений;
создание и реконструкция полезащитных, пастбищезащитных, фитомелиоративных насаждений на площади более 384 тыс. гектаров;
повышение технологического и технического уровня и информационного обеспечения намеченных Программой
мероприятий;
создание правовой и экономической базы повышения плодородия
сельскохозяйственных земель;
подготовка и повышение квалификации кадров

Исполнители Программы



-




предприятия сельского, лесного хозяйства и сельхозхимии,
землеустроительные, водохозяйственные организации, научно-исследовательские и проектно-изыскательские институты,
химические, машиностроительные предприятия, высшие и средние учебные заведения (на конкурсной основе)

Объемы и источники
финансирования





-





на реализацию Программы требуется 163,6 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 19,35 млрд. рублей, из них капитальные вложения - 1,5 млрд. рублей, НИОКР - 0,08 млрд. рублей, прочие расходы - 17,77 млрд. рублей, за счет бюджетов субъектов Российской Федерации - 37,42 млрд. рублей и за счет внебюджетных средств - 106,85 млрд. рублей.
Срок окупаемости Программы 2,5 года

Организация реализации
Программы и контроль за
ее исполнением
















-


















Министерство сельского хозяйства Российской Федерации как
государственный заказчик, его территориальные органы в области
мелиорации земель, федеральные учреждения, осуществляющие
межрегиональные функции, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на основе соглашений, заключаемых ими и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации) обеспечивают реализацию программных мероприятий на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями, определяемыми на конкурсной основе;
контроль за реализацией Программы в целом и региональных программ осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом соглашениями с ними;
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике в установленном порядке обобщает и анализирует статистическую отчетность и представляет в Правительство
Российской Федерации доклады о ходе реализации Программы


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса страны и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость.

Сохранение почвенного плодородия земель и его рациональное использование при хозяйственной деятельности имеет огромное значение. Почвенное плодородие, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы. Состояние почвенного плодородия напрямую связано с продовольственной безопасностью страны.

Экстенсивное использование плодородия почв уже вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельского хозяйства от погодных условий.

В 2000 году завершилось действие Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России и Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы. Но цели, определенные этими программами, не были достигнуты. Главной причиной неудовлетворительного выполнения намеченных мероприятий явилось недостаточное и несвоевременное финансирование их из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и недостаточное участие хозяйств-землепользователей. Анализ современного состояния природной среды и сельскохозяйственного производства, оценка динамики изменения качественных показателей земель дают основание говорить о том, что тенденция снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической обстановки в агропромышленном комплексе сохраняется и может привести к возникновению кризисной ситуации в сфере АПК.

Продолжают действовать следующие негативные процессы:

дальнейшее сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий;

уменьшение площади орошаемых и осушенных земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования;

нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне (до 1-3 тонн на гектар в год);

усиление процессов эрозии и опустынивания;

загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами;

увеличение площадей с сильно кислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство;

интенсивное развитие заболачивания и подтопления земель, зарастания их древесно-кустарниковой растительностью, ухудшения естественных лугов и пастбищ.

Указанные негативные процессы приведут к резкому сокращению площади сельскохозяйственных угодий, к ухудшению водно-физических, физико-химических свойств почв и снижению их плодородия. В ближайшие 10-15 лет плодородие почв может снизиться до естественного, а урожайность зерновых до 8-10 центнеров с гектара.

Экологическая устойчивость природных систем в результате развития указанных процессов значительно понизится.

Исходя из социально-экономической политики страны на ближайший период для преодоления критического положения необходимо проведение упреждающих мероприятий.

Федеральные законы "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и "О мелиорации земель" определили необходимость иметь федеральные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Проблема воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения имеет общегосударственное значение и требует комплексного решения.

Это возможно только на основе программно-целевого метода, обеспечивающего внедрение передовых технологий, системного подхода к экономическому обоснованию и механизму реализации, увязку имеющихся ресурсов с организацией исполнения.

     

     

II. Основные цели и задачи, сроки и этапы
реализации Программы

Для определения дальнейших действий в области плодородия земель сельскохозяйственного назначения разработана федеральная целевая программа "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы" (далее именуется - Программа), которая формирует основные направления и содержание необходимых мероприятий, конкретные сроки и механизмы их реализации.

Программа разработана на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2001 года N 223-р в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, федеральными законами "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О мелиорации земель", "Об охране окружающей природной среды", Водным кодексом Российской Федерации и с учетом Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы и ряда других нормативных правовых документов.

Целями Программы являются обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной продукции для укрепления продовольственной независимости страны.

Это тесно увязывается с общим улучшением экономической и экологической обстановки в агропромышленном комплексе страны. Стабилизация почвенного плодородия позволит в значительной мере отказаться от импорта продовольствия, создать условия для интенсификации использования основного средства сельскохозяйственного производства - земли.

Исходя из целей Программы определены следующие задачи:

обеспечение условий для снижения интенсивности сработки, сохранения и воспроизводства плодородия почв;

предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота;

повышение степени использования биоклиматического потенциала страны и стабилизация сельскохозяйственного производства;

улучшение экологического состояния, повышение устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам;

формирование экономического и правового механизма повышения заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв;

оптимальный учет природно-климатических и других условий, характерных для разных регионов;

увеличение количества рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повышение жизненного уровня населения.

