РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
Об областной целевой программе "Жилище" на 2007 - 2010 годы
Принят Тамбовской областной Думой 28 февраля 2007 года
(с изменениями на 15 августа 2008 года)
_____________________________________________
Утратил силу с 1 января 2009 года - Закон Тамбовской области от 18 декабря 2008 года N 477-З.
_____________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
Законом Тамбовской области от 03 апреля 2008 года N 358-З.
_____________________________________________
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Жилище" на 2007 - 2010 годы" согласно приложению.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Тамбовской областной Думы В.Н. Карев | Глава администрации Тамбовской области О.И. Бетин |
г.Тамбов
2 марта 2007 г.
N 153-З
Приложение N 1
к Закону Тамбовской области
от 2 марта 2007 года
N 153-З
Областная целевая программа
"Жилище" на 2007-2010 годы"
Паспорт
областной целевой программы
"Жилище" на 2007 - 2010 годы"
Наименование | Областная целевая программа "Жилище" на 2007 - 2010 годы" (далее - Программа) |
Основание для | Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.02.2002 N 104 и от 31.12.2005 N 865), Закон Тамбовской области от 27.12.1995 N 43-З "Об областных целевых программах", постановление администрации области от 31.03.2006 г. N 318 "О разработке областных целевых программ "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Тамбовской области на 2006 - 2010 годы" и "Областная комплексная программа по государственной поддержке строительства жилья в Тамбовской области на 2006 - 2010 годы" |
Перечень подпрограмм, входящих в состав Программы | Подпрограммы: |
Государственный | Администрация Тамбовской области |
Координатор Программы | Управление инвестиций Тамбовской области |
Разработчики Программы | Управление строительства и архитектуры Тамбовской области, управление инвестиций Тамбовской области, управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области |
Цели и задачи | Основная цель Программы - формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания для жителей Тамбовской области |
Сроки | 2007-2010 годы |
Основные | Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Тамбовской области на 2007-2010 годы" - управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области, управление инвестиций области, управление по охране окружающей среды и природопользованию области, органы местного самоуправления (по согласованию); |
Объемы | Общий объем финансирования Программы составляет- 12011,83 млн. рублей, в том числе: |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | Годовой объем ввода жилья: 2008 год - 85,1 км; Снижение общего износа основных фондов коммунального сектора: |
Ожидаемые | Улучшение жилищных условий граждан Тамбовской области (рост жилищной обеспеченности с 22,4 кв. м на человека до 24,5 кв. м); |
Организация контроля | Контроль за реализацией Программы осуществляется Тамбовской областной Думой и администрацией Тамбовской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Тамбовской области. Координатор осуществляет общую координацию выполнения подпрограмм и представление отчетности |
1. Характеристика проблемы
Одной из наиболее острых социальных проблем в Тамбовской области, как и в целом по России, продолжает оставаться жилищная проблема. Жилищное строительство в области за десятилетие (1990 - 2000 г.г.) сократились практически в 2 раза.
По состоянию на 01.01.2006 года на территории области на учете для получения жилья состоит 18,7 тыс. семей.
Наибольший удельный вес семей очередников в общем числе семей, состоящих на учете на получение площади, по-прежнему занимают молодые семьи (около 5,0 тысяч, или 26,6%), семьи военнослужащих, уволенных в запас или отставку - 1,06 тысяч (5,7%), многодетные семьи - 951 человек (5,1%).
Начиная с 2001 года, жилищное строительство в Тамбовской области уверенно набирает темпы. За период с 2001 года по 2005 годы введено в эксплуатацию 1 миллион 389 тыс. кв. м общей площади жилья. Темп роста строительства жилья за пятилетие составил около 150%. Ежегодный объём ввода жилья увеличился с 220,7 тыс.кв. метров общей площади в 2001 году до 350,2 тыс.кв. метров в 2005 году. Однако, объёмы вводимого жилья недостаточны для формирования свободного и доступного рынка жилья. При интенсивном росте объемов строительства жилья число семей, состоящих на учете на получение жилой площади, уменьшается незначительно. Основные показатели жилищного строительства и обеспечения жильем очередников в период 2001-2005 годы представлены в приложении 1.
