ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2007 года N 867
Об утверждении основных направлений бюджетной
и налоговой политики Тамбовской области на 2008 год и на период до 2010 года
В целях разработки проекта областного бюджета на 2008 год и среднесрочную перспективу до 2010 года ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики Тамбовской области на 2008 год и на период до 2010 года согласно приложению.
2. Органам исполнительной власти области формирование доходов и расходов по соответствующим отраслям осуществлять с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Тамбовской области на 2008 год и на период до 2010 года.
3. Финансовому управлению области (Третьякова) при формировании областного бюджета на 2008-2010 годы руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики Тамбовской области на 2008 год и на период до 2010 года.
4. Рекомендовать главам муниципальных районов (городских округов), городских и сельских поселений области организовать работу по формированию проектов бюджетов на 2008-2010 годы в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики Тамбовской области на 2008 год и на период до 2010 года.
5. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".
И. о. главы администрации Тамбовской
области В. И. Андреев
г.Тамбов
3 августа 2007 г.
N 867
Основные направления
бюджетной и налоговой политики
Тамбовской области на 2008 год и на период до 2010 года
Основные направления бюджетной и налоговой политики Тамбовской области на 2008 и на период до 2010 годы сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2008-2010 годах", Законом области "О бюджетном устройстве и бюджетом процессе в Тамбовской области", сообщением главы администрации области на заседании Тамбовской областной Думы о положении в области и основных направлениях ее социально-экономического развития на 2007 год и среднесрочную перспективу и являются основой при составлении и принятии закона области "Об областном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года".
Итоги бюджетной политики в 2006 году и за 1-е полугодие 2007 года
Проводимая администрацией области в 2006-2007 годах бюджетная политика была направлена на повышение уровня жизни населения, обеспечение своевременных расчетов по социальным выплатам отдельным категориям граждан, реализацию приоритетных национальных проектов на территории Тамбовской области, а также способствовала укреплению макроэкономической стабильности.
Меры по расширению собственной налоговой базы, принимаемые областными органами власти и органами местного самоуправления, совершенствование администрирования доходов дали положительные результаты. В консолидированный бюджет области в 2006 году поступило доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета в сумме 9479,2 млн. рублей, что в 2 раза выше поступлений 2003 года и в 5,4 раза выше уровня 1999 года. По итогам 1-го полугодия 2007 года доходы консолидированного бюджета области от налоговых и неналоговых поступлений выросли на 27 процентов к аналогичному периоду прошлого года.
Возросла доля налогов на доходы физических лиц и на совокупный доход, доходов от использования имущества и земли, что свидетельствует об опережающем росте доходов населения над инфляцией, развитии малого предпринимательства, эффективном использовании имущественного потенциала.
В 2006 году в органах местного самоуправления с привлечением налоговых органов созданы комиссии по легализации "теневой" заработной платы. В результате из 4791 работодателя, выплачивающих заработную плату ниже установленного прожиточного минимума, 4079 повысили заработную плату.
В области постепенно сокращается число предприятий, имеющих отрицательный финансовый результат.
В результате выполнения областью обязательств в рамках Соглашения с Министерством финансов Российской Федерации в течение 2005-2006 годов бюджету Тамбовской области списан долг перед федеральным бюджетом по рассроченным централизованным кредитам по предприятиям агропромышленного комплекса и потребительской кооперации в сумме 257,2 млн. рублей.
В области последовательно проводилась работа по выверке и реструктуризации кредиторской задолженности как областного, так и местных бюджетов, в результате чего размер кредиторской задолженности бюджетов снижен за 2004-2006 годы на 1 млрд. рублей. Размер просроченной кредиторской задолженности на 01.01.2007 составил 112,1 млн. рублей или 1,1 процента к сумме доходов консолидированного бюджета области (без учета финансовой помощи из федерального бюджета). Задолженность областного и местных бюджетов по заработной плате работникам бюджетных учреждений ликвидирована в 2000 году. Просроченных выплат по публичным обязательствам не допускается.
В рамках перехода к среднесрочному планированию постановлением администрации области от 29.06.2006 N 727 утвержден Порядок разработки перспективного финансового плана Тамбовской области. Постановлением администрации области от 27.10.2006 N 1210 был утвержден перспективный финансовый план Тамбовской области на 2007-2009 годы.
Расходы бюджета области носят выраженную социальную направленность. Удельный вес расходов на образование, здравоохранение, культуру, средства массовой информации, социальную политику остается на протяжении нескольких лет стабильно высоким. За 2006 год на эти отрасли было направлено 61,4 процента всех расходов бюджета.
