Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 ноября 2001 года N 780


О федеральной целевой программе
"Повышение плодородия почв России
на 2002-2005 годы"

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________


Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы".

Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации ежегодно уточнять объемы ассигнований, выделяемых на реализацию указанной Программы, с учетом возможностей федерального бюджета.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 ноября 2001 года N 780

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Повышение плодородия почв России
на 2002-2005 годы"

Москва, 2001

     

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ РОССИИ
НА 2002-2005 ГОДЫ"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы"

Дата принятия решения о
разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2001 года N 223-р

Государственный заказчик
Программы

-

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Основные разработчики
Программы









-













Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
Российская академия сельскохозяйственных наук;
государственное предприятие "Специализированный научный центр
"Госэкомелиовод" (с участием Центрального научно-исследовательского института агрохимического обслуживания сельского хозяйства, Всероссийского научно-исследовательского института агролесомелиорации, Всероссийского научно-исследовательского и проектно-технологического института химизации сельского хозяйства, Всероссийского научно-исследовательского,
конструкторского, проектно-технологического института органических удобрений и торфа)

Цель и задачи Программы
















-


















целью Программы является сохранение и воспроизводство плодородия почв, рациональное использование природных
ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной
продукции для укрепления продовольственной независимости
страны - задачи Программы:
обеспечить условия для снижения интенсивности сработки почвы,
сохранения и воспроизводства ее плодородия;
предотвратить выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота;
повысить степень использования биоклиматическ ого потенциала страны и стабилизировать сельскохозяйственное производство;
улучшить экологическое состояние и повысить устойчивость агросферы к природно-антропогенным нагрузкам;
сформировать экономический и правовой механизм повышения
заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв;
обеспечить оптимальный учет природно-климатических и других
условий, характерных для разных регионов;
увеличить количество рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повысить жизненный уровень населения

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы























-


























увеличение плодородия почв на сельскохозяйственных угодиях на 2,5-3 балла, а на пашне на 4,5-5 балла и производства зерна, кормов, льна, риса, семян, плодоовощной и другой продукции до 115-120 млн. тонн зерновых единиц, что обеспечит в основном внутренние потребности страны;
сохранение до 4 млн. гектаров сельскохозяйственных земель;
обеспечение дополнительными рабочими местами свыше 250 тыс. человек;
совершенствование землеустройства, внедрение прогрессивных систем земледелия и технологий;
осуществление комплекса агрохимических мероприятий по известкованию, фосфоритованию, гипсованию, мелиоративной обработке солонцов, внесению 14,7 млн. тонн минеральных
удобрений и 660 млн. тонн органических удобрений;
проведение гидромелиоративных работ на общей площади свыше 500 тыс. гектаров, культуртехнических работ на 340 тыс. гектаров, строительство противоэрозионных и других гидротехнических сооружений;
создание и реконструкция полезащитных, пастбищезащитных, фитомелиоративных насаждений на площади более 384 тыс. гектаров;
повышение технологического и технического уровня и информационного обеспечения намеченных Программой
мероприятий;
создание правовой и экономической базы повышения плодородия
сельскохозяйственных земель;
подготовка и повышение квалификации кадров

Исполнители Программы



-




предприятия сельского, лесного хозяйства и сельхозхимии,
землеустроительные, водохозяйственные организации, научно-исследовательские и проектно-изыскательские институты,
химические, машиностроительные предприятия, высшие и средние учебные заведения (на конкурсной основе)

Объемы и источники
финансирования





-





на реализацию Программы требуется 163,6 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 19,35 млрд. рублей, из них капитальные вложения - 1,5 млрд. рублей, НИОКР - 0,08 млрд. рублей, прочие расходы - 17,77 млрд. рублей, за счет бюджетов субъектов Российской Федерации - 37,42 млрд. рублей и за счет внебюджетных средств - 106,85 млрд. рублей.
Срок окупаемости Программы 2,5 года

Организация реализации
Программы и контроль за
ее исполнением
















-


















Министерство сельского хозяйства Российской Федерации как
государственный заказчик, его территориальные органы в области
мелиорации земель, федеральные учреждения, осуществляющие
межрегиональные функции, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на основе соглашений, заключаемых ими и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации) обеспечивают реализацию программных мероприятий на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями, определяемыми на конкурсной основе;
контроль за реализацией Программы в целом и региональных программ осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом соглашениями с ними;
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике в установленном порядке обобщает и анализирует статистическую отчетность и представляет в Правительство
Российской Федерации доклады о ходе реализации Программы


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса страны и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость.

