ЗАКОН
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 27 декабря 2007 года N 327-З
О Программе социально-экономического развития Тамбовской области на период 2007-2010 годы
________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
Законом Тамбовской области от 25 августа 2009 года N 554-З.
________________________________________________________
Статья 1 (статья в редакции, введенной в действие с 7 августа 2009 года на основании Закона Тамбовской области от 25 августа 2009 года N 554-З)
Утвердить Программу социально-экономического развития Тамбовской области на период 2007-2011 годов согласно приложению.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.
Председатель Тамбовской областной Думы В.Н. Карев | Глава администрации Тамбовской области О.И. Бетин |
г.Тамбов
27 декабря 2007 г.
N 327-З
Приложение N 1
к Закону Тамбовской области
от 27 декабря 2007 года
N 327-З*
________________
*- Приложение в редакции, введенной в действие с 7 августа 2009 года на основании Закона Тамбовской области от 25 августа 2009 года N 554-З.
Программа социально - экономического развития
Тамбовской области на период 2007 - 2011 годов*
________________
Наименование программы приведено в соответствие с Законом Тамбовской области от 25 августа 2009 года N 554-З.
Паспорт Программы социально-экономического развития
Тамбовской области на период 2007 - 2011 годов*
________________
*- Паспорт в редакции, введенной в действие с 7 августа 2009 года на основании Закона Тамбовской области от 25 августа 2009 года N 554-З.
Наименование Программы | Программа социально-экономического развития Тамбовской области на период 2007 - 2011 годов |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства РФ от 14 июня 2001 года N 800-р "О совершенствовании деятельности по разработке, утверждению и реализации программ экономического и социального развития субъектов РФ Минэкономразвития России";
|
Государственный заказчик | Администрация Тамбовской области |
Основные разработчики | Управление экономической политики администрации области, органы исполнительной власти области |
Основная цель Программы | Повышение уровня жизни населения области на основе развития реального сектора экономики региона, обладающего долгосрочным потенциалом роста, диверсифицированной структурой производства, инновационной восприимчивостью и ориентированностью на социальные нужды населения, а также устойчивого развития сельских территорий. |
Основные задачи Программы | 1. В сфере формирования условий для развития экономики региона: |
Сроки и этапы реализации | Программа реализуется в 2007-2011 годы, в один этап |
Объемы и источники финансирования | Суммарный объем финансирования Программы (в действующих ценах) составит 145091,16 млн.рублей. Основные источники финансирования по Программе в целом: средства федерального бюджета - 19576,9 млн.руб. (13,5 процента); средства областного бюджета - 19038,52 млн.руб. (13,1 процента); средства местного бюджета - 589,66 млн.руб. (0,4 процента); внебюджетные средства - 105886,08 млн.руб. (73,0 процента). |
Ожидаемые конечные результаты Программы | Увеличение валового регионального продукта в 2,2 раза (к уровню 2000 года). К уровню 2006 года: прирост реальных располагаемых денежных доходов в 1,3 раза. В расчете на душу населения среднемесячный доход возрастет в 2,3 раза; снижение доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 10,2 процента; рост бюджетной обеспеченности на душу населения на 172,1 процента; создание 9561 нового рабочего места и сохранение 8309 действующих рабочих мест на предприятиях, реализующих инвестиционные проекты; рост инвестиций за счет всех источников финансирования - в 2,2 раза; рост объема произведенной продукции сельского хозяйства - в 1,4 раза; рост промышленного производства - в 1,3 раза. |
________________
* Объемы финансирования мероприятий Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке, исходя из возможностей бюджета области и федерального бюджета, и результатов мониторинга хода реализации Программы за отчетный период.
1. Социально - экономический портрет Тамбовской области
1.1. Общая характеристика региона
В нынешних границах Тамбовская область образована в 1937 году. Территория составляет свыше 34 тыс.кв. км. Область входит в состав Центрально-Черноземного района и Центрального Федерального округа Российской Федерации. Граничит с Саратовской, Воронежской, Пензенской, Липецкой и Рязанской областями.