Результативность проводимой бюджетной и налоговой политики выражается в реальном финансовом обеспечении социальных гарантий гражданам области в сфере труда, направленных на повышение реальных доходов населения области. Это позволило в 2006 году повысить заработную плату работников областных государственных и муниципальных учреждений области в тех же пропорциях, что и на федеральном уровне, то есть с 01 мая на 15 процентов и с 01 октября - на 11 процентов.
В 2006 году резко выросли объемы бюджетного финансирования на оказание мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан.
В расходной части областного бюджета предусматриваются средства на улучшение демографической ситуации в области.
В результате мер, проводимых в области реформы жилищно-коммунального хозяйства, значительно сократился объем средств местных бюджетов, направляемых на дотирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
В то же время, учитывая приоритетное финансирование социальных расходов, в бюджете области в течение последних лет предусматривались расходы на оказание финансовой помощи малоимущим слоям населения на оплату жилья и коммунальных услуг.
Объем инвестиций в рамках областной адресной инвестиционной программы в 2006 году составил 1007,7 млн. рублей или 8,2 процента от расходов областного бюджета. По сравнению с 1999 годом этот показатель в суммарном выражении возрос в 23 раза, а его доля в расходах областного бюджета возросла на 5,9 процентных пункта.
В 2006 году сохранились положительные тенденции в развитии агропромышленного комплекса Тамбовской области.
В 2006 году из бюджетов всех уровней на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей направлено 587,0 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 321,3 млн. рублей, областного - 262,6 млн. рублей, местных бюджетов 3,1 млн. рублей.
Основными направлениями в развитии агропромышленного комплекса Тамбовской области в 2006 году были определены направления по финансированию целевых программ по повышению плодородия почв, развитию семеноводства, поддержке свиноводства, селекционно-племенной работы, развития страхования посевов сельскохозяйственных культур. На их финансирование предусматривалось 62,6 млн. рублей.
Стимулом для дальнейшего развития агропромышленного комплекса в 2006 году послужила реализация приоритетного национального проекта, деятельность по осуществлению которого продолжена и в 2007 году.
Особенностью бюджетного процесса 2006 года стало вступление в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и связанное с ним перераспределение полномочий между уровнями власти и реформирование системы межбюджетных отношений.
В рамках применяемой в области системы межбюджетных отношений возросли объемы финансовой помощи местным бюджетам, создано пять фондов межбюджетного регулирования.
Показатели, достигнутые Тамбовской областью по отдельным направлениям деятельности, по результатам сводной оценки уровня социально-экономического развития и качества управления финансами за 2006 год были признаны Министерством финансов Российской Федерации наилучшими. Тамбовская область включена в перечень 20 субъектов Российской Федерации, имеющих наилучшие показатели. Основные цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2008 год и на период до 2010 года
Бюджетная политика на 2008 год и на период до 2010 года должна быть направлена на дальнейшее экономическое развитие Тамбовской области, обеспечение социальной стабильности, повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
Основными направлениями бюджетной политики на 2008 год и на период до 2010 года являются: обеспечение сбалансированности бюджетной системы Тамбовской области в долгосрочном периоде - принцип обеспечения бюджетных расходов источниками их финансирования;
переход к среднесрочному планированию; обеспечение исполнения расходных обязательств:
безусловное исполнение действующих расходных обязательств области, увеличение или принятие новых расходных обязательств только при наличии их финансового обеспечения;
развитие доходной базы Тамбовской области, обеспечение эффективного использования земель и иной недвижимости;
повышение уровня собираемости налогов во все уровни бюджетной системы;
переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;
повышение результативности бюджетных расходов, внедрение в практику современных методов оценки эффективности бюджетных расходов, соизмерение целей с достигнутыми результатами на их достижение;
применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов;
продолжение реализации приоритетных национальных проектов на территории области;
повышение эффективности межбюджетных отношений;
поддержание объема государственного долга Тамбовской области в пределах, установленных федеральным законодательством, снижение стоимости обслуживания долга.
Основные направления налоговой политики
Налоговая политика Тамбовской области в 2008-2010 годах будет направлена на мобилизацию собственных доходов региона за счет экономического роста и развития налогового потенциала, эффективного использования земель и иной недвижимости, улучшения администрирования налоговых и неналоговых платежей в бюджет.
