РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
О внесении изменений в Закон Тамбовской области
"Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"
Принят Тамбовской областной Думой 27 июня 2008 года
____________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2009 года - Закон Тамбовской области от 18 декабря 2008 года N 477-З.
____________________________________________________
Статья 1
Внести в Закон Тамбовской области от 30 ноября 2004 года N 264-З "Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" (газета "Тамбовская жизнь", 2004, 11 декабря; 2006, 29 июля; 2007, 10 апреля) следующие изменения:
1) в наименовании Закона слова "до 2010 года" заменить словами "до 2012 года";
2) в статье 1 слова "до 2010 года" заменить словами "до 2012 года";
3) изложить областную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года" (далее - Программа) в следующей редакции:
"Областная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года"
ПАСПОРТ
областной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года"
Наименование Программы | - Областная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года" |
Основание для разработки Программы | - Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" (с изменениями и дополнениями);
|
Государственный заказчик-координатор Программы | - Управление сельского хозяйства Тамбовской области |
Основные разработчики Программы | - Управление сельского хозяйства Тамбовской области;
|
Цели и задачи Программы | - основными целями Программы являются:
|
Сроки и этапы реализации Программы | - 2004-2012 годы:
|
Основные мероприятия Программы | - мероприятия Программы сгруппированы по следующим направлениям:
|
Исполнители основных мероприятий Программы | - определяются на конкурсной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке |
Объемы и источники финансирования Программы | - общая сумма расходов на реализацию - 9470,154 млн. руб., в том числе:
|
Ожидаемые результаты реализации Программы | - реализация Программы позволит:
|
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2008-2012 годы, утвержденной Законом Тамбовской области от 5 декабря 2007 года N 317-З, требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.
Исторически для основной массы сельских поселений характерна бытовая неустроенность. Из 1666 сельских поселений области только 117 имеют комплексную застройку и благоустройство, 540 сельских поселений частично благоустроены, а 1009 сельских поселений не вовлечены в этот процесс.
Из 685 общеобразовательных школ области 205 требуют капитального ремонта, а 20 находятся в аварийном состоянии.
В настоящее время в сельской местности функционирует 688 амбулаторно-поликлинических учреждений.
Материально-техническая база сельских лечебных учреждений не отвечает современным требованиям: около 20 процентов медицинских учреждений построены по типовым и индивидуальным проектам, остальные находятся в приспособленных помещениях, из которых 30 процентов деревянной постройки; 12 корпусов больниц и амбулаторий, 17 фельдшерских акушерских пунктов расположены в аварийных зданиях; 60 процентов всех учреждений сельского здравоохранения нуждаются в капитальном ремонте.
На 10000 жителей в сельской местности приходится 57,7 врачебных больничных коек.
Обеспеченность населения лечебными учреждениями на 10000 человек (посещений) по городам - 307,9, в сельской местности - 174,2, т.е. в 1,8 раза меньше, чем в городе.
В сельской местности работают 585 клубных учреждений, 580 сельских библиотек с книжным фондом 5 миллионов экземпляров.
Действуют 9 музеев, 22 музыкальных, художественных школ и школ искусств.
Вместе с тем 163 сельских учреждения культуры требуют ремонта, 10 находятся в аварийном состоянии, 34% клубов в зимний период времени не отапливаются, 93 процента сельских учреждений культуры не телефонизированы. Большая часть учреждений культуры построена в 70-80 годах прошлого века методом массового строительства. Учитывая масштабность зданий, содержание их в надлежащем состоянии требует значительных финансовых затрат. Кризис 90-х годов привел к обветшалости, а порой и аварийности учреждений искусства, культуры и кинематографии. Слаба защищенность зданий от пожаров и т.п.
Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств, 61% - водопровода, 69% - канализации, 83% - горячего водоснабжения.
В общем жилом фонде области значительно увеличился удельный вес аварийного и ветхого жилья.
Состояние распределительных сетей 0,4-10 кВ из года в год ухудшается из-за недостаточного финансирования и постоянного сокращения объемов строительства (реконструкции) сетей, взамен построенных в период массовой электрификации села с применением деревянных или железобетонных опор, рассчитанных на незначительные гололедные и ветровые нагрузки, имеющих сниженную пропускную способность из-за малых сечений проводов. В тоже время - это объекты повышенной опасности и их повреждения могут приводить не только к перерывам электроснабжения, но и к травматизму населения.