По территории Тамбовской области проходят основные железнодорожные магистрали: Юго-Восточной железной дороги, Куйбышевской железной дороги и ряд дорог, имеющих региональное значение.
Пересекают область основная автомагистраль федерального значения "Каспий" (Москва - Тамбов - Волгоград - Астрахань) протяженностью 239 км и три дороги федерального значения: Орел - Ливны - Елец - Липецк - Тамбов протяженностью 87,6 км, Воронеж - Тамбов протяженностью 102,3 км, Тамбов - Пенза с северным и южными обходами г.Тамбова протяженностью 178,6 км.
Земельный фонд области включает более 3,4 млн. га. Преобладают сельскохозяйственные угодья (2,6 млн. га или 78,9 процента в земельном балансе области) и земли лесного фонда (0,3 млн. га). Земли запаса составляют 0,075 млн. га (2,5 процента). Почвы представлены в основном черноземами, на их долю приходится порядка 87 процентов от общей площади сельскохозяйственных угодий.
Минерально-сырьевой потенциал области обеспечивает потребности предприятий в главных видах нерудных полезных ископаемых. Общее количество разведанных запасов полезных ископаемых составляет 2,9 млрд.м(3), из них балансовых - 1,6 млрд.м(3). Наибольшее количество запасов приходится на титан-циркониевые, строительные и формовочные пески, фосфоритовые руды, легкоплавкие суглинки для производства кирпича и керамзита, карбонатные породы строительные.
Тамбовская область среди областей ЦФО занимает 13 место по численности населения, на его долю приходится 3,0 процента населения округа. Среди областей Центрально-Черноземного региона область занимает пятое место, ее доля в общей численности составляет 15,4 процента.
Тамбовская область обладает высоким научным потенциалом. Научные исследования ведутся в 23 крупных и средних организациях, в их числе: Всероссийский научно-исследовательский институт садоводства им.И.В.Мичурина, Всероссийский НИИ генетики и плодовых растений. Осуществляется подготовка специалистов в 6 государственных высших учебных заведениях (из них 3 университета), 51 учебном заведении среднего и начального профессионального образования.
1.2. Анализ социально-экономического положения области
1.2.1. Макроэкономическая ситуация в области*
________________
*- Пункт в редакции, введенной в действие с 7 августа 2009 года на основании Закона Тамбовской области от 25 августа 2009 года N 554-З.
За 2000-2006 годы область вышла на устойчивую динамику социально-экономического развития, опережающую многие среднероссийские показатели.
Прирост валового регионального продукта за 2000-2006 годы составил 60,9 процента (ввп по рф - 59,1 процента), промышленности - 47,9 процента (по рф - 47,0 процентов), валовой продукции сельского хозяйства - 45,4 процента (по россии - 29,1 процента) (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2009 года на основании Закона Тамбовской области от 25 августа 2009 года N 554-З).
Инвестиции в основной капитал за этот период увеличились в 4,2 раза (по россии - в 2,1 раза). продолжается интенсивный рост строительства жилья, составивший по области 2,2 раза, по рф - 1,6 раза. за данный период оборот розничной торговли увеличился в 2 раза (по рф - в 2,1 раза). Реальные денежные доходы населения выросли в 2 раза и реальная заработная плата - в 2,7 раза, что соответствует среднероссийским показателям. доходы областного бюджета за указанный период выросли в 9,3 раза.
Основной тенденцией в формировании структуры производства валового регионального продукта является рост доли производства услуг.за 2000-2004 годы в структуре врп она возросла с 50,7 до 53,6 процента. соответственно доля производства товаров снизилась с 42,8 до 41,0 процента. Эта тенденция продолжилась и в последующие годы.
Основную долю в структуре валового регионального продукта составляют промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и торговля. за период 2000-2005 годы снизился удельный вес промышленности (с 21,3 до 17,3 процента), сельского хозяйства (с 17,5 до 15,3 процента) и торговли (с 22,4 до 20,7 процента), а увеличился удельный вес строительства (с 3,9 до 7,1 процента) и транспорта (с 7,6 до 8,9 процента) и прочих отраслей.