Сохранение почвенного плодородия земель и его рациональное использование при хозяйственной деятельности имеет огромное значение. Почвенное плодородие, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы. Состояние почвенного плодородия напрямую связано с продовольственной безопасностью страны.

Экстенсивное использование плодородия почв уже вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельского хозяйства от погодных условий.

В 2000 году завершилось действие Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России и Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы. Но цели, определенные этими программами, не были достигнуты. Главной причиной неудовлетворительного выполнения намеченных мероприятий явилось недостаточное и несвоевременное финансирование их из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и недостаточное участие хозяйств-землепользователей. Анализ современного состояния природной среды и сельскохозяйственного производства, оценка динамики изменения качественных показателей земель дают основание говорить о том, что тенденция снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической обстановки в агропромышленном комплексе сохраняется и может привести к возникновению кризисной ситуации в сфере АПК.

Продолжают действовать следующие негативные процессы:

дальнейшее сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий;

уменьшение площади орошаемых и осушенных земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования;

нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне (до 1-3 тонн на гектар в год);

усиление процессов эрозии и опустынивания;

загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами;

увеличение площадей с сильно кислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство;

интенсивное развитие заболачивания и подтопления земель, зарастания их древесно-кустарниковой растительностью, ухудшения естественных лугов и пастбищ.

Указанные негативные процессы приведут к резкому сокращению площади сельскохозяйственных угодий, к ухудшению водно-физических, физико-химических свойств почв и снижению их плодородия. В ближайшие 10-15 лет плодородие почв может снизиться до естественного, а урожайность зерновых до 8-10 центнеров с гектара.

Экологическая устойчивость природных систем в результате развития указанных процессов значительно понизится.

Исходя из социально-экономической политики страны на ближайший период для преодоления критического положения необходимо проведение упреждающих мероприятий.

Федеральные законы "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и "О мелиорации земель" определили необходимость иметь федеральные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Проблема воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения имеет общегосударственное значение и требует комплексного решения.

Это возможно только на основе программно-целевого метода, обеспечивающего внедрение передовых технологий, системного подхода к экономическому обоснованию и механизму реализации, увязку имеющихся ресурсов с организацией исполнения.

     

     

II. Основные цели и задачи, сроки и этапы
реализации Программы

Для определения дальнейших действий в области плодородия земель сельскохозяйственного назначения разработана федеральная целевая программа "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы" (далее именуется - Программа), которая формирует основные направления и содержание необходимых мероприятий, конкретные сроки и механизмы их реализации.

Программа разработана на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2001 года N 223-р в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, федеральными законами "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О мелиорации земель", "Об охране окружающей природной среды", Водным кодексом Российской Федерации и с учетом Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы и ряда других нормативных правовых документов.

Целями Программы являются обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной продукции для укрепления продовольственной независимости страны.

Это тесно увязывается с общим улучшением экономической и экологической обстановки в агропромышленном комплексе страны. Стабилизация почвенного плодородия позволит в значительной мере отказаться от импорта продовольствия, создать условия для интенсификации использования основного средства сельскохозяйственного производства - земли.

Исходя из целей Программы определены следующие задачи:

обеспечение условий для снижения интенсивности сработки, сохранения и воспроизводства плодородия почв;

предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота;

повышение степени использования биоклиматического потенциала страны и стабилизация сельскохозяйственного производства;

улучшение экологического состояния, повышение устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам;

формирование экономического и правового механизма повышения заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв;

оптимальный учет природно-климатических и других условий, характерных для разных регионов;

увеличение количества рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повышение жизненного уровня населения.

В соответствии с Основными направлениями агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы. Программа предусматривает оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей при проведении единой технологической политики в области мелиорации земель и выполнении агрохимических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, культуртехнических, организационно-хозяйственных мероприятий и других работ. В качестве первоочередных мер для преодоления спада производства в сельском хозяйстве намечается проведение комплекса агрохимических мероприятий и работ по строительству и реконструкции оросительных и осушительных систем.

Только при комплексном осуществлении всех этих мероприятий с учетом основных требований агроландшафтной системы земледелия и в увязке с землеустройством территории можно обеспечить максимальный эффект. Это является стратегическим направлением в агропродовольственной политике.

Программа имеет межотраслевой и межведомственный характер.

