(с изменениями на 7 июня 2002 года)
________________________________________________________________
Утратил силу с 22 июля 2006 года на основании
Закона Пензенской области от 29 июня 2006 года N 1064-ЗПО
_________________________________________________________________
______________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Пензенской области от 7 июня 2002 года N 369-ЗПО (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, N 2, 25.06.2002).
______________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
21 января 2000 года
Настоящий Закон определяет правовые основы организации, функционирования и развития системы партнерства с целью достижения согласия при регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
Партнерство в сфере социально-трудовых отношений - система взаимоотношений между работниками (ом) или их представителями (профсоюзами, ассоциациями) и работодателями (ем) (предприятиями, учреждениями, объединениями, ассоциациями и т.д.), независимо от форм собственности, при участии исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, с помощью которой стороны обеспечивают свои интересы в экономической, трудовой и социальной сферах деятельности согласно условиям коллективных (индивидуальных) договоров и соглашений.
Стороны соглашений - работники, работодатели, а также исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления Пензенской области в лице их полномочных представителей.
Организация - предприятие, учреждение, объединение, ассоциация и другие юридические лица, независимо от форм собственности и подчиненности.
Работники - физические лица, работающие в организации на основе трудового договора (контракта), лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лица, обучающиеся в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования.
Работодатели - организации (юридические лица), независимо от форм собственности и подчиненности, представляемые их руководителями (администрацией), либо физические лица, с которыми работники состоят в трудовых отношениях.
Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюзов, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе переговоров по заключению, изменению, дополнению коллективного договора (соглашения), а также по контролю за их исполнением.
Представители работодателей - руководители организаций или другие уполномоченные в соответствии с уставом организации, а также иными правовыми актами.
Представители исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления - руководители этих органов или другие лица, уполномоченные в соответствии с их уставами.
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне области, города, района, отрасли и профессии.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организаций с работодателями.
Индивидуальный трудовой договор - соглашение между работником и работодателем (физическим либо юридическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель (физическое либо юридическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Правовой основой системы партнерства в сфере социально-трудовых отношений являются Конституция Российской Федерации, законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы Пензенской области, а также международные договоры Российской Федерации.
Принципами системы партнерства в сфере социально-трудовых отношений являются:
1) уважение и учет интересов участников переговоров;
2) содействие исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в достижении соглашений в сфере социально-трудовых отношений;
3) равноправие сторон соглашений;
4) обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
5) ответственность сторон за несоблюдение условий коллективных (индивидуальных) договоров и соглашений.
Настоящий Закон распространяется на всех участников системы партнерства в сфере социально-трудовых отношений и все определяемые в соответствии со статьей 1 настоящего Закона стороны соглашений, действующих на территории Пензенской области.
Органами системы партнерства в сфере социально-трудовых отношений Пензенской области являются:
1) в организациях - двухсторонние комиссии;
2) на уровне области и в районах области - областная и районные трехсторонние комиссии;
3) в области содействия занятости и защиты интересов населения - Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области и координационный комитет (пункт в редакции, введенной в действие с 26 июня 2002 года Законом Пензенской области от 7 июня 2002 года N 369-ЗПО, - см. предыдущую редакцию).
1. Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - комиссия) является постоянно действующим органом системы партнерства в сфере социально-трудовых отношений в Пензенской области и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пензенской области и Положением, разработанным Правительством Пензенской области, объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и утвержденным Губернатором Пензенской области.
Комиссия формируется и действует на принципах паритетности и полномочности представителей, равноправия и взаимной ответственности сторон соглашения.
2. Комиссия имеет право:
1) давать рекомендации органам государственной власти Пензенской области о принятых в установленном порядке нормативных правовых актах в части социально-трудовых отношений;
2) получать необходимую информацию и материалы об экономическом, социально-трудовом положении области, его территориальных структур, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подчиненности;
3) проводить консультации с Правительством и Законодательным Собранием Пензенской области при решении вопросов разработки и реализации социально-экономической политики и правотворчества в сфере труда, занятости, трудовой миграции, социального обеспечения;
4) направлять в порядке, не противоречащем действующему законодательству, членов комиссии и экспертов на предприятия, в учреждения и организации, расположенные в Пензенской области, независимо от форм собственности и подчиненности, для ознакомления с положением дел и необходимыми материалами, касающимися областного трехстороннего соглашения;
5) участвовать через создаваемые рабочие органы и группы в разработке городских, районных, отраслевых (межотраслевых) профессиональных соглашений;
6) оказывать практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров, городских, районных, отраслевых (межотраслевых) профессиональных соглашений;
7) принимать решения по вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения исполнительными органами государственной власти Пензенской области, профсоюзами, работодателями, их объединениями;
8) осуществлять контроль за выполнением условий областного трехстороннего соглашения;
9) вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, уклоняющихся от участия в переговорах по заключению или изменению коллективного договора, соглашения и невыполняющих предусмотренные в них обязательства;
10) содействовать разрешению разногласий по поводу заключения и реализации соглашений, коллективных договоров, принимаемых в системе партнерства в сфере социально-трудовых отношений Пензенской области;
11) обсуждать проекты законов, иные нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Пензенской области по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
(наименование статьи в редакции, введенной в действие с 26 июня 2002 года Законом Пензенской области от 7 июня 2002 года N 369-ЗПО, - см. предыдущую редакцию)
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области готовит материалы к заседаниям трехсторонней комиссии и содействует разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и местного самоуправления (статья в редакции, введенной в действие с 26 июня 2002 года Законом Пензенской области от 7 июня 2002 года N 369-ЗПО, - см. предыдущую редакцию).
Координационный комитет содействия занятости населения создается в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" с целью выработки согласованных решений по определению и реализации политики занятости населения в Пензенской области.
Координационный комитет содействия занятости населения создается из представителей объединений работодателей, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Пензенской области, организаций и объединений профсоюзов, органов службы занятости, общественных организаций, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Представленные в координационном комитете содействия занятости населения стороны разрабатывают положение о работе комитета, которое утверждается Правительством Пензенской области.
Стороны соглашений, коллективных договоров на основе взаимной договоренности и согласно совместно определенным правилам могут формировать другие двусторонние, трехсторонние органы, способствующие развитию системы партнерства в сфере социально-трудовых отношений в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Пензенской области по отдельным направлениям.
1. В соответствии с федеральным законом содержание областного трехстороннего соглашения определяется сторонами.
2. Областное трехстороннее соглашение может предусматривать положения:
1) об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;
2) о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением;
3) о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством;
4) о содействии занятости, переобучении работников;
5) об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве;
6) о мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей;
7) о соблюдении интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
8) о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в т.ч. подростков);
9) о развитии системы партнерства в сфере социально-трудовых отношений и трехстороннего сотрудничества, порядке внесения изменений и дополнений в соглашение, присоединения к нему, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, об укреплении трудовой дисциплины.
3. В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие законодательству.
4. Областное трехстороннее соглашение:
1) заключается между Правительством Пензенской области, организациями профсоюзов, работодателями и их организациями;