ЗАКОН

 ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 27 декабря 2007 года N 327-З


О Программе социально-экономического развития Тамбовской области на период 2007-2010 годы

________________________________________________________

Текст документа с изменениями, внесенными:

Законом Тамбовской области от 25 августа 2009 года N 554-З.

________________________________________________________


    Статья 1 (статья в редакции, введенной в действие с 7 августа 2009 года на основании Закона Тамбовской области от 25 августа 2009 года N 554-З)

Утвердить Программу социально-экономического развития Тамбовской области на период 2007-2011 годов согласно приложению.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

Председатель Тамбовской

областной Думы

                                                  В.Н. Карев

Глава администрации

Тамбовской области     

                                         О.И. Бетин

          

г.Тамбов

27 декабря 2007 г.

N  327-З      

 Приложение N 1
к Закону Тамбовской области
от 27 декабря 2007 года
N 327-З*

________________
     *- Приложение в редакции, введенной в действие с 7 августа 2009 года на основании Закона Тамбовской области от 25 августа 2009 года N 554-З.

Программа социально - экономического развития
Тамбовской области на период 2007 - 2011 годов*


________________
     Наименование программы приведено в соответствие с Законом Тамбовской области от 25 августа 2009 года N 554-З.

 

Паспорт Программы социально-экономического развития
Тамбовской области на период 2007 - 2011 годов
*

________________
     *- Паспорт в редакции, введенной в действие с 7 августа 2009 года на основании Закона Тамбовской области от 25 августа 2009 года N 554-З.

Наименование

Программы

Программа социально-экономического развития Тамбовской области на период 2007 - 2011 годов

Основание для разработки Программы

     Распоряжение Правительства РФ от 14 июня 2001 года N 800-р "О совершенствовании деятельности по разработке, утверждению и реализации программ экономического и социального развития субъектов РФ Минэкономразвития России";

     Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17 июня 2002 года N 170 "О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации";


     постановление администрации области от 5 апреля 2006 года N 337 "О разработке проекта программы социально-экономического развития Тамбовской области на период 2007-2010 гг.";

     Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2015 года, утвержденная решением коллегии администрации области от 23 августа 2006 года N 14/2.  

Государственный заказчик

Администрация Тамбовской области

Основные

разработчики

Управление экономической политики администрации области, органы исполнительной власти области

Основная цель

Программы

Повышение уровня жизни населения области на основе развития реального сектора экономики региона, обладающего долгосрочным потенциалом роста, диверсифицированной структурой производства, инновационной восприимчивостью и ориентированностью на социальные нужды населения, а также устойчивого развития сельских территорий.

Основные задачи

Программы

     1. В сфере формирования условий для  развития экономики региона:

     повышение конкурентоспособности экономики области за счет эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала, развития отраслей и инновационных производств - "точек роста", а также традиционных для области производств, имеющих перспективы спроса на выпускаемую продукцию (услуги), оказываемые услуги на внутреннем и внешнем рынках, в том числе с использованием научно-производственного потенциала г.Мичуринска-наукограда Российской Федерации;

     формирование условий для развития в регионе кластеров в перерабатывающей и химической промышленности области, химическом машиностроении и стройиндустрии, создание инвестиционных площадок;

     развитие инвестиционной и инновационной систем с эффективной институциональной инфраструктурой, содействие повышению инвестиционной и инновационной активности предприятий, привлечению инвестиций в развитие реального сектора экономики, в целях обновления основных производственных фондов;

     развитие транспортной логистики;

     формирование конкурентоспособного рекреационно-туристического комплекса, обеспечивающего вклад в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части бюджета, привлечения инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения и создания комфортных условий проживания на территории области;

     создание институциональных условий устойчивого развития области на основе кардинального повышения качества государственного и муниципального управления и обеспечения прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти области;

     развития института местного самоуправления на принципах самоорганизующейся, экономически эффективной системы, объединяющей возможности власти и населения;

     обеспечения максимально эффективного управления государственными и муниципальными финансами по принципу перехода от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" на "управление результатами".

     2. В сфере формирования устойчивого развития сельских территорий:


     формирование режима сельскохозяйственного производства, ориентированного на глубокую переработку сельскохозяйственной продукции, производимой в области;

     стимулирование развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве;
создание комфортных условий проживания для сельского населения.

