ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 1996 года N 493
О мерах по обеспечению занятости в случаях
возникновения критических ситуаций на рынке
труда в отдельных регионах Тамбовской области
В целях недопущения роста напряженности на рынке труда, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 432 "О мерах по обеспечению занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах Российской Федерации" и в связи с увеличением численности незанятого населения и безработных граждан в области ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Подпрограмму действий при возникновении критической ситуации на рынке труда Тамбовской области на 1996-1997 годы согласно приложению 1.
2. Установить, что решение о признании ситуации на рынке труда города (района) критической принимается главой администрации области по предложению главы администрации города (района) и заключению областного координационного комитета по содействию занятости населения и предотвращению критических ситуаций на рынке труда.
Утвердить методику расчетов и уровни показателей рынка труда для отнесения регионов к критическим согласно приложению 2 и перечень показателей для определения критериев по отнесению регионов к критическим на рынке труда согласно приложению 3.
Комитету по экономике администрации области (Тарабрин), областному комитету госстатистики (Толмачев), территориальному агентству по делам о несостоятельности (банкротстве) по Тамбовской области (Федорова), миграционной службе Тамбовской области (Козмин) ежеквартально представлять информацию областному координационному комитету по содействию занятости населения и предотвращению критических ситуаций на рынке труда согласно приложению 3 (в части их касающейся).
3. Мэрии города Тамбова, главам администраций городов и районов области совместно с центрами занятости населения разработать конкретные меры по предотвращению возникновения критической ситуации на рынке труда и утвердить план действий по снижению социальной напряженности в случае ее возникновения.
4. Областному центру занятости населения (Мануйлов):
обеспечить оптимальную работу центров занятости в городах и районах области, отнесенных к критическим, за счет перераспределения штатной численности работников службы занятости и привлечения временных работников на период действий в условиях критической ситуации;
централизовать средства фонда занятости населения, формируемого в области, в целях обеспечения оперативного его перераспределения для финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайного положения на рынке труда в отдельных городах и районах области.
5. Поручить областному координационному комитету по содействию занятости населения и предотвращению критических ситуаций на рынке труда (Блохин) постоянно анализировать состояние рынка труда, определять оперативные меры по его стабилизации, своевременно информировать администрацию о возможности возникновения критической ситуации в регионах области.
6. Постановление администрации области от 07.06.94. N 277 "O мерах по обеспечению занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах Тамбовской области" считать утратившим силу.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Блохина Ю.Н.
Глава администрации
Тамбовской области А.И.Рябов
г. Тамбов
7 августа 1996 г.
N 493
ПОДПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
при возникновении критической ситуации
на рынке труда Тамбовской области
на 1996-1997 годы
Настоящая Подпрограмма подготовлена в соответствии с Программой содействия занятости населения Тамбовской области на 1996 год, п.9, утвержденной постановлением администрации области от 03.04.96. N 211.
Анализ выполненных мероприятий областной Программы содействия занятости населения показывает, что в минувшем году удалось несколько смягчить негативные последствия растущей безработицы, предотвратить массовый выброс людей по целому ряду предприятий и отраслей области.
Вместе с тем в городах: Рассказово, Уварово, Котовске, в районах Первомайский, Тамбовский, Кирсановский сложилась критическая ситуация на рынке труда.
Перечисленные города и районы занимают 14 процентов площади области, в них проживает 23,5 процента населения области, из них 46 процентов - жители городов, т.е. в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда преобладает городское население. Все эти территории густо заселены, за исключением Кирсановского района, где плотность населения вдвое меньше среднеобластной.
Анализ демографических показателей в территориях с напряженной ситуацией указывает на возможное дальнейшее ухудшение положения на рынке труда, т.к. высокая доля трудоспособного населения, претендующего на рабочие места, будет увеличиваться за счет притока в данную группу граждан, впервые вступающих в процесс производства.