В Программе предусмотрены прежде всего средства на затраты капитального характера, связанные с долгосрочными вложениями в гидромелиоративные и агролесомелиоративные мероприятия, создание производственной базы эксплуатационных водохозяйственных организаций, а также на известкование, фосфоритование, гипсование. Предусмотрены средства на проведение фундаментальных научно-исследовательских работ, а также на субсидирование части затрат на приобретение минеральных удобрений.

Программа исходит из реально складывающихся возможностей экономики страны с учетом преимущественного привлечения средств субъектов Российской Федерации и средств хозяйств. При этом мероприятия, предусмотренные в ней, не могут быть ограничены только рассматриваемым периодом. Проблема воспроизводства плодородия почв является постоянной заботой общества.

     

     

III. Система программных мероприятий

Система мероприятий, предусматриваемых Программой, представляет собой комплекс взаимоувязанных технических, организационных, технологических, хозяйственных и экологических мероприятий, направленных на эффективное использование земли и повышение плодородия почв. Эти мероприятия имеют финансовое, материально-техническое, научное, информационное и кадровое обеспечение.

Комплекс мер воздействия на сохранение и воспроизводство плодородия включает в себя:

освоение современных систем земледелия и землеустройства;

агрохимические мероприятия;

агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия;

гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия.

Системы земледелия и землеустройство

Эффективное применение всех средств повышения плодородия почв возможно только при наличии в каждом хозяйстве научно обоснованной эколого-ландшафтной системы земледелия, соответствующей рекомендациям мировой и российской сельскохозяйственной науки.

Такие системы являются надежным средством сохранения природных агроресурсов и обеспечения устойчивого земледелия. Они позволяют успешно решать задачи сохранения и воспроизводства почв, увеличения производства сельскохозяйственной продукции при сокращении затрат, улучшения экологической обстановки.

С учетом опыта создания современной модели эколого-ландшафтной системы земледелия в Воронежской области Программой предусмотрено в качестве пилотного проекта освоение этой системы в хозяйствах Воронежской области. Соответствующие мероприятия и объемы финансирования из федерального бюджета, бюджета области и внебюджетных источников отражены в региональной программе повышения плодородия почв и учтены в настоящей Программе. Предусматривается провести в плановом порядке внутрихозяйственное землеустройство с учетом внедрения эколого-ландшафтной системы земледелия, изменения условий разработки севооборотов и структуры посевных площадей. Соответствующие работы будут проведены в 390 хозяйствах.

Важным звеном Программы являются схемы и проекты землеустройства, позволяющие учитывать конкретные условия землепользования, его почвенно-климатические ресурсы, ландшафт используемых земель и на этой основе дифференцированно определять по каждому хозяйству комплекс взаимоувязанных сбалансированных мероприятий по использованию и охране земель, повышению плодородия почв, формированию экологически безопасных агроландшафтов. Проекты землеустройства предусматривают применение оптимального комплекса мероприятий с наиболее экономным и адаптированным к ландшафту расходованием ресурсов.

Схемы и проекты землеустройства представляют собой механизм реализации региональных программ на уровне районов, землепользователей, землевладельцев и собственников земли. Через указанные схемы и проекты обеспечивается внедрение сбалансированных эколого-ландшафтных систем земледелия, агролесомелиоративных, гидромелиоративных, культуртехнических и иных мероприятий, направленных на повышение и сохранение плодородия почв.

Особо важное значение приобретает землеустройство в условиях проведения земельной реформы, сопровождаемой большими объемами перераспределения земли.

Весьма важным элементом проектов землеустройства на ландшафтной основе являются агротехнологии, соблюдение которых обеспечивает оптимальную окупаемость затрат. В то же время нарушение агротехнологий приводит не только к недобору урожаев сельскохозяйственных культур, но и способствует возникновению негативных экологических ситуаций.

Необходимо вводить почвозащитные севообороты и технологии возделывания сельскохозяйственных культур на основе минимизации обработки почв, внедрять ее безотвальную обработку с учетом почвенно-климатических условий конкретных регионов, осваивать технологические приемы снижения отрицательного воздействия на почву технических средств, приводящего к уплотнению и разрушению структуры почв, и обеспечить применение всего комплекса агрохимических приемов.

Агрохимическое и эколого-токсикологическое
обследование земель

Проведение комплекса агротехнических, агрохимических, гидромелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и культуртехнических мероприятий требует объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия. Для оценки состояния и динамики агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, кормовых угодий, залежи) предусматривается проводить систематическое крупномасштабное агрохимическое обследование земель сельскохозяйственного назначения, которое является частью общего мониторинга состояния этих земель.