     3. В сфере повышения уровня жизни населения и социального развития:

     сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума;

     создание условий для стабилизации демографической ситуации на территории области;

     обеспечение доступности качественного образования;

     формирование эффективного рынка труда и развитие кадрового потенциала области;

     сохранение историко-культурного наследия, развитие культурного пространства;

     оптимизация системы предоставления социальных услуг;

     совершенствование медицинского обслуживания на основе развития первичной медицинской помощи, стационарозамещающих технологий, совершенствования системы финансирования системы здравоохранения;

     развитие инфраструктуры физкультуры и спорта;

     создание условий, позволяющих удовлетворять потребность в жилье экономически активной части населения области, а также оказание эффективных мер государственной поддержки категориям граждан, которые в силу объективных причин не могут решить жилищную проблему самостоятельно;

     формирование базовой общественно-значимой транспортной и коммунальной инфраструктуры (завершение, в основном, газификации населенных пунктов, дорожное строительство, развитие инженерной инфраструктуры, внедрение современных энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве).

Сроки и этапы реализации

Программа реализуется в 2007-2011 годы, в один этап

Объемы и источники финансирования

Суммарный объем финансирования Программы (в действующих ценах) составит 145091,16 млн.рублей.

Основные источники финансирования по Программе в целом:

средства федерального бюджета - 19576,9 млн.руб. (13,5 процента);

средства областного бюджета - 19038,52 млн.руб. (13,1 процента);

средства местного бюджета - 589,66 млн.руб. (0,4 процента);

внебюджетные средства - 105886,08 млн.руб. (73,0 процента).

Ожидаемые конечные результаты Программы

Увеличение валового регионального продукта в 2,2 раза (к уровню 2000 года).

К уровню 2006 года:

прирост реальных располагаемых денежных доходов в 1,3 раза. В расчете на душу населения среднемесячный доход возрастет в 2,3 раза;

снижение доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 10,2 процента;

рост бюджетной обеспеченности на душу населения на 172,1 процента;

создание 9561 нового рабочего места и сохранение 8309 действующих рабочих мест на предприятиях, реализующих инвестиционные проекты;

рост инвестиций за счет всех источников финансирования - в 2,2 раза;

рост объема произведенной продукции сельского хозяйства - в 1,4 раза;

рост промышленного производства - в 1,3 раза.

________________

* Объемы финансирования мероприятий Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке, исходя из возможностей бюджета области и федерального бюджета, и результатов мониторинга хода реализации Программы за отчетный период.    

1. Социально - экономический портрет Тамбовской области

1.1. Общая характеристика региона


В нынешних границах Тамбовская область образована в 1937 году. Территория составляет свыше 34 тыс.кв. км. Область входит в состав Центрально-Черноземного района и Центрального Федерального округа Российской Федерации. Граничит с Саратовской, Воронежской, Пензенской, Липецкой и Рязанской областями.

По территории Тамбовской области проходят основные железнодорожные магистрали: Юго-Восточной железной дороги, Куйбышевской железной дороги и ряд дорог, имеющих региональное значение.

Пересекают область основная автомагистраль федерального значения "Каспий" (Москва - Тамбов - Волгоград - Астрахань) протяженностью 239 км и три дороги федерального значения: Орел - Ливны - Елец - Липецк - Тамбов протяженностью 87,6 км, Воронеж - Тамбов протяженностью 102,3 км, Тамбов - Пенза с северным и южными обходами г.Тамбова протяженностью 178,6 км.

Земельный фонд области включает более 3,4 млн. га. Преобладают сельскохозяйственные угодья (2,6 млн. га или 78,9 процента в земельном балансе области) и земли лесного фонда (0,3 млн. га). Земли запаса составляют 0,075 млн. га (2,5 процента). Почвы представлены в основном черноземами, на их долю приходится порядка 87 процентов от общей площади сельскохозяйственных угодий.

Минерально-сырьевой потенциал области обеспечивает потребности предприятий в главных видах нерудных полезных ископаемых. Общее количество разведанных запасов полезных ископаемых составляет 2,9 млрд.м(3), из них балансовых - 1,6 млрд.м(3). Наибольшее количество запасов приходится на титан-циркониевые, строительные и формовочные пески, фосфоритовые руды, легкоплавкие суглинки для производства кирпича и керамзита, карбонатные породы строительные.

Тамбовская область среди областей ЦФО занимает 13 место по численности населения, на его долю приходится 3,0 процента населения округа. Среди областей Центрально-Черноземного региона область занимает пятое место, ее доля в общей численности составляет 15,4 процента.

Тамбовская область обладает высоким научным потенциалом. Научные исследования ведутся в 23 крупных и средних организациях, в их числе: Всероссийский научно-исследовательский институт садоводства им.И.В.Мичурина, Всероссийский НИИ генетики и плодовых растений. Осуществляется подготовка специалистов в 6 государственных высших учебных заведениях (из них 3 университета), 51 учебном заведении среднего и начального профессионального образования.


1.2. Анализ социально-экономического положения области

1.2.1. Макроэкономическая ситуация в области*

________________
     *- Пункт в редакции, введенной в действие с 7 августа 2009 года на основании Закона Тамбовской области от 25 августа 2009 года N 554-З.


