Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
Третий созыв

Пятнадцатое заседание

РЕШЕНИЕ

от 22 мая 2002 года N 191


Об утверждении Программы развития образования
в г.Тамбове на 2002-2005 гг.

________________________________________________________________

Утратило силу с 22 февраля 2006 года - решение Тамбовской городской Думы от 22 февраля 2006 года N 144.

________________________________________________________________     

Рассмотрев представленный мэром г.Тамбова Ильиным А.Ю. проект Программы развития образования в г.Тамбове на 2002-2005 гг., в соответствии со ст. 18 Устава города Тамбова, Положением "О порядке формирования, утверждения и реализации городских программ" и с учетом мнения постоянной депутатской комиссии по социальной политике,  

Тамбовская городская Дума РЕШИЛА:

1. Утвердить Программу развития образования в г.Тамбове на 2002-2005 гг. (прилагается).

2. Контроль за выполнением городской Программы возложить на мэра г.Тамбова и постоянную депутатскую комиссию по социальной политике (Коваль Н.А.).

3. Решение вступает в силу со дня его опубликования.

Председатель Думы

Т.Козлова

Приложение
     к решению Тамбовской городской Думы
     от 22 мая 2002 года
     N 191

ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ТАМБОВЕ
НА 2002-2005 ГОДЫ


ВВЕДЕНИЕ


Назначение Программы. Программа развития образования в городе Тамбове на 2002-2005 годы (далее - Программа) в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Тамбовской области "Об образовании в Тамбовской области" является организационной основой реализации государственной политики в области образования на территории города Тамбова. Программа определяет стратегию развития городской системы образования на период 2002-2005 годов и меры по ее практическому воплощению. Основные цели и задачи Программы состоят в переориентации  законодательного и исполнительного органов местного самоуправления и городского органа управления образованием с приоритетного обеспечения функционирования муниципальной системы образования на обеспечение ее системного развития.

Замысел Программы. Настоящая Программа должна стать средством совершенствования управления образованием на муниципальном уровне. Программа должна создать действенные механизмы для обеспечения развития муниципальной образовательной системы, учитывающие как государственные требования, так и местные социально-экономические и культурно-исторические особенности развития. Программа должна сориентировать всю систему образования города на целевые приоритеты модернизации российского образования и реализацию национальной образовательной доктрины. Программа должна способствовать проектированию структуры управления, как в условиях целостной городской образовательной системы, так и в каждом конкретном образовательном учреждении, содействовать развитию начал самоуправления в образовательной отрасли города и нацеливать всю систему образования города на конечные результаты.

Структура Программы. Программа состоит из трех частей.


1. Анализ состояния городской системы образования.


2. Концептуальные основы стратегии развития городской образовательной системы.


3. Основные направления развития городской системы образования в 2002-2005 годах.

В первой части Программы отражены проблемы, возникшие в реализации в городе Тамбове законодательных нормативных актов в области образования, современное состояние городской системы образования и прогноз ее развития на указанный в Программе период.

Во второй части Программы сформулированы стратегические основы развития городской системы образования в предстоящий период, выраженные в форме концептуальных подходов к проведению приоритетных системных изменений. В этой части также представлены достигнутые к настоящему моменту городской системой образования показатели конечных результатов ее деятельности, которые предполагается считать исходной точкой для проведения последующих изменений и критериями оценки эффективности реализации Программы.

В третьей части Программы представлены основные направления развития дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего (полного), дополнительного и специального образования в городе Тамбове на 2002-2005 годы и важнейшие на этот период направления формирования в городе действенной системы управления качеством образования. Третья часть Программы включает в себя ключевые действия и мероприятия по подготовке городской системы образования к переходу в новое состояние, соответствующее современным общественным тенденциям построения образования как целостной системы.

Исполнители и соисполнители Программы. Исполнителями и соисполнителями Программы являются: мэрия города Тамбова, районные территориальные управления мэрии г.Тамбова, управление образования мэрии г.Тамбова, структурные подразделения социальной сферы г.Тамбова, городской информационно-методический центр, образовательные учреждения города всех типов и видов, попечительские советы, заинтересованные предпринимательские структуры и общественные организации, все участники образовательного процесса.   