Рост бюджетных доходов планируется обеспечить наращиванием налоговой базы за счет стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, ужесточения требований и применяемых мер воздействия в отношении недобросовестных плательщиков, сокращения числа убыточных и низкорентабельных предприятий, поэтапного сокращения льготных преимуществ в уплате налогов отдельным категориям налогоплательщиков.
Основными бюджетообразующими налогами для Тамбовской области являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налог на имущество организаций, земельный налог. От динамики их поступлений в значительной степени зависят возможности по финансовому обеспечению программ развития области.
В 2008-2010 годах необходимо продолжить политику по расширению налоговой базы за счет привлечения инвестиций и развития экономики региона. Оказывать государственную поддержку хозяйствующим субъектам в соответствии с Законом области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области".
С целью усиления контроля за исполнением обязательств по уплате налогов следует продолжить координацию действий органов исполнительной власти Тамбовской области и федеральных служб по борьбе с "теневыми оборотами" в экономике, выявлению и пресечению нелегальной выплаты заработной платы. С одной стороны это будет способствовать выявлению резервов доходов бюджета, с другой - росту реальных доходов населения и социальной защищенности.
В рамках реализации мероприятий по совершенствованию государственной кадастровой оценки земель следует продолжить работу по актуализации земель поселений (сельских и городских), своевременно проводить индексацию кадастровой стоимости земельных участков, повысить уровень информационного обмена между различными структурами по размеру налогооблагаемой базы, что позволит значительно увеличить поступления сумм земельного налога и пополнить доходную часть местных бюджетов.
В среднесрочной перспективе предполагается проведение работ по формированию кадастра объектов недвижимости, что позволит обеспечить введение налога на недвижимость.
В области увеличения неналоговых доходов бюджета следует обеспечить повышение эффективности управления государственной собственностью, установить жесткий контроль за поступлением арендных платежей, проводить анализ использования имущества, переданного в оперативное управление и хозяйственное ведение, а также деятельности хозяйствующих субъектов, акции которых находятся в государственной собственности.
В 2008-2010 годах будет продолжена практика анализа работы органов исполнительной власти Тамбовской области по контролю за администрированием доходов. Налоговым органам и другим администраторам поступлений необходимо выстроить с плательщиками конструктивную работу по укреплению дисциплины платежей, созданию условий, способствующих росту доходов консолидированного бюджета области.
Бюджетная политика в области расходов
Бюджетная политика в области расходов будет направлена на улучшение качества жизни населения, создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в социальной сфере, реализацию приоритетных национальных проектов. Основным направлением бюджетной политики будет концентрация бюджетных средств на решении ключевых проблем, внедрение системы мониторинга количественно измеримых показателей результативности бюджетных расходов, внедрение в практику докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей и получателей средств областного бюджета, использование отчетов главных распорядителей и получателей средств областного бюджета об использовании бюджетных ассигнований при составлении и рассмотрении проектов их бюджетов на очередной финансовый год.
Для этого будет проводиться работа по следующим направлениям:
создание системы мониторинга для оценки эффективности бюджетных расходов;
повышение результативности бюджетных расходов;
расширение самостоятельности и повышение ответственности главных распорядителей средств областного бюджета;
совершенствование механизма государственного заказа, порядка применения тендерных и конкурсных процедур;
обеспечение сбалансированности областных целевых программ с реальными финансовыми ресурсами;
повышение роли реестров расходных обязательств в формировании бюджетов всех уровней;
обеспечение исполнения в полном объеме всех действующих расходных обязательств областного бюджета и оценка финансовых возможностей для принятия новых расходных обязательств;
гарантированное исполнение отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации обязательств, принятие новых обязательств только в пределах реальных возможностей по их финансовому обеспечению;
усиление контроля за целевым использованием бюджетных средств. Будут приняты меры по обеспечению роста заработной платы в бюджетной сфере и последовательному увеличению денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке, предусмотренном на федеральном уровне.
В области социальной сферы
В рамках проводимой бюджетной политики в области расходов на социальную сферу основной целью является повышение уровня и качества жизни населения.
Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач:
переход на новые принципы оплаты труда, внедрение отраслевых систем оплаты труда с учетом специфики видов экономической деятельности в отраслях бюджетной сферы. Для достижения достойного уровня заработной платы в бюджетной сфере и обеспечения соответствия между качеством труда и уровнем его оплаты необходимо осуществить переход на новые системы оплаты труда, отличные от Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы и ориентированные на конечный результат;