Особенно тревожная перспектива просматривается в Знаменском, Уметском, Инжавинском, Жердевском районах, в которых удельный вес трудоспособных граждан значительно выше среднего по области.
Напряженная ситуация в кризисных территориях во многом объясняется структурой экономики, увеличивающимся количеством убыточных предприятий. Их доля в 1995 году составляла 51,9 процента. Если в 1994 году наличие убыточных предприятий не оказывало существенного влияния на занятость населения, то в 1995 году, в связи с их увеличением, этот фактор стал существенно влиять на нее.
Особенно неблагоприятная ситуация сложилась на агропромышленных предприятиях, где 79 процентов предприятий являются убыточными.
Безработица среди сельского населения растет более быстрыми темпами. Около 28 процентов безработных проживают в сельской местности.
Критическая ситуация усугубляется и отсутствием достаточного спроса на рабочую силу со стороны предприятий.
Меры, предпринимаемые службой занятости (выделение финансовых средств на создание и сохранение рабочих мест, опережающее обучение и переподготовка сотрудников, находящихся под риском увольнения и т.д.) обеспечили определенное сдерживание массовых высвобождений и предотвратили возможный социальный взрыв.
Уровень высвобождения в кризисных регионах близок к среднему по области. Но сдерживание высвобождения не решает проблемы занятости: на предприятиях неуклонно растет скрытая безработица. (В 1 квартале около 50 тыс. человек работали неполный рабочий день, находились в административных отпусках).
Несмотря на принимаемые меры, в последнее время резко усилилась дифференциация городов и районов области по состоянию рынка труда, продолжает увеличиваться коэффициент напряженности. В 1 квартале 1996 года на одно вакантное рабочее место претендовало 34 безработных.
Основной целью Подпрограммы является разработка мер по предотвращению напряженной ситуации на рынке труда и поддержка граждан в сфере занятости при возникновении критической ситуации.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
определение критериев для отнесения регионов к критическим;
организация действий для избежания и смягчения массового высвобождения работающих;
организация широкомасштабных общественных работ и временной занятости;
профессиональное обучение и переобучение;
поддержка самозанятости и предпринимательской деятельности;
материальная поддержка безработных в период временной вынужденной незанятости;
приоритетность мер поддержки занятости некоторых профессиональных групп;
особые меры содействия занятости молодежи и женщин.
Критическая ситуация на рынке труда связана прежде всего с общим экономическим спадом, сокращением объемов производства, инвестиций и т.д. Но сам по себе уровень безработицы и его динамика не могут свидетельствовать о степени напряженности на рынке труда. В одном районе, городе ситуация может стать критической при уровне безработицы, равном среднему или ниже его, в другом - при более высоком уровне она не будет критической.
В настоящее время критерием напряженности ситуации можно считать наличие средств в фонде занятости на выплату пособий и реализацию целевых программ содействия занятости, тем более, что все города и районы области, за исключением гг. Мичуринска, Моршанска, Мичуринского района, имеют задолженность по выплате до 3 месяцев.
Пороговые значения для отнесения той или иной территории к критической, рекомендованные Правительственной комиссией по предотвращению критических ситуаций на рынке труда, признаны следующие: наличие застойной и хронической безработицы, наличие среди безработных молодежи, женщин, инвалидов, официальный уровень безработицы, удельный вес предполагаемых к высвобождению работников, напряженность на рынке труда.
С учетом особенностей области предлагаются иные пороговые значения, представленные в приложении 2 к настоящему постановлению.
Система критериев отнесения регионов к критическим по состоянию рынка труда используется для анализа и предварительной оценки степени остроты складывающейся ситуации, обоснования необходимых действий, программы (плана) их реализации и расчета требуемых ресурсов для смягчения и снятия социальной напряженности.
Такая оценка осуществляется по укрупненным разделам: общеэкономические показатели, показатели занятости, представленные к настоящему постановлению.
