Действующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТАМБОВА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 28.05.2015)


 Таблица 8. Политика повышения благосостояния жителей и развитие экономического потенциала

(в редакции Решения Тамбовской городской Думы от 28.05.2015 N 1572)

N п.п.

Стратегические задачи

Основные меры по обеспечению реализации задач

6.1.1.

Развитие социальной защиты населения и повышение социальной устойчивости в обществе

     активизация трудовых усилий населения города путем проведения политики поддержки ключевых для экономического роста отраслей: высокотехнологичной промышленности, фундаментальной и прикладной науки, системы образования, индустрии знаний, информатики и т.д.;
     участие в создании экономических механизмов, способствующих легализации скрытых доходов населения и стимулирующих частный сектор экономики к выходу из "тени";

     участие во внедрении эффективных инструментов исчисления заработной платы, позволяющих адекватно оценивать трудовой вклад на каждом рабочем месте и существенно стимулировать наиболее квалифицированных работников;
     содействие созданию механизмов стимулирования работодателей к деятельности по систематическому увеличению рабочих мест и профессиональной подготовке персонала;

     поддержка предпринимательской деятельности безработных граждан;
     участие в разработке и реализации программ содействия занятости населения, в том числе занятости молодежи, женщин, мигрантов, граждан, уволенных в запас с военной службы, членов их семей, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, инвалидов и др.;

     содействие организации подготовки и/или переобучения специалистов, в которых нуждается рынок труда Тамбова;
     содействие в расширении организации временных оплачиваемых общественных работ;

     публикация для сведения городского сообщества долгосрочных и краткосрочных прогнозов развития рынка труда в Тамбове, получаемых на основе постоянного изучения конъюнктуры этого рынка, факторов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности субъектов трудовых рыночных отношений и тенденций изменения рынка труда города;
     улучшение информационного и организационно-методического обеспечения организации трехстороннего взаимодействия;

     совершенствование системы городских (территориальных), отраслевых, территориально-отраслевых и профессиональных соглашений;
     обеспечение жилищных прав граждан на основе разграничения и защиты права собственности и различных форм имущественного найма жилья;

     совершенствование системы управления жилищным фондом путем перехода к конкурсному отбору организаций для управления и обслуживания муниципального жилищного фонда, заключения концессионных договоров на управление объектами коммунальной инфраструктуры, создания товариществ собственников жилья, юридического оформления кондоминиумов, стимулирования развития частного арендного сектора жилья;
     развитие механизмов долгосрочного ипотечного кредитования для приобретения жилья и кредитования застройщиков жилья;

     формирование жилищного фонда социального использования для категорий населения, имеющих право на получение жилья по договору социального найма;
     расширение предложения государственного и муниципального жилья на условиях найма для очередников, не входящих в категорию населения, которой предоставляется жилье по договору социального найма;

     систематическое ведение разработки рекомендуемых продуктовых наборов для различных половозрастных групп и социальных групп;
     осуществление мониторинга потребления продуктов питания основными социально-демографическими группами населения, качества и структуры продовольственной корзины;

     содействие созданию новых видов продуктов питания на основе разрабатываемых учеными и наукоемких технологий пищевой промышленности;
     участие в обеспечении безопасности питания населения, проведение мероприятий по недопущению попадания в рацион жителей трансгенных продуктов и веществ, разрушающих генетические и экологические основы здоровья;

     систематическое проведение исследования потребительских расходов социально-демографических групп населения, по результатам предложение корректив проектов потребительских корзин, формируемых в Тамбовской области в соответствии с методическими указаниями Правительства Российской Федерации;
     определение внесения в основу социально-экономической политики на территории города смягчения дифференциации населения по доходам путем поддержки развития малого и среднего бизнеса, стимулирования состоятельных предпринимателей и руководителей предприятий к созданию высокооплачиваемых рабочих мест и борьбе с бедностью;

     постоянное изучение потребительского поведения населения, особенно при обновлении предметов длительного пользования, и по результатам исследования построение политики взаимодействия с товаропроизводителями;
     изучение механизмов стимулирования создания в городе новых фирм: региональных, российских и зарубежных, производящих и поставляющих для населения на выгодных для него условиях товары и услуги;