В регионе отмечается положительная тенденция преобладания инвестиционного спроса над потребительским (за последние семь лет среднегодовой прирост инвестиций опережает прирост потребления: 22,9 процента и 10,0 процентов соответственно), то есть удается привлекать инвестиции для модернизации экономики.
Макроэкономическая стабильность проявляется в увеличении кредитования реального сектора экономики, банковский сектор за 2000-2006 годы увеличил свои вложения в 43,5 раза.
Динамичное развитие реального сектора экономики региона и увеличение инвестиций, направляемых на модернизацию и развитие производства, обеспечили среднегодовой прирост валового регионального продукта на 7,2 процента (по россии - на 7,3 процента).
Рис.1.2.1. Темпы роста ВРП Тамбовской области и ВВП России
1.2.2. Демографическая ситуация
Демографическая ситуация в области отражает тенденции Российской Федерации в целом.
Несмотря на некоторое улучшение в 2004-2006 годы показателей рождаемости, сохраняется тенденция к сокращению населения. К числу региональных проблем в сфере демографии относятся: снижение рождаемости до уровня, не обеспечивающего простого численного замещения поколений родителей их детьми; высокая смертность мужчин трудоспособного возраста; сокращение доли лиц моложе трудоспособного возраста; отрицательное сальдо трудовой миграции.
Оценка численности постоянного населения на 1 января 2007 года составила 1117,1 тыс.человек, в том числе в городской местности - 644,4 тыс.человек (57,7 процента), в сельской местности - 472,7 тыс.человек (42,3 процента). В основе процесса урбанизации лежит преимущество более крупных поселений в связи с наличием развитых рынков труда, более благоприятными условиями получения услуг образования, здравоохранения и т.д.
Средний возраст жителей области на начало 2007 года - 41,1 года (в России - 38,5 года). Негативным демографическим фактором является гендерная диспропорция в обществе, вызванная меньшей продолжительностью жизни и более высокой смертностью среди мужчин. В общей численности населения преобладают женщины - 609,7 тыс.человек (54,6 процента), мужчины - 507,4 тыс.человек (45,4 процента).
По сравнению с 1999 годом в демографическом развитии области имеют место некоторые позитивные сдвиги. На фоне снижения общего коэффициента смертности с 18,7 в 1999 году до 18,3 в 2006 году отмечается увеличение коэффициента рождаемости с 7,4 до 8,2. В 2006 году показатель младенческой смертности сократился на 37,4 процента и составил 9,7 против 15,5 в 1999 году. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении по области увеличилась и составила 66,8 года (в 1999 году - 65,4 года): у мужчин - 60,3 года, у женщин - 74,0 года. Наибольшее влияние на увеличение продолжительности жизни оказало снижение смертности в трудоспособном возрасте. В 2006 году при этом превышение числа умерших над числом родившихся составило 2,2 раза (в 2005 г.- 2,3 раза).
В 2006 году, как и в последние годы, отмечается миграционное снижение, которое составило 2277 человек. В 2006 году в области сложился положительный миграционный прирост со странами СНГ и Балтии, Узбекистаном (соответственно 20 и 29 процентов). Приток населения при его значительной естественной убыли становится важным фактором стабилизации демографической ситуации.
Таким образом, демографическая ситуация в области остается достаточно напряженной, что проявляется в диспропорции половозрастной структуры населения, увеличении демографической нагрузки на его трудоспособную часть, миграционном снижении.
1.2.3. Социальная сфера
Инвестиции в человека за последние 7 лет являются приоритетом социально-экономического развития Тамбовской области. Бюджет региона социально-ориентированный: доля расходов на реализацию социальных программ достигла 64,6 процента, при этом к 1999 году финансирование социальной сферы из консолидированного бюджета области возросло в 6,8 раза.
Демографическая ситуация и изменения в структуре экономики области, влияющие на изменение потребностей рынка труда, оказывают определенное влияние на развитие сферы образования.