 

ЧАСТЬ I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Закон Российской Федерации "Об образовании",
Закон Тамбовской области "Об образовании в Тамбовской области" и проблемы их реализации в г.Тамбове.


Принятый в 1992 году Закон Российской Федерации "Об образовании" обозначил концептуальные, содержательные и организационные задачи в образовательной сфере общества, определил принципы государственной политики в области образования и позволил выйти на новый уровень деятельности образовательных учреждений и управления ими. Закон Тамбовской области "Об образовании в Тамбовской области", принятый в 1999 году, определил цели, задачи и стратегические направления реформирования и развития образования в Тамбовской области с учетом региональной специфики системы образования.

Реформирование сферы образования в г.Тамбове, способствующее реализации в городской системе образования положений и нормативов законодательства об образовании, позволило накопить определенный опыт организации образовательного процесса в учреждениях образования города, выявить основные тенденции развития образовательной системы и установить механизмы взаимодействия субъектов образования в рамках всей образовательной системы. Исходя из современной ситуации, сложившейся в сфере образования г.Тамбова за период действия федерального и регионального Законов об образовании, органы управления образованием определяют для себя в настоящее время ряд проблем, требующих управленческих действий.


1. Необходимость расширения демократических начал в сфере образования, обеспечение государственно-общественного характера управления всей системой образования и ее отдельными компонентами, рациональное сочетание автономизации учебных заведений с централизованным управлением их развития.


2. Обострение проблемы интеллектуального, культурного и физического развития молодежи, реального обеспечения доступности различных форм получения образования, потребность в формировании системы непрерывного образования как фактора самореализации личности.


3. Обеспечение гарантий выбора содержания образования всеми участниками образовательного процесса, стандартизация образования на муниципальном уровне, определение критериальных подходов к аттестации образовательных учреждений, усиление гуманитарной составляющей образовательного процесса.


4. Формирование устойчивых интеграционных взаимосвязей между образовательными учреждениями различных уровней,  содействие возникновению учебных комплексов и ассоциаций, обеспечение научно-методического обеспечения образования.


5. Поиск новых форм коллективного воспитания и механизмов содействия возникновению общественных объединений школьников, организация психологической и социальной поддержки учащихся.


6. Совершенствование подготовки и переподготовки современных педагогических кадров, оптимизация структуры профессиональных компонентов повышения квалификации педагогов, обогащение профессионально-технологического арсенала педагогических работников.        

Современное состояние системы образования в г.Тамбове.

Город Тамбов основан 17 апреля 1636 года по указу царя Михаила Федоровича и освящен 1 октября 1637 года. За свою историю город Тамбов был уездным центром Азовской губернии, возглавлял обширное Тамбовское наместничество, был центром одного из округов Центрально-черноземной области, входил в состав Воронежской области. С 1937 года город Тамбов является областным центром. В современных границах его площадь составляет 120 квадратных километров. Население города составляет 309 тысяч человек. Национальный состав населения города достаточно однороден - русское население составляет 94%. Город Тамбов поделен на три района: Ленинский, Советский и Октябрьский. Октябрьский район города - самый крупный, в нем сосредоточен основной промышленный комплекс города. Ленинский район города выполняет административно-культурную роль. На его территории расположены областные и городские административные учреждения и культурные центры города. Советский район города - это его внешние ворота. Он обеспечивает связи с другими городами и экономическими районами страны. Его системообразующим звеном являются товарные станции железной дороги и пассажирский железнодорожный вокзал. Район является менее благоустроенным, чем остальные, и менее компактным. В городе Тамбове сконцентрировано 40% промышленного производства области и 39% ее населения. Исполнительные органы местного самоуправления на территории города представлены мэрией города Тамбова и ее территориальными управлениями в районах.