За 2000-2006 годы область вышла на устойчивую динамику социально-экономического развития, опережающую многие среднероссийские показатели.

Прирост валового регионального продукта за 2000-2006 годы составил 60,9 процента (ввп по рф - 59,1 процента), промышленности - 47,9 процента (по рф - 47,0 процентов), валовой продукции сельского хозяйства - 45,4 процента (по россии - 29,1 процента) (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2009 года на основании Закона Тамбовской области от 25 августа 2009 года N 554-З).

Инвестиции в основной капитал за этот период увеличились в 4,2 раза (по россии - в 2,1 раза). продолжается интенсивный рост строительства жилья, составивший по области 2,2 раза, по рф - 1,6 раза. за данный период оборот розничной торговли увеличился в 2 раза (по рф - в 2,1 раза). Реальные денежные доходы населения выросли в 2 раза и реальная заработная плата - в 2,7 раза, что соответствует среднероссийским показателям. доходы областного бюджета за указанный период выросли в 9,3 раза.

Основной тенденцией в формировании структуры производства валового регионального продукта является рост доли производства услуг.за 2000-2004 годы в структуре врп она возросла с 50,7 до 53,6 процента. соответственно доля производства товаров снизилась с 42,8 до 41,0 процента. Эта тенденция продолжилась и в последующие годы.

Основную долю в структуре валового регионального продукта составляют промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и торговля. за период 2000-2005 годы снизился удельный вес промышленности (с 21,3 до 17,3 процента), сельского хозяйства (с 17,5 до 15,3 процента) и торговли (с 22,4 до 20,7 процента), а увеличился удельный вес строительства (с 3,9 до 7,1 процента) и транспорта (с 7,6 до 8,9 процента) и прочих отраслей.

В регионе отмечается положительная тенденция преобладания инвестиционного спроса над потребительским (за последние семь лет среднегодовой прирост инвестиций опережает прирост потребления: 22,9 процента и 10,0 процентов соответственно), то есть удается привлекать инвестиции для модернизации экономики.

Макроэкономическая стабильность проявляется в увеличении кредитования реального сектора экономики, банковский сектор за 2000-2006 годы увеличил свои вложения в 43,5 раза.

Динамичное развитие реального сектора экономики региона и увеличение инвестиций, направляемых на модернизацию и развитие производства, обеспечили среднегодовой прирост валового регионального продукта на 7,2 процента (по россии - на 7,3 процента).

 Рис.1.2.1. Темпы роста ВРП Тамбовской области и ВВП России


1.2.2. Демографическая ситуация

Демографическая ситуация в области отражает тенденции Российской Федерации в целом.

Несмотря на некоторое улучшение в 2004-2006 годы показателей рождаемости, сохраняется тенденция к сокращению населения. К числу региональных проблем в сфере демографии относятся: снижение рождаемости до уровня, не обеспечивающего простого численного замещения поколений родителей их детьми; высокая смертность мужчин трудоспособного возраста; сокращение доли лиц моложе трудоспособного возраста; отрицательное сальдо трудовой миграции.

Оценка численности постоянного населения на 1 января 2007 года составила 1117,1 тыс.человек, в том числе в городской местности - 644,4 тыс.человек (57,7 процента), в сельской местности - 472,7 тыс.человек (42,3 процента). В основе процесса урбанизации лежит преимущество более крупных поселений в связи с наличием развитых рынков труда, более благоприятными условиями получения услуг образования, здравоохранения и т.д.

Средний возраст жителей области на начало 2007 года - 41,1 года (в России - 38,5 года). Негативным демографическим фактором является гендерная диспропорция в обществе, вызванная меньшей продолжительностью жизни и более высокой смертностью среди мужчин. В общей численности населения преобладают женщины - 609,7 тыс.человек (54,6 процента), мужчины - 507,4 тыс.человек (45,4 процента).

По сравнению с 1999 годом в демографическом развитии области имеют место некоторые позитивные сдвиги. На фоне снижения общего коэффициента смертности с 18,7 в 1999 году до 18,3 в 2006 году отмечается увеличение коэффициента рождаемости с 7,4 до 8,2. В 2006 году показатель младенческой смертности сократился на 37,4 процента и составил 9,7 против 15,5 в 1999 году. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении по области увеличилась и составила 66,8 года (в 1999 году - 65,4 года): у мужчин - 60,3 года, у женщин - 74,0 года. Наибольшее влияние на увеличение продолжительности жизни оказало снижение смертности в трудоспособном возрасте. В 2006 году при этом превышение числа умерших над числом родившихся составило 2,2 раза (в 2005 г.- 2,3 раза).

В 2006 году, как и в последние годы, отмечается миграционное снижение, которое составило 2277 человек. В 2006 году в области сложился положительный миграционный прирост со странами СНГ и Балтии, Узбекистаном (соответственно 20 и 29 процентов). Приток населения при его значительной естественной убыли становится важным фактором стабилизации демографической ситуации.