     участие в разработке и реализации программы строительства социального жилья для отдельных категорий горожан, не имеющих возможности самостоятельно решить жилищные проблемы;
     для улучшения потребительского качества жилищ более широкое использование при их создании новых прогрессивных строительных технологий, улучшающих тепло- и звукоизоляцию, снижающих стоимость строительства;

     участие города Тамбова в региональной Программе по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в качестве территории вселения, использование миграционной компенсации естественной убыли населения, предусматривающей меры по привлечению в Тамбов трудоспособных соотечественников - мигрантов из зарубежья, созданию условий для их адаптации и бесконфликтной социально-культурной интеграции в городское сообщество;
     разработка концепции воспитания у молодого поколения чувства любви и уважения к родному городу, его истории, его традициям;

     обеспечение поддержки коллективных и личных инициатив жителей города, направленных на усиление консолидации городского сообщества;
     налаживание систематической работы по накоплению, анализу и обобщению текущих достижений Тамбова в различных сферах жизнедеятельности населения, а также выявлению, анализу и оценке болевых точек города, разработке подходов для решения городских проблем с участием жителей города;

     организация пропаганды через СМИ примеров проявления патриотизма;
     привлечение общественных организаций, прежде всего молодежных и женских, политических партий, движений, различных объединений к работе по консолидации городского сообщества на основе чувства патриотизма к малой Родине - своему городу;

     разработка и реализация программы по созданию серии монографий и энциклопедий о Тамбове, его истории, истории районов, коллективов и выдающихся людях;
     привлечение к пропаганде города, его успехов и организации содействия в решении городских проблем землячеств бывших тамбовцев в Москве, Санкт-Петербурге и других городах;
     создание системы городского социологического мониторинга по оценке социального климата и социальной напряженности в городе

6.1.2.

Экономическое развитие и инновационная экономика

     создание системы товародвижения между производителями в области и потребителями в городе, включающей в себя: организацию накопительных складов; систему аккредитации участников процесса товародвижения и формирование гарантийных фондов, обеспечивающих выполнение обязательств; внедрение новых технологий по переработке сельскохозяйственной продукции, а также информационное сопровождение размещения и выполнения заказов;
     определение пути снижения удельного веса теневого оборота, разработка механизмов, обеспечивающих стабильное насыщение продовольственного рынка Тамбова при условии защиты формирования свободных рыночных цен от влияния теневых структур;

     разработка и реализация программы развития оптовых продовольственных рынков в городе, технического перевооружения оптовых предприятий, повышения надежности хранения страховых запасов пищевых продуктов;
     создание условия для развития в городе кластера на основе наукоемких технологий по перерабатывающей, пищевой и пищеконцентратной промышленности;

     способствование упорядочению мелкорозничной торговли и превращению мини-рынков в современные торговые комплексы;
     создание городского консультационного и информационного центра по обеспечению информацией участников оптового и розничного рынка продовольствия в Тамбове;

     разработка и принятие пакета нормативных актов по регулированию инвестиционной деятельности в городе, определяющих ответственность, права и льготы инвесторов;
     систематическое лоббирование принятия на федеральном и областном уровнях законов по защите интересов инвесторов и созданию конкурентной среды в сфере предложения инвестиций;

     разработка и реализация программы привлечения на конкурентной основе отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в сфере инновационной деятельности;
     постоянная оценка состояния инвестиционной деятельности в городе с позиций международных норм и критериев, в том числе соответствия этой деятельности Глобальным стандартам инвестиционной деятельности (Global Investment Performance Standards, GIPS), Международному этическому кодексу, принятому Международным советом инвестиционных ассоциаций, и другим международным регламентациям;

     совершенствование механизмов принятия инвестиционных решений, учитывающих более тщательную проработку проектов и индивидуальную работу с потенциальными инвесторами;
     в рамках разработки программ промышленного развития получение поддержки подходов к реформированию базы инновационной деятельности предприятий Тамбова у соответствующих федеральных и региональных государственных органов, руководителей и представителей ассоциаций деловых кругов и в процессе реализации этих программ, особенно тех, которые обеспечивают ускоренный экономический рост производства наукоемкой продукции с помощью критических технологий с хорошим научным заделом, формирование интегрированных научно-производственных структур для решения задач научно-промышленной и инвестиционной политики;

