РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
Об областной целевой программе
"Дети Тамбовщины" на 2004-2006 годы"
Принят Тамбовской областной Думой 29 октября 2003 года
(с изменениями на 1 января 2005 года)
_______________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
Законом Тамбовской области от 19 ноября 2004 года N 254-З.
_______________________________________________________
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Дети Тамбовщины" на 2004-2006" годы согласно приложению.
Статья 2. Рекомендовать органами местного самоуправления разработать мероприятия по осуществлению областной целевой программы "Дети Тамбовщины" на 2004-2006 годы".
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2004 года.
Председатель Тамбовской областной Думы В.Н. Карев | Исполняющий обязанности главы администрации Тамбовской области В.И.Андреев |
г.Тамбов
29 октября 2003 г.
N 160-З
Приложение
к Закону Тамбовской области
от 29 октября 2003 года
N 160-З
Областная целевая Программа
"Дети Тамбовщины" на 2004-2006 годы
Введение
Областная целевая программа "Дети Тамбовщины" на 2004-2006 годы (далее именуется - Программа), разработанная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 732 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы", включает в себя шесть подпрограмм: "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Дети-инвалиды", "Организация питания детей и подростков".
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы результаты реализации мероприятий областной целевой программы "Дети Тамбовщины", сохраняется достаточно много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые могут быть решены на областном уровне, это организация отдыха, оздоровления и занятости детей, поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одаренных детей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Ежегодно в области на 10-12 % сокращается число многодетных семей (в 2001 году было зарегистрировано 6873 многодетные семьи, в 2002 году - 5793, в 2003 - 5661 семья). Более чем в 25000 семей детей воспитывает один из родителей (в 2001 году зарегистрировано 22062 неполных семьи), в 2350 семьях воспитываются 2670 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На начало 2003 года численность детей в возрасте 17 лет составила 240,7 тыс. человек (в 2001 - 261,4 тыс. человек). Вместе с тем после длительного перерыва отмечаются некоторые положительные изменения. В 2002 году в Тамбовской области зарегистрировано 9,6 тыс. новорожденных, что на
215, или на 2,3% больше, чем в 2001 году. Общий коэффициент рождаемости повысился и составил 7,8 в расчете на 1000 человек населения (в 2001 - 7,5).
Число умерших за 2002 год в 2,4 раза превысило число родившихся и составило 23,4 тыс. человек. Общий показатель смертности увеличился на 4,4% и составил 19,0 в расчете на 1000 человек населения (в 2001 году, соответственно, 18,2).
Всеми формами организованного отдыха в 2003 году охвачено 66,5 % детей школьного возраста, что составило 81857 (2002 год на 7750 детей меньше).
Вместе с тем, в детских оздоровительных лагерях различного типа оздоровлено 51256 детей, что ниже уровня прошлого года на 2,9 %.
В загородных стационарных лагерях оздоровлено 13066 детей, что на 1309 (10,0 %) меньше, чем в 2002 году.
В организации отдыха, оздоровления и занятости детей сохраняются проблемы. По-прежнему актуальными являются вопросы финансового обеспечения, состояния материальной базы оздоровительных учреждений. Большинство лагерей требуют капитального ремонта. Наметилась тенденция сокращения детей, оздоровленных в летний период в загородных лагерях. Вновь возникла проблема закрытия загородных лагерей.
Распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма среди подростков требуют принятия мер по противодействию потреблению наркотических средств и асоциальному поведению.
В 2002 году органами социальной защиты населения была начата работа по созданию банка данных о семьях и детях, находящихся в социально-опасном положении. По состоянию на 01.10.2003 года в банке данных насчитывается 2460 семей, в которых воспитывается 4950 детей. Управлением образования области ведется работа по сбору и обобщению данных о численности детей в возрасте 7-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, и детей, не имеющих постоянного места жительства. В 2002-2003 учебном году в областной банк данных о проблемных учащихся внесены 48 учащихся общеобразовательных учреждений и 45 воспитанников школ-интернатов и детских домов.
В управлении внутренних дел области действуют автоматизированные системы учета подростков, совершивших антиобщественные деяния до достижения уголовно наказуемого возраста, административные правонарушения, доставленных в органы внутренних дел в связи с безнадзорностью и беспризорностью, помещенных в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.
В 2002 году сотрудниками органов внутренних дел области совместно с заинтересованными организациями выявлено и поставлено на профилактические учеты 4834 подростка-правонарушителя и 534 нерадивых родителя.
Под воспитательно-профилактическим контролем органов внутренних дел находились 8404 подростка-правонарушителя.
Медленно развивается сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних.
В области, как и во всей России, наблюдается рост числа детей-инвалидов. На 01.012003 года на учете состояло 5539 детей-инвалидов (2000 г. - 5323, 2001 г. - 5405), из них с впервые установленной инвалидностью - 2002 г. - 811 (2000 г - 1292, 2001 г. - 912). Работа специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии нуждается в реформировании, требует улучшения их материально-техническая база.
Проблема социального сиротства является одной из наиболее острых проблем детства. Проблема социализации детей, оставшихся без попечения родителей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выступает проблема воспитания детей в приемной семье на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната.
В то же время существующая сеть детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не отвечает современным педагогическим и техническим требованиям. Многие из них требуют капитального ремонта, технического переоснащения.
Нуждается в улучшении материальная база учреждений, работающих с одаренными детьми, имеются трудности в финансировании мероприятий.
Недостаточное внимание в области уделяется проблеме полноценного питания детей.
Решить многие обозначенные проблемы поможет реализация мероприятий областной целевой программы "Дети Тамбовщины".