     
Таким образом, демографическая ситуация в области остается достаточно напряженной, что проявляется в диспропорции половозрастной структуры населения, увеличении демографической нагрузки на его трудоспособную часть, миграционном снижении.

1.2.3. Социальная сфера


Инвестиции в человека за последние 7 лет являются приоритетом социально-экономического развития Тамбовской области. Бюджет региона социально-ориентированный: доля расходов на реализацию социальных программ достигла 64,6 процента, при этом к 1999 году финансирование социальной сферы из консолидированного бюджета области возросло в 6,8 раза.

Демографическая ситуация и изменения в структуре экономики области, влияющие на изменение потребностей рынка труда, оказывают определенное влияние на развитие сферы образования.

За период с 2000 по 2006 годы произошло сокращение числа учащихся общеобразовательных школ на 35 процентов, при этом снижение численности обучающихся в Тамбовской области происходит более медленными темпами, чем в среднем по России.

В целях укрепления материально-технической базы образовательных учреждений с 2001 по 2006 год на строительство и реконструкцию объектов образования привлечено инвестиций из федерального бюджета на сумму 112,4 млн. рублей, в том числе в 2006 году - 65,8 млн. рублей. Из областного бюджета за тот же период на данные цели в рамках областной адресной инвестиционной программы выделено 492,7 млн. рублей. В результате за последние шесть лет по области было введено в эксплуатацию 37 общеобразовательных школ на 5645 ученических мест.

Увеличились размеры областной субвенции на финансирование школ в части реализации ими государственного стандарта общего образования на 24,2 процента по сравнению с 2005 годом и составили 1502,3 млн.рублей.

Проводимая работа по улучшению качества и доступности образования отразилась на росте результатов по всем предметам ЕГЭ в течение трех лет.

В 2006 году охват детей дошкольным образованием в области составил 48,2 процента и увеличился на 8,5 процента к 2000 году. Хотя данный показатель все еще значительно ниже среднего по России, но в целом соответствует проценту охвата по тем регионам, где доля сельского населения так же высока, как и в Тамбовской области.

Охват учащихся дополнительным образованием в школах области составляет 72,2 процента, что на 15 процентов превышает уровень 2005 года (ежегодный рост за последние 5 лет - 10,8 процента).

Имеется диспропорция между количеством обучающихся, профессиями и специальностями, реализуемыми в учреждениях начального и среднего профессионального образования и запросами региональной экономики. Удельный вес выпускников к общей численности безработных составил: среди имеющих высшее образование- 14,4 процента, среднего - 29,3 процента, начального - 19,7 процента.

В тоже время, в 2006 году на региональном рынке труда в сфере занятости выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования наблюдается положительная динамика: снизилась доля состоящих на учете в качестве безработных в центрах занятости выпускников начально-профессионального образования на 3 процента, среднего профессионального образования на 5,6 процента по сравнению с 2005 годом.

Расходы на здравоохранение из бюджетов всех уровней с 2000 года выросли почти в 4 раза и в 2006 году составили 3,1 млрд.рублей. Расходы на душу населения с учетом средств обязательного медицинского страхования составили 2874,2 рубля (рост к 2004 году в 1,5 раза). Однако дефицит стоимости Программы государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи к федеральным нормативам велик и составляет 27 процентов, что снижает доступность и полноту оказания медицинской помощи для населения.

Существующая система оказания медицинской помощи характеризуется избыточной сетью медицинских учреждений с низким материально-техническим оснащением, доминированием стационарной помощи, недостаточной приоритетностью первичной медико-социальной помощи, слабым развитием сети специализированных учреждений профилактической направленности.

По этой причине за период с 2000 года по настоящее время в области реорганизованы 66 участковых больниц, 41 амбулатория во врачебные участки и фельдшерско-акушерские пункты центральных районных больниц. Сокращено 483 койки в круглосуточных стационарах. При этом увеличилось число мест в дневных стационарах всех типов более чем на 800. Количество пролеченных больных на койках дневного пребывания за этот период выросло в 3 раза.

Количество посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях по поводу заболеваний относительно стабильно на протяжении последних лет (230-240 посещений в смену), количество обращений населения с профилактической целью составило всего 30,2 процента от общего числа посещений,

Обеспеченность больничными койками в среднем по области составила 122,1 на 10 тыс.человек (по сравнению с 2000 годом - сокращение на 6 процентов), причем в городской местности этот показатель значительно выше среднеобластного (174 койки), в сельской - ниже (51,4 койки). На потребность в больничных койках оказывает влияние возрастной состав населения области. При наличии значительного количества лиц, в возрасте 60 лет и старше (21,9 процента) потребность в стационарном лечении увеличивается.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»