     формирование системы взаимодействующих инновационных центров, бизнес-инкубаторов, технологических парков, демонстрационных зон, выставочных площадок и других организаций, обеспечивающих непрерывный и устойчивый рост наукоемких производств малого и среднего предпринимательства;
     поддержка создания на базе высших учебных заведений и других организаций целостной системы переподготовки кадров по управлению проектами, управлению качеством, сертификации продукции, финансовому менеджменту, патентному праву, механизмам трансферта технологий;

     формирование целостной системы услуг для малого наукоемкого бизнеса, в том числе патентный поиск, анализ новизны и оценка конкурентоспособности новых продуктов;
     организация мониторинга инновационного потенциала города, включая мониторинг эффективности проведения мероприятий в рамках Стратегии;

     развитие и совершенствование механизмов стратегического партнерства и взаимодействия муниципалитета и деловых кругов в решении насущных проблем производства товаров и услуг, создании условий для эффективного бизнеса, четкой работы городского хозяйства, улучшения городской среды и повышения качества жизни населения;
     разработка и использование механизмов привлечения частного капитала для финансирования масштабных инвестиционных проектов, включая создание в городе современной институциональной среды;

     совершенствование экономических механизмов стимулирования частных инвесторов, в том числе механизмов конкурсного инвестирования, предоставления льгот и налогового кредитования;
     создание сети институтов коллективного инвестирования - паевых фондов, объединяющих потенциальных частных инвесторов, в том числе располагающих небольшими суммами и имеющих возможности инвестирования своих средств с целью получения постоянного дохода;

     выступление с законодательной инициативой и лоббирование в законодательных органах на федеральном и региональном уровнях принятия законов, обеспечивающих формирование нормативно-правовой базы регулирования инвестиционной деятельности резидентов и нерезидентов, предусматривающей инвесторам условия стабильности и гарантий, включая личную безопасность, защиту вкладываемых средств от некоммерческих рисков и дискриминации;
     создание информационно-консультационного центра "Инвестиционные проекты Тамбова";

     создание городского банка данных по инвестиционным предложениям, инвестиционным проектам и инвестиционным площадкам;
     проведение конкурсов инвестиционных проектов по застройке территории и организация сопровождения инвестиционных проектов;

     разработка муниципальных правовых актов, регламентирующих требования к инвестиционным проектам в области градостроительства и порядок их рассмотрения;
     развитие торгово-экономического и хозяйственного сотрудничества с другими регионами и странами через представительства города, торговые дома, совместные предприятия и другие аналогичные структуры;

     разработка и использование механизма государственного, муниципально-частного партнерства для развития инфраструктуры и решения социальных проблем;
     участие в установленном порядке в анализе финансовых показателей деятельности низкорентабельных и убыточных предприятий, расположенных на территории города;

     разработка предложений об улучшении производственно-хозяйственной деятельности и роста налогового потенциала;
     обеспечение эффективного использования средств бюджета города в процессе строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов муниципальной собственности;

     поиск новых источников финансирования, взаимодействие с финансово-кредитными учреждениями по целевому инвестированию важнейших городских программ (проектов);
     разработка систем и методов управления инвестиционными проектами, обеспечивающих соблюдение интересов администрации города Тамбова как участника реализуемых проектов;

     укрепление организационно-правовой платформы развития научно-технической и инновационной деятельности;
     вхождение в состав регионального экспертного Совета по проведению экспертизы проектов и программ по приоритетным направлениям научно-технической и инновационной деятельности в Тамбовской области;

     осуществление межмуниципального сотрудничества по инвестиционной деятельности;
     предоставление земель и площадей под строительство торговых объектов и объектов инфраструктуры на основе открытых тендеров/аукционов, обеспечивающих прозрачность процедуры выделения земель и площадей;

     внедрение механизма государственно-частного партнерства на муниципальном уровне;
     создание эффективной системы поддержки и продвижения наукоемких, инновационных проектов от момента зарождения научной идеи до организации серийного выпуска продукции на территории неиспользуемых промышленных комплексов и земель (в частности, земель Министерства обороны Российской Федерации) в виде техно- и индустриальных парков;