В соответствии с Основными направлениями агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы. Программа предусматривает оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей при проведении единой технологической политики в области мелиорации земель и выполнении агрохимических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, культуртехнических, организационно-хозяйственных мероприятий и других работ. В качестве первоочередных мер для преодоления спада производства в сельском хозяйстве намечается проведение комплекса агрохимических мероприятий и работ по строительству и реконструкции оросительных и осушительных систем.

Только при комплексном осуществлении всех этих мероприятий с учетом основных требований агроландшафтной системы земледелия и в увязке с землеустройством территории можно обеспечить максимальный эффект. Это является стратегическим направлением в агропродовольственной политике.

Программа имеет межотраслевой и межведомственный характер.

В Программе предусмотрены прежде всего средства на затраты капитального характера, связанные с долгосрочными вложениями в гидромелиоративные и агролесомелиоративные мероприятия, создание производственной базы эксплуатационных водохозяйственных организаций, а также на известкование, фосфоритование, гипсование. Предусмотрены средства на проведение фундаментальных научно-исследовательских работ, а также на субсидирование части затрат на приобретение минеральных удобрений.

Программа исходит из реально складывающихся возможностей экономики страны с учетом преимущественного привлечения средств субъектов Российской Федерации и средств хозяйств. При этом мероприятия, предусмотренные в ней, не могут быть ограничены только рассматриваемым периодом. Проблема воспроизводства плодородия почв является постоянной заботой общества.

     

     

III. Система программных мероприятий

Система мероприятий, предусматриваемых Программой, представляет собой комплекс взаимоувязанных технических, организационных, технологических, хозяйственных и экологических мероприятий, направленных на эффективное использование земли и повышение плодородия почв. Эти мероприятия имеют финансовое, материально-техническое, научное, информационное и кадровое обеспечение.

Комплекс мер воздействия на сохранение и воспроизводство плодородия включает в себя:

освоение современных систем земледелия и землеустройства;

агрохимические мероприятия;

агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия;

гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия.

Системы земледелия и землеустройство

Эффективное применение всех средств повышения плодородия почв возможно только при наличии в каждом хозяйстве научно обоснованной эколого-ландшафтной системы земледелия, соответствующей рекомендациям мировой и российской сельскохозяйственной науки.

Такие системы являются надежным средством сохранения природных агроресурсов и обеспечения устойчивого земледелия. Они позволяют успешно решать задачи сохранения и воспроизводства почв, увеличения производства сельскохозяйственной продукции при сокращении затрат, улучшения экологической обстановки.

С учетом опыта создания современной модели эколого-ландшафтной системы земледелия в Воронежской области Программой предусмотрено в качестве пилотного проекта освоение этой системы в хозяйствах Воронежской области. Соответствующие мероприятия и объемы финансирования из федерального бюджета, бюджета области и внебюджетных источников отражены в региональной программе повышения плодородия почв и учтены в настоящей Программе. Предусматривается провести в плановом порядке внутрихозяйственное землеустройство с учетом внедрения эколого-ландшафтной системы земледелия, изменения условий разработки севооборотов и структуры посевных площадей. Соответствующие работы будут проведены в 390 хозяйствах.

Важным звеном Программы являются схемы и проекты землеустройства, позволяющие учитывать конкретные условия землепользования, его почвенно-климатические ресурсы, ландшафт используемых земель и на этой основе дифференцированно определять по каждому хозяйству комплекс взаимоувязанных сбалансированных мероприятий по использованию и охране земель, повышению плодородия почв, формированию экологически безопасных агроландшафтов. Проекты землеустройства предусматривают применение оптимального комплекса мероприятий с наиболее экономным и адаптированным к ландшафту расходованием ресурсов.

Схемы и проекты землеустройства представляют собой механизм реализации региональных программ на уровне районов, землепользователей, землевладельцев и собственников земли. Через указанные схемы и проекты обеспечивается внедрение сбалансированных эколого-ландшафтных систем земледелия, агролесомелиоративных, гидромелиоративных, культуртехнических и иных мероприятий, направленных на повышение и сохранение плодородия почв.

Особо важное значение приобретает землеустройство в условиях проведения земельной реформы, сопровождаемой большими объемами перераспределения земли.

Весьма важным элементом проектов землеустройства на ландшафтной основе являются агротехнологии, соблюдение которых обеспечивает оптимальную окупаемость затрат. В то же время нарушение агротехнологий приводит не только к недобору урожаев сельскохозяйственных культур, но и способствует возникновению негативных экологических ситуаций.

Необходимо вводить почвозащитные севообороты и технологии возделывания сельскохозяйственных культур на основе минимизации обработки почв, внедрять ее безотвальную обработку с учетом почвенно-климатических условий конкретных регионов, осваивать технологические приемы снижения отрицательного воздействия на почву технических средств, приводящего к уплотнению и разрушению структуры почв, и обеспечить применение всего комплекса агрохимических приемов.

Агрохимическое и эколого-токсикологическое
обследование земель

Проведение комплекса агротехнических, агрохимических, гидромелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и культуртехнических мероприятий требует объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия. Для оценки состояния и динамики агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, кормовых угодий, залежи) предусматривается проводить систематическое крупномасштабное агрохимическое обследование земель сельскохозяйственного назначения, которое является частью общего мониторинга состояния этих земель.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»