Город Тамбов располагает развитой сетью учебных заведений всех уровней и типов. Высшая школа представлена 2 государственными учебными заведениями, Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина и Тамбовским государственным техническим университетом, и 7 негосударственными высшими учебными заведениями. В Тамбове также действуют 2 высших учебных заведения Министерства обороны РФ: Тамбовский военный авиационно-инженерный институт и Тамбовский филиал Московского военного университета радиационной, химической и биологической защиты. Среднее специальное образование осуществляют в городе 10 техникумов, училищ и колледжей, музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова и Тамбовский филиал Московского юридического института МВД РФ. Ежегодно вузы города выпускают почти 2 тысячи студентов 56 специальностей. Специалистами среднего звена становятся ежегодно еще 2100 выпускников средних специальных учебных заведений города. Начальное профессиональное образование в городе осуществляют 7 профессионально-технических училищ, которые готовят своих выпускников по 100 специальностям. В культурном развитии города важное место занимают отделение Союза художников России, 24 клубных учреждения, краеведческий музей и 7 народных музеев.

Сложившаяся за последние годы городская система среднего образования включает в себя в настоящее время 59 дошкольных образовательных учреждений, 11 начальных школ-детских садов, 2 прогимназии, 2 основные школы, 25 средних школ, 2 гимназии, 6 лицеев, 3 школы-интерната, из них 1 для детей с проблемами развития, 1 специально-коррекционную школу, 1 детский приют для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3 детских дома, их них 2 для детей с отклонениями в развитии, 4 сменных общеобразовательных школы и 21 учреждений дополнительного образования: 3 центра детского творчества, 2 станции юннатов, 1 биоэкологический центр, 1 водно-спортивный клуб, 8 детско-юношеских спортивных школ, Центр православной культуры, Центр развития и социально-психологической адаптации детей, 1 фильмотека, 3 загородных оздоровительных лагеря. Контингент воспитанников дошкольных образовательных учреждений составляет 7611 человек. В общеобразовательных учреждениях города обучаются 35933 школьника. Всеми видами учреждений дополнительного образования охвачено 16269 учащихся. В учреждениях специального коррекционного образования получают образовательные услуги 756 детей школьного возраста.

За последние годы  в общем контексте глубочайших социальных, экономических и политических перемен, произошедших в нашей стране, система среднего образования города Тамбова коренным образом изменила свой облик и внутренний строй, претерпела значительные качественные и количественные изменения. Сеть городских образовательных учреждений существенно дифференцировалась. На всех уровнях городской системы образования, наряду с традиционными, появились инновационные образовательные учреждения. В системе дошкольного образования это учебно-воспитательные комплексы "начальная школа-детский сад" и прогимназии. С учетом имеющихся в городе возможностей получения высшего образования в системе общего среднего образования несколько общеобразовательных школ были реорганизованы в лицеи и гимназии, был создан муниципальный военный лицей, появилась первая в городе авторская школа, ставшая сейчас лицеем, носящим имя ее создателя Н.А. Рябова. Развитие сети инновационных общеобразовательных учреждений  привело к появлению образовательных комплексов типа "Лицей-Вуз" и "Детский сад-Лицей-Вуз". Расширилась сеть интернатных общеобразовательных учреждений, позволяющих получать общее среднее образование в областном центре не только проживающим в нем детям, но и школьникам области.  Стремление управленческих структур города к оптимизации городской образовательной среды проявило себя в создании общеобразовательных учреждений, находящихся на совместном с областью финансировании (муниципально-областной лицей с интернатом для одаренных детей при ТГТУ, общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой им. М.М. Расковой), в передаче на областной баланс общеобразовательных учреждений, обладающих перспективным потенциалом развития на региональном уровне (муниципальный военный лицей, преобразованный в государственное учреждение общеобразовательную школу-интернат - кадетскую школу-интернат "Тамбовский кадетский корпус им. Л.С. Демина"). Качественные изменения коснулись и системы специального коррекционного образования. Единственная в городе общеобразовательная школа для детей с отклонениями в развитии была реорганизована в специальную общеобразовательную трудовую школу, что позволило в большей степени сориентировать ее на социализацию личности учащихся, их адаптацию к жизни в обществе и реабилитацию с целью возможного возвращения в условия массовой общеобразовательной школы. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тамбове был открыт городской детский приют. Система дополнительного образования города также пополнилась нетрадиционными образовательными учреждениями. Основным из них стал Центр развития и социально-психологической адаптации детей, который сумел за годы своего существования не только создать систему медико-педагогической и психологической помощи школьникам  города, но и разработать методику психологической диагностики различных направлений эффективности образовательного процесса.         