     поддержка местных и отечественных товаров, брендирование выпускаемых в г. Тамбове товаров в целом, брендинг территории (в том числе посредством проведения комплекса научно-исследовательских, маркетинговых и организационных мероприятий, а также участия в выставках, форумах, семинарах, конференциях и т.п. на региональном, общероссийском и международном уровнях и проведения в Тамбове крупных международных форумов, выставок, ярмарок и т.п.);
     расширение сектора образовательного и конгресс-туризма, интенсив-туризма и т.д.;

     обеспечение повышения эффективности российских и международных транзитных перевозок в сообщении со странами Северо-Западной Европы, Средней Азии, Ближнего Востока и Южной Азии посредством создания качественно новых условий для перевозки грузов (в рамках реализации проекта по формированию евроазиатского транспортного коридора "Север - Юг");
     развитие активного сотрудничества, совместных действий банков Тамбова и муниципалитета, направленных на улучшение кредитно-денежных отношений на территории и повышение результативности инвестиционной политики, для чего целесообразно разработать и заключить долгосрочное соглашение между указанными сторонами;

     создание условий для развития в городе и эффективной работы систем страхования, микрокредитования малого бизнеса и частных лиц, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, венчурных фондов и т.п.;
     создание постоянно действующей системы прогнозирования и оптимального планирования потребностей в работах, товарах и услугах по объектам городского хозяйства и направлениям социально-экономического развития города;

     разработка и принятие положения, определяющего правовые и организационные основы формирования и расходования средств, предназначенных для осуществления муниципальной поддержки субъектов инвестиционной деятельности, реализующих на конкурсной основе высокоэффективные инвестиционные проекты в строительстве, реконструкции и модернизации жилищного фонда, инженерной и транспортной инфраструктур путем предоставления муниципальных гарантий или путем непосредственного выделения средств на условиях возвратности, платности и срочности;
     разработка и реализация программы систематической "разгрузки" городского бюджета от капитальных вложений в инфраструктуру города за счет привлечения частного капитала к решению задач по развитию и обустройству городской территории;

     формирование финансовых механизмов взаимодействия и согласования инвестиционной политики по строительству и реконструкции жилищного фонда, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры с кредитной политикой банков Тамбова;
     разработка и систематическое применение экономически обоснованных критериев поддержки в рамках муниципального заказа местных товаропроизводителей;

     создание системы действенного контроля цен, качества, сроков выполнения работ, услуг и поставок товаров, производимых по муниципальному заказу;
     систематическая разработка и осуществление мер поддержки и предоставления льгот промышленным предприятиям, выпускающим товары для населения;

     поддержка развития малого и среднего бизнеса, малых и средних предприятий и фирм, выпускающих товары для населения и предоставляющих широкий спектр индивидуализированных услуг;
     разработка механизма поддержки молодежного предпринимательства;

     систематическое проведение выставок и ярмарок новых товаров для населения, конкурсов среди предприятий и организаций, оказывающих услуги;
     при производстве предприятиями и фирмами конкурентоспособных высококачественных потребительских товаров для населения создание им благоприятных условий для рекламы продукции;

     формирование и внедрение рациональных организационных схем и эффективных экономических механизмов взаимодействия оптовой и розничной торговли, предусматривающих выгодные для торговых организаций и населения условия поставки и реализации товаров;
     создание системы оптовых рынков с привязкой их к транспортным артериям у границы и внутри городской территории;

     способствование созданию пешеходных зон, улиц, супермаркетов, выполняющих вместе с торговыми функции общественных мест для населения;
     преобразование мини-рынков в современные торговые комплексы;

     создание общегородского центра потребительского спроса, осуществляющего мониторинг системы торговли, изучение потребительского поведения горожан, определение состава средней покупательской корзины для каждого района, анализ закономерностей продаж тех или иных продуктов в них, планирование вывода на рынок новых видов продукции местных производителей, формирование обоснованной ценовой политики и т.д.;
     развитие в продовольственной торговле ассоциативных форм взаимодействия с сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями всех форм собственности;

     продолжение развития сети предприятий общественного питания с гибким меню качественной пищи, рассчитанных на различные группы потребителей, внедрение индустриальных методов производства пищевых полуфабрикатов, в том числе универсального назначения;
     расширение дистанционной торговли и различных форм электронной торговли с использованием сети Интернет;