Состояние сельских сетей водопровода, а также качество питьевой воды из-за повышенного содержания в ней железа нельзя считать удовлетворительным. Основным источником питьевого водоснабжения сельских поселений области являются подземные воды. Удельное водопотребление на одного жителя в сельской местности области составляет 70 л/сутки.
На территории области насчитывается 1105 водопользователей и более двух тысяч групповых и одиночных водозаборов. Водозаборы включают 1200 эксплуатационных скважин.
Суммарные прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод области оцениваются в 1904,4 тыс. м /сутки. Общие эксплуатационные запасы подземных вод разведанных месторождений составляют 1011,1 тыс. м /сутки.
В обеспечении населения области качественной питьевой водой основными проблемами являются:
крайне неравномерное распределение ресурсов пресных подземных вод на территории области. Наиболее полно ими обеспечены центральные части области, хуже - северные, восточные, западные и плохо - южные;
прогрессирующее техногенное загрязнение подземных вод, в том числе и на освоенных месторождениях, приводящее к частичному или полному закрытию водозаборов. Потенциальными очагами являются загрязненные почвы, сточные воды, различные аварийные сбросы и выбросы в атмосферу;
отсутствие необходимого комплекса сооружений водоподготовки (природное повышенное содержание железа в питьевой воде в 2 и более раза превышающее предельно допустимые концентрации, повышенная жесткость, низкое содержание фтора);
ненадлежащее содержание зон санитарной охраны водоисточников;
изношенность водозаборных сооружений и разводящих сетей.
Из общего числа сельских жителей области 74 процента населения охвачено централизованным водоснабжением и 26 процентов населения пользуются водой из шахтных колодцев, не отвечающей по качеству требованиям ГОСТа.
Несмотря на то, что природный газ пришел на Тамбовщину в 1946 году, газификация сельских населенных пунктов коренным образом началась только с 1990 года. Крайне необходима газификация домовладений, сельскохозяйственных производств, перерабатывающей промышленности.
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции.
Из 469 телефонных станций, установленных в сельской местности Тамбовской области, 461 станция координатного типа. Оборудование координатных АТС физически и морально устарело, многие АТС имеют большой срок эксплуатации и не могут обеспечить широкого набора услуг электросвязи, которые необходимы в настоящее время потребителю. Назрела острая необходимость технического перевооружения средств телекоммуникаций сельских телефонных сетей.
В населенных пунктах ниже центральных усадьб сельхозпредприятий телефонная плотность составляет 2-3 телефона, а 358 населенных пунктов области телефонной связи вообще не имеют.
В очереди на установку телефона стоят около 9 тысяч сельских жителей, в том числе зарегистрировано более 700 заявлений от льготных категорий граждан. Без реконструкции и замены координатных АТС удовлетворить заявления практически невозможно.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгового, бытового и других видов сервиса. 543 населенных пункта не соединены дорогами с твердым покрытием, что составляет 34,2 процента.
Из-за бездорожья значительное количество сельских поселений остаются без автобусного сообщения.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
С целью сдерживания дальнейшего отставания села от города по уровню и условиям жизнедеятельности Правительство Российской Федерации Постановлением от 3 декабря 2002 года N 858 утвердило федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года" и рекомендовало органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления:
- разработать и принять муниципальные программы социального развития села до 2012 года;
- предусматривать в проектах бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов средства на реализацию указанных программ.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;
реализация инвестиционного проекта устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области "Поселения XXI века - Тамбов";
сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры;
расширение рынка труда в сельской местности.
Предусматривается, что Программа будет осуществляться в три этапа.
На первом этапе (2004-2006 годы) должно быть обеспечено совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
На втором этапе (2007-2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, создание предпосылок устойчивого развития сельских территорий.
На третьем этапе (2011-2012 годы) предполагается повышение уровня и качества жизни сельского населения, необходимых для улучшения демографической ситуации и формирования высокопрофессиональных трудовых кадров села в целях обеспечения устойчивого развития сельских территорий и выполнения мероприятий реализации Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2008-2012 годы по наращиванию объемов сельскохозяйственного производства.
Программные мероприятия направлены на решение следующих задач:
стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи;
повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;
повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями;
активизация культурной деятельности на селе;
повышение уровня и качества электро-, водо-, и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;
расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием.
III. Мероприятия Программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать решению задач, определенных основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" и государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Выполнение мероприятий Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и внебюджетных источников.
Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, замену ветхого и аварийного фонда, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, а также на новое строительство.
Программа включает мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, развитию в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи, согласно приложению N 1.