За последние годы предприняты серьезные попытки перестроить управление образовательным процессом. Совершенствование системы управления образованием шло по пути разграничения компетенции между органами управления образованием различных уровней и руководителями образовательных учреждений, расширения практики применения гибких механизмов управления. В настоящее время образовательная деятельность во всех учреждениях образования города лицензирована. Все образовательные учреждения города прошли государственную аккредитацию. В городе утвердилась разработанная городским управлением образования методика аттестации муниципальных образовательных учреждений. Система инспектирования подведомственных образовательных учреждений стала в большей степени ориентироваться на соуправление образовательным процессом. На уровне городской исполнительной власти идет активный поиск путей демократизации межличностных отношений участников образовательного процесса, внедрения нового многоканального механизма финансирования системы образования. Изменились организационные и правовые основы деятельности городского управления образования и муниципальных образовательных учреждений, сформировались принципы их взаимоотношений с органами местного самоуправления.  Усложнившаяся структура муниципальной образовательной системы стала стимулом развития координационных функций органа управления образованием, укрепления в его работе позиций консультирования и экспертизы подведомственных объектов. Удалось обеспечить развитие инновационных процессов в образовательных учреждениях. Сложилась система трансляции актуальной научно-методической информации между управлением образования и городской методической службой, с одной стороны, и образовательными учреждениями, с другой. При муниципальных органах управления созданы различные коллегиальные органы, способствующие более эффективному решению стоящих перед образовательной отраслью задач и реализации государственно-общественного характера управления системой образования. Все это позволило, несмотря на трудности периода социально-политических преобразований, совместными усилиями городской исполнительной власти, органов управления образованием и общественности города не только сохранить городскую образовательную систему, не только поддерживать ее стабильное функционирование, но и сообщить ей импульс реального развития.

Вместе с тем необходимо констатировать, что указанные позитивные изменения в организации и содержании управления городской системой образования можно рассматривать лишь как положительные тенденции, которые могут стать необратимыми процессами только при условии целенаправленного управленческого воздействия на них. В настоящее время среди первостепенных задач в области образования в городе Тамбове, требующих управленческих решений в ближайший период, можно назвать:


- совершенствование правового регулирования деятельности городской системы образования;


- формирования оптимального спектра  образовательных услуг;

- научно-методическое обновление содержания образования;


- формирование системы гражданского воспитания учащихся;


- организация досуга школьников;


- усовершенствование системы переподготовки и повышения квалификации кадров;


- социальная защита участников образовательного процесса;


- завершение перестройки системы управления образованием в городе.

Определяя данные задачи в качестве целевых установок для принятия управленческих решений, нельзя не заметить, что в них нуждаются как управляющая, так и управляемая системы. В такой ситуации важными становятся изменения не только в организационных структурах управления, но и в технологии принятия и реализации управленческих решений. Этот фактор становится особенно очевидным, так как муниципальная система образования города Тамбова, являясь частью региональной и государственной системы образования, будет находиться в отведенный для выполнения Программы период на подготовительном этапе к реализации  общефедеральной программы модернизации образования и переходу на новую структуру общего среднего образования.

Прогноз развития городской системы образования на 2002-2005 годы.

В современном состоянии российского общества предпосылки его стабилизации видятся только на пути перехода к регулируемой рыночной экономике. Учитывая исторический опыт становления и развития рыночных экономических отношений, можно утверждать, что стабилизация экономики и последующий экономический рост в решающей степени предопределяются качеством населения, в основе которого лежит состояние здоровья и уровень образованности членов общества. Общепризнанным фактором, работающим на экономику, является предоставление гражданам права на получение образования. Поэтому сегодня, как никогда, образование выполняет роль чистых инвестиций в экономику. Как следствие этого судьбы демократического общества в России напрямую связаны с возможностью получения оптимального образования и качеством обучения прежде всего на базовом уровне.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»