     совершенствование традиционных форматов торговли;
     широкое внедрение современных методов организации торговли на основе автоматизации торговых операций, использования безналичного оборота с помощью современных платежных инструментов (пластиковых карт, мобильного банкинга <1> и др.) и информационных технологий нового поколения;

     стимулирование широкого использования методик и технологий маркетинговых исследований для анализа и развития рынка высококачественных платных услуг;
     за счет стимулирования участия частного сектора существенное увеличение объема и улучшение качества бытовых услуг для населения, в том числе банно-прачечных, услуг по ремонту квартир, утилизации и переработке бытовых отходов, по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, принадлежащих гражданам, ремонту радиотелевизионной аппаратуры, бытовых машин и приборов, домашних компьютеров, мобильных телефонов и пейджеров, ремонту и изготовлению металлоизделий, ремонту и индивидуальному пошиву обуви, швейных, меховых, трикотажных, кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи и т.д.;

     развитие на предприятиях, оказывающих бытовые услуги населению, особенно по ремонту сложной бытовой техники, современных технологий диагностики дефектов, изготовления изделий и контроля их качества;
     стимулирование развития информационного сервиса, включающего консультационные, инжиниринговые и системно-интеграционные услуги, организацию проектного менеджмента, специальное программное обеспечение клиентов, подготовку и переподготовку персонала, и т.п.;

     совершенствование нормативной правовой базы по малому и среднему бизнесу, принимаемой в рамках полномочий муниципалитета как стимулирующего фактора расширения деятельности в сфере экономики города;
     расширение сферы участия предпринимательства в размещении муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;

     совершенствование информационной поддержки предпринимательства, т.к. широкому кругу предпринимателей малодоступна информация о мерах государственной поддержки, об услугах по кредитованию (в том числе - льготному) и лизингу, о потенциальных инвесторах, о новых технологиях и оборудовании;
     создание самых благоприятных условий для развития малых и средних форм хозяйствования на территории города;

     обеспечение развития инфраструктуры торговли;
     повышение уровня физической доступности торговых объектов и предприятий общественного питания (географическая и приспособленная для пользования инвалидами и другими маломобильными категориями граждан);

     замена розничной торговли через коммерческие киоски стационарной торговой сетью фирменных и крупных универсальных предприятий с высоким уровнем обслуживания;
     увеличение сертифицированных предприятий потребительского рынка и заключение прямых долгосрочных договоров между розничной сетью и местными производителями основных продуктов питания;

     создание и налаживание механизма частно-государственного партнерства администрации города Тамбова, администрации Тамбовской области с промышленными предприятиями города по выпуску товаров народного потребления в соответствии с конъюнктурой городского потребительского рынка;
     разработка программы развития торговли в рамках программы социально-экономического развития на уровне местного самоуправления;

     обязательное градостроительное планирование, предусматривающее выделение необходимых земель и площадей для торговых, логистических и других аналогичных организаций;
     развитие конкурентной среды в сфере потребительского рынка посредством развития инфраструктуры розничной торговли, достижения разнообразия торговых структур - супер- и гипермаркетов, дискаунтеров, торговых центров, магазинов "шаговой доступности";

     содействие в формировании на предприятиях и в организациях, оказывающих услуги населению и гостям города, стремления повысить уровень культуры обслуживания путем предоставления лучшим коллективам льготных условий для развития, материального и морального поощрения каждого работника сервиса, предоставляющего качественные услуги, и систематического проведения городских конкурсов типа "Лучший в профессии";
     разработка новой программы развития малого и среднего предпринимательства, предусматривающей следующие основные направления: осуществление имущественной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса с целью удовлетворения растущих потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в нежилых помещениях, отвечающих современным качественным, технологическим и функциональным требованиям; осуществление финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства посредством предоставления предпринимателям субсидий и грантов; формирование эффективной системы информационной поддержки малого и среднего предпринимательства, посредством проведения просветительской работы в области финансовой грамотности начинающих и действующих предпринимателей ("круглые столы", конференции, выступление в СМИ) и регулярного пополнения информационных банков данных по неиспользуемым площадям государственного имущества (свободным, сдаваемым в аренду, предлагаемым к реализации и пр.);
     реализация мероприятий по предотвращению коррупции и неэтичного поведения с целью снижения административных барьеров

     ________________

<1> См. Глоссарий.