За период с 2000 по 2006 годы произошло сокращение числа учащихся общеобразовательных школ на 35 процентов, при этом снижение численности обучающихся в Тамбовской области происходит более медленными темпами, чем в среднем по России.
В целях укрепления материально-технической базы образовательных учреждений с 2001 по 2006 год на строительство и реконструкцию объектов образования привлечено инвестиций из федерального бюджета на сумму 112,4 млн. рублей, в том числе в 2006 году - 65,8 млн. рублей. Из областного бюджета за тот же период на данные цели в рамках областной адресной инвестиционной программы выделено 492,7 млн. рублей. В результате за последние шесть лет по области было введено в эксплуатацию 37 общеобразовательных школ на 5645 ученических мест.
Увеличились размеры областной субвенции на финансирование школ в части реализации ими государственного стандарта общего образования на 24,2 процента по сравнению с 2005 годом и составили 1502,3 млн.рублей.
Проводимая работа по улучшению качества и доступности образования отразилась на росте результатов по всем предметам ЕГЭ в течение трех лет.
В 2006 году охват детей дошкольным образованием в области составил 48,2 процента и увеличился на 8,5 процента к 2000 году. Хотя данный показатель все еще значительно ниже среднего по России, но в целом соответствует проценту охвата по тем регионам, где доля сельского населения так же высока, как и в Тамбовской области.
Охват учащихся дополнительным образованием в школах области составляет 72,2 процента, что на 15 процентов превышает уровень 2005 года (ежегодный рост за последние 5 лет - 10,8 процента).
Имеется диспропорция между количеством обучающихся, профессиями и специальностями, реализуемыми в учреждениях начального и среднего профессионального образования и запросами региональной экономики. Удельный вес выпускников к общей численности безработных составил: среди имеющих высшее образование- 14,4 процента, среднего - 29,3 процента, начального - 19,7 процента.
В тоже время, в 2006 году на региональном рынке труда в сфере занятости выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования наблюдается положительная динамика: снизилась доля состоящих на учете в качестве безработных в центрах занятости выпускников начально-профессионального образования на 3 процента, среднего профессионального образования на 5,6 процента по сравнению с 2005 годом.
Расходы на здравоохранение из бюджетов всех уровней с 2000 года выросли почти в 4 раза и в 2006 году составили 3,1 млрд.рублей. Расходы на душу населения с учетом средств обязательного медицинского страхования составили 2874,2 рубля (рост к 2004 году в 1,5 раза). Однако дефицит стоимости Программы государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи к федеральным нормативам велик и составляет 27 процентов, что снижает доступность и полноту оказания медицинской помощи для населения.
Существующая система оказания медицинской помощи характеризуется избыточной сетью медицинских учреждений с низким материально-техническим оснащением, доминированием стационарной помощи, недостаточной приоритетностью первичной медико-социальной помощи, слабым развитием сети специализированных учреждений профилактической направленности.
По этой причине за период с 2000 года по настоящее время в области реорганизованы 66 участковых больниц, 41 амбулатория во врачебные участки и фельдшерско-акушерские пункты центральных районных больниц. Сокращено 483 койки в круглосуточных стационарах. При этом увеличилось число мест в дневных стационарах всех типов более чем на 800. Количество пролеченных больных на койках дневного пребывания за этот период выросло в 3 раза.
Количество посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях по поводу заболеваний относительно стабильно на протяжении последних лет (230-240 посещений в смену), количество обращений населения с профилактической целью составило всего 30,2 процента от общего числа посещений,
Обеспеченность больничными койками в среднем по области составила 122,1 на 10 тыс.человек (по сравнению с 2000 годом - сокращение на 6 процентов), причем в городской местности этот показатель значительно выше среднеобластного (174 койки), в сельской - ниже (51,4 койки). На потребность в больничных койках оказывает влияние возрастной состав населения области. При наличии значительного количества лиц, в возрасте 60 лет и старше (21,9 процента) потребность в стационарном лечении увеличивается.