Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская область

ЗАКОН


О референдуме Тамбовской области Российской Федерации

Принят Тамбовской областной Думой 24 марта 1995 года


____________________________________________________________________

Утратило силу с 24 марта 2000 года - Закон Тамбовской области от 29 февраля 2000 года N 103-З.

____________________________________________________________________

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Референдум Тамбовской области

Референдум Тамбовской области - всенародное голосование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Тамбовской области, по законопроектам, действующим законам и другим важнейшим вопросам государственной и общественной жизни области. Референдум области наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа области.

Референдум области проводится на всей территории области.

Голосование на референдуме области осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Каждый участник референдума области обладает одним голосом.

Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории области, голосует на референдуме области лично.

Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Вопросы, связанные с проведением референдума области, рассматриваются органами государственной власти и органами местного самоуправления области открыто и гласно.

Статья 2. Право на участие в референдуме области

В референдуме области имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории области и достигший 18 лет на день голосования.

Не имеет права участвовать в референдуме области гражданин, признанный судом недееспособным, а также содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 3. Вопросы, выносимые на референдум области

На референдум области могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении области, а также вопросы, находящиеся в пределах полномочий области по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На референдум области не могут выноситься вопросы:

1) принятия и изменения областного бюджета;

2) введения, изменения и отмены областных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

3) принятия чрезвычайных срочных мер по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения области.

Вопросы, выносимые на референдум области, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права человека и гражданина и конституционно-правовые гарантии их реализации.

Статья 4. Консультативный референдум области

1. По решению областной Думы вопрос, отнесенный к ведению области, в целях изучения общественного мнения, может быть вынесен на консультативный референдум (опрос граждан) области, результаты которого имеют значение рекомендации.

2. На консультативный референдум могут быть вынесены вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации. Результаты такого референдума доводятся до сведения федеральных органов.

3. Консультативный референдум области проводится в порядке, установленном настоящим законом.

Статья 5. Обстоятельства, исключающие проведение референдума
области

Референдум области не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, либо на территории Тамбовской области или ее части, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Повторный референдум области не проводится в течение года после опубликования (обнародования) результатов референдума области с такой же по содержанию или смыслу формулировкой вопроса.

Статья 6. Язык проведения референдума области

При подготовке и проведении референдума области используется русский язык как государственный язык Российской Федерации.

Тексты законопроектов или иных решений, выносимых на референдум, бюллетени для голосования, протоколы и данные о результатах референдума, принятые на референдуме решения, документы государственных органов, касающиеся проведения референдума области, составляются (публикуются) на русском языке.

Статья 7. Законодательство о референдуме области

Законодательство о референдуме Тамбовской области состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного Закона "О референдуме Российской Федерации" и других федеральных законов, Устава Тамбовской области, настоящего Закона.

Положения настоящего Закона области могут быть изменены не иначе, как путем принятия закона области.

Глава II. Назначение референдума Тамбовской области

Статья 8. Инициатива проведения референдума области

Инициатива проведения референдума Тамбовской области принадлежит:

1) не менее чем 100000 граