Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ" (с изменениями на: 18.12.2008)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения наркотической проблемы программным методом


Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изменениями от 09.05.2005), Распоряжением Президента РФ от 17.09.98 N 343-рп "О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими" (с изменениями от 28.09.2001), Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 561 "О Федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы".

Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что современная ситуация в России характеризуется неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

По экспертным оценкам в Тамбовской области проживает 10 - 11 тысяч наркозависимых.

Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти 80% потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет. Расширяется детская и подростковая наркомания.

Официальная смертность от наркотиков в Тамбовской области составляет от 30 до 40 человек в год. Точное же количество умерших от наркомании определить сложно, так как зачастую диагноз ставится иной: цирроз печени, гепатит, инсульт и т.д.

Число ежегодно регистрируемых всеми правоохранительными органами Тамбовской области преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, составляет порядка 900 - 1000. Но по оценке российских и международных экспертов реально выявляется не более 10 - 15 процентов таких преступлений. Криминальная среда, связанная с незаконным оборотом наркотиков, консолидируется, усиливается ее организованность. Преступления и правонарушения в этой сфере приобрели массовый характер.

В регионе происходит интенсивная структурная перестройка нелегального рынка наркотиков: высококонцентрированные и дорогостоящие опий и героин вытесняют маковую солому и марихуану.

Практика реализации предыдущей Программы (2003 - 2005 годы) показала, что она является необходимым инструментом комплексного решения на региональном уровне указанных проблем.

В частности, удалось развенчать неправильное мнение, что наркомания - не самая актуальная для Тамбовщины проблема. У населения исчезло благодушие, появилась обоснованная и вполне своевременная тревога за будущее детей и внуков.

Под влиянием антинаркотической пропаганды, проводимой, в том числе, и в рамках областной программы "Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотиков и распространению наркомании в Тамбовской области на 2003 - 2005 годы", постепенно меняется мировоззрение юного поколения, все большее число представителей которого хотят быть трезвыми и здоровыми, понимая, что это непременное условие жизненного успеха. Поэтому темпы распространения новой волны заболеваемости среди молодежи заметно ниже перестроечного и постперестроечного периода. В Тамбовской области в 2005 году впервые с начала 90-х годов наметилась тенденция к сокращению количества граждан, состоящих на наркологическом учете.

Вместе с тем вследствие недостаточного бюджетного финансирования некоторые мероприятия областной антинаркотической программы на 2003 - 2005 годы остаются невыполненными.

Новая Программа подготовлена с учетом регионального, российского и зарубежного опыта программно-целевого планирования борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, ведущих специалистов в области лечения и реабилитации наркозависимых, активных участников процесса профилактики. Мероприятия Программы соответствуют положениям Федерального закона от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изменениями от 09.05.2005) и других нормативных правовых актов.

Программа носит межведомственный характер, поскольку проблема борьбы с наркоманией затрагивает сферу деятельности многих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, прежде всего Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тамбовской области, Управления внутренних дел Тамбовской области.

Решение проблемы борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества долгосрочных мероприятий социального характера: внедрение учебных программ и учебных спецкурсов по формированию антинаркотического мировоззрения и проведение методологической подготовки по управлению социальными процессами, лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией, снижение уровня криминогенности. Разработка Программы на более длительный срок, чем предусмотрен Программой, нецелесообразна вследствие интенсивности развития наркоситуации, а также необходимости совершенствования форм и методов борьбы с наркопреступностью. В связи с этим Программа рассчитана на пятилетний период с возможной разработкой новой программы.

Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на активизацию работы по профилактике наркомании, развитие межведомственного взаимодействия в данной сфере, на повышение эффективности деятельности наркологической службы, медико-реабилитационных учреждений, активизацию работы правоохранительных органов.

В Программу включены нереализованные мероприятия предыдущей Программы, учтены ресурсные ограничения.

Выполнение мероприятий Программы требует серьезной государственной поддержки, концентрации усилий органов власти на региональном и местном уровнях, привлечения негосударственных структур, общественных объединений и отдельных граждан.

В Программу также включены положения принципиального характера, требующие межведомственного подхода либо решения на федеральном и региональном уровне. Предполагается, что мероприятия ведомственного уровня будут включены в соответствующие ведомственные программы и планы.

Программа также предполагает свое использование в качестве типового документа для разработки соответствующих Программ муниципального уровня.