Основными причинами, сдерживающих рост объемов ввода в эксплуатацию жилья, являются:
ограниченные возможности финансирования жилищного строительства за счет средств бюджетов всех уровней;
недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок для большинства граждан и юридических лиц;
недостаток площадок, обустроенных инженерными коммуникациями;
несовершенство существующей системы градорегулирования и землепользования, которая не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.
Сохраняется высокая стоимость строительства жилья. Недостаток недорогих малогабаритных квартир на первичном рынке привел к тому, что необоснованно возросла стоимость вторичного жилья с низкими потребительскими качествами. В этих условиях для основной части работающего населения приобретение квартиры недоступно, а бюджетные субсидии при ипотечном кредитовании недостаточны для удовлетворения спроса нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На территории Тамбовской области с 2004 года начато внедрение системы ипотечного жилищного кредитования.
Ипотечные кредиты (займы) выдаются под 11,0 - 14,5 процентов годовых в зависимости от размера первоначального взноса и срока кредитования.
В рамках Тамбовской областной ипотечной программы осуществляет свою деятельность в качестве регионального оператора ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области", созданное администрацией области в 2005 году.
В существующих условиях назрела необходимость новых подходов к решению жилищной проблемы. Необходимо обеспечить возможность приобретения жилья на рынке для основной части работающего населения области, одновременно с этим предоставление государственной поддержки малоимущим гражданам.
В долгосрочной перспективе (после 2010 года) необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищной сферы, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без привлечения значительных объемов бюджетных средств. В этих условиях роль государства будет ограничена в основном регулированием жилищных отношений, обеспечением прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением технических регламентов в жилищном строительстве, жилищно-коммунальном комплексе и основных принципов градостроительного регулирования.
Деятельность коммунального комплекса Тамбовской области в настоящее время характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды. Приведение технических характеристик жилья в соответствие с требованиями, установленными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области, ликвидация ветхого фонда осуществляются не достаточными темпами.
Причинами этих проблем являются: высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры, технологическая отсталость, низкая эффективность системы управления.
Существующие жилищные проблемы требуют совершенствования законодательной и нормативной правовой базы в жилищном и жилищно-коммунальном секторах и стимулирования проведения преобразований на местах, а также непосредственного использования средств бюджетов всех уровней в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
входят в число приоритетов для формирования областных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья;
носят межотраслевой и межведомственный характер;
не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов в течение нескольких лет;
носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства на территории Тамбовской области.
2. Основные цели и задачи Программы
Цели и задачи Программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", поскольку Программа является основным инструментом его реализации на территории Тамбовской области.
Целью приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и Программы является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания для жителей Тамбовской области.
Основными задачами Программы являются:
создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
обеспечение доступности ипотечных кредитов (займов) в соответствии с платежеспособным спросом граждан;
создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями (33 кв. м общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек, по 18 кв. м - на каждого члена семьи при семье из 3 человек и более, далее - стандарты обеспечения жилыми помещениями).
Решение этих задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий по 4 основным направлениям:
развитие жилищного строительства;
совершенствование жилищно-коммунального комплекса;
развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья;
исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и нормативное правовое обеспечение организации предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма.
Для развития жилищного строительства необходимо обеспечить:
формирование в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, иной документации, необходимой для жилищного строительства;
развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации на рынке, внедрение прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;
развитие системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;
обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
модернизацию и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов;
комплексную застройку территорий, реконструкцию и обновление кварталов застройки.
Для совершенствования жилищно-коммунального комплекса необходимо обеспечить:
создание условий для развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом и в коммунальном комплексе;
разработку механизма взаимодействия собственников жилья и их объединений, органов местного самоуправления по вопросам управления многоквартирными домами;
развитие финансовых инструментов и институтов в целях привлечения инвестиций для модернизации жилищно-коммунального комплекса;
совершенствование процедур тарифного регулирования в коммунальном комплексе;
финансовое оздоровление организаций коммунального комплекса;
создание условий для привлечения средств частных инвесторов для модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры, государственную финансовую поддержку процессов модернизации и развития коммунальной инфраструктуры, в том числе с целью минимизации рисков частных инвесторов;
развитие приборного учета в сфере предоставления коммунальных услуг и оплаты услуг по показаниям приборов учета;