II. Цели Программы и сроки ее реализации
Целями Программы являются организация отдыха, оздоровления и занятости детей, профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, обеспечение развития и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов, обеспечение поддержки и развития одаренных детей, улучшение питания детей.
Достижение целей будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.
Целью подпрограммы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков" является сохранение системы и расширение сети оздоровительных учреждений. Развитие форм семейного отдыха, профильных лагерей, других малозатратных форм организации детского отдыха. Увеличение количества оздоравливаемых детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" нацелена на защиту и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Целью подпрограммы "Дети-сироты" является предупреждение социального сиротства, социализация и интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом.
Подпрограмма "Одаренные дети" предполагает совершенствование системы выявления, развития и поддержки одаренных детей, обеспечение условий для их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Подпрограмма "Дети-инвалиды" обеспечивает формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в умственном или физическом развитии, создание условий для их полноценной жизни, интеграции с обществом.
Целью подпрограммы "Организация питания детей и подростков" является укрепление здоровья детей.
Срок реализации Программы - 2004-2006 годы.
III. Система программных мероприятий
Подпрограммы содержат конкретные мероприятия, указанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию целей Программы.
Для координации действий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, в целях повышения эффективности межведомственных взаимодействий и социального партнерства государственным заказчиком Программы является администрация области.
Планируется организация и проведение совещаний с органами исполнительной власти области - основными исполнителями Программы по вопросам взаимодействия и исключения дублирования мероприятий, практических семинаров по вопросам улучшения положения детей в области, ежегодных совещаний по итогам реализации мероприятий Программы и других организационно-методических мероприятий.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального, областного, местных бюджетов Тамбовской области и внебюджетных источников.
Финансирование Программы в 2004 году предусматривается в размере 150324,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
Федерального бюджета - 22187,0 тыс. руб.
Областного бюджета - 27873,8 тыс. руб
Местных бюджетов - 41084,0 тыс. руб.
Внебюджетных источников - 59180,0 тыс. руб.
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета ежегодно уточняется исходя из возможностей областного бюджета на соответствующий год.
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств местных бюджетов согласовываются с органами исполнительной власти области и подлежат ежегодному уточнению.
Объемы и источники финансирования
областной целевой программы "Дети Тамбовщины"
на 2004-2006 годы
Источники финансирования и направления расходов | Объем финансирования на 2004-2006 годы - всего (тыс. рублей) | В том числе | ||
2004 год | 2005 год | 2006 год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Областная целевая программа "Дети Тамбовщины" | ||||
Всего, в том числе | 466536,4 | 150324,8 | 154764,8 | 161446,8 |
-федеральный бюджет | 60899,0 | 22187,0 | 16412,0 | 22300,0 |
-областной бюджет | 86445,4 | 27873,8 | 32148,8 | 26422,8 |
-местный бюджет | 123252,0 | 41084,0 | 41084,0 | 41084,0 |
-внебюджетные источники | 195940,0 | 59180,0 | 65120,0 | 71640,0 |
1. Подпрограмма "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков" | ||||
Всего, | 243310,0 | 74070,0 | 80870,0 | 88370,0 |
-федеральный бюджет | 39110,0 | 12110,0 | 13000,0 | 14000,0 |
-областной бюджет | 9000,0 | 3000,0 | 3000,0 | 3000,0 |
-местный бюджет | - | - | - | - |
-внебюджетные источники | 195200,0 | 58960,0 | 64870,0 | 71370,0 |
2. Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" | ||||
Всего, | 20234,0 | 7708,0 | 7738,0 | 4788,0 |
-федеральный бюджет | 9300,0 | 3100,0 | 3100,0 | 3100,0 |
-областной бюджет | 10904,0 | 4598,0 | 4628,0 | 1678,0 |
-местный бюджет | - | - | - | - |
-внебюджетные источники | 30,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
3. Подпрограмма "Дети-сироты" | ||||
Всего, | 49920,0 | 16070,0 | 15970,0 | 17880,0 |
-федеральный бюджет | - | - | - | - |
-областной бюджет | 49710,0 | 16010,0 | 15900,0 | 17800,0 |
-местный бюджет | - | - | - | - |
-внебюджетные источники | 210,0 | 60,0 | 70,0 | 80,0 |
4. Подпрограмма "Одаренные дети" | ||||
Всего, в том числе | 4838,4 | 1585,8 | 1677,8 | 1574,8 |
-федеральный бюджет | - | - | - | - |
-областной бюджет | 4668,4 | 1535,8 | 1617,8 | 1514,8 |
-местный бюджет | - | - | - | - |
-внебюджетные источники | 170,0 | 50,0 | 60,0 | 60,0 |
5. Подпрограмма "Дети-инвалиды" | ||||
Всего, в том числе: | 24832,0 | 9757,0 | 7375,0 | 7700,0 |
-федеральный бюджет | 12489,0 | 6977,0 | 312,0 | 5200,0 |
-областной бюджет | 12073,0 | 2700,0 | 12273,6 | 2400,0 |
-местный бюджет | - | - | - | - |
-внебюджетные источники | 270,0 | 80,0 | 90,0 | 100,0 |
6. Подпрограмма "Организация питания детей и подростков" | ||||
Всего, в том числе: | 123402,0 | 41134,0 | 41134,0 | 41134,0 |
-федеральный бюджет | - | - | - | - |
-областной бюджет | 90,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 |
-местный бюджет | 123252,0 | 41084,0 | 41084,0 | 41084,0 |
-внебюджетные источники | 60,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 |