4.1. На основе проведения социально-экономической оценки и определения степени критичности ситуации исполнительными органами местного самоуправления готовится программа экстренных краткосрочных мер по снятию социальной напряженности, сроки осуществления мероприятий которой не могут превышать 1 месяц.
4.2. В период кризисной ситуации на рынке рабочей силы рекомендуется использовать особый режим найма, увольнения рабочей силы на действующих предприятиях; прекращение найма новых работников; введение сокращенного рабочего дня; запрет на сверхурочные работы; предоставление внеочередных отпусков; организация специальных мер поощрения работников, и прежде всего пенсионного возраста, добровольно увольняющихся с предприятий, а также, переселяющихся в другую местность; переобучение на предприятии; переориентация производства.
4.3. Анализ возможных альтернатив высвобождению, производство новых видов продукции, повышение эффективности работы предприятий без сокращения числа занятых, развитие маркетинга; поиск путей сокращения фонда заработной платы предприятия без принудительных увольнений работников; максимально возможное увеличение периода времени до фактического увольнения работников; конкретный отбор работников, подлежащих увольнению.
4.4. Организация широкомасштабных общественных работ и временного трудоустройства.
К основным видам общественных работ и субсидируемых рабочих мест могут относиться:
ремонт дорог, улиц, тротуаров;
регулярная работа по поддержанию в нормальном состоянии парков и скверов;
чистка, ремонт и уборка общественного транспорта;
ремонт сельских дорог;
предоставление безработным возможностей работы в качестве помощников, в детских садах, домах престарелых, иных учреждениях, испытывающих потребность в работниках.
Для организации общественных работ необходимо:
определить резервные финансовые и материальные ресурсы, необходимые для быстрого развертывания программ, включая использование ресурсов военных подразделений и государственных резервов.
4.5. В случае, если принимаемые меры не снижают напряженность на рынке труда, глава администрации подает ходатайство главе администрации области о признании ситуации на рынке труда города (района) критической.
4.6. Комитет рассматривает ходатайство главы администрации города (района), выдает экспертное заключение о состоянии рынка труда, выносит решение по данному вопросу и направляет его на рассмотрение главы администрации области.
4.7. После признания ситуации на рынке труда города (района) критической, директором центра занятости издается приказ о действиях службы занятости в этот период.
4.8. Доводится до сведения всех безработных граждан постановление главы администрации области о признании ситуации критической на рынке труда, об особом порядке работы службы занятости на период действия критической ситуации на рынке труда:
считать подходящей любую оплачиваемую работу, не требующую предварительной подготовки, и том числе временного характера, общественные работы, с учетом состояния здоровья;
отказ безработного от временных, общественных работ расценивается как отказ от подходящей работы. При повторном отказе безработный снимается с учета, ему прекращается выплата пособия по безработице на весь период действия критической ситуации;
неявка безработного к работодателю в 3-дневный срок со дня направления службой занятости, считается отказом от подходящей работы;
пособие безработным, уволенным с предприятий, учреждений, организаций в связи с ликвидацией, реорганизацией и по сокращению штатов выплачивается согласно Закону Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Во всех иных случаях пособие выплачивается в размере минимальной оплаты труда;
снимать с учета и прекращать выплату пособия по безработице безработным гражданам, отказавшимся от двух вариантов подходящей работы, включая временные, сезонные и общественные;
со дня признания ситуации в городе (районе) критической вновь регистрируемым гражданам выплата пособия по безработице приостанавливается на три месяца в соответствии со ст.35 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в случае увольнения гражданина по пунктам 3, 4, 7, 3 ст. 33 и пунктам 1, 2, 3 ст. 254 КЗоТ РФ, а также по собственному желанию, без уважительных причин;
период, на который откладывается выплата пособия, засчитывается в общий период выплаты пособия. Об изменении размера пособия уведомляется каждый безработный, изменения вносятся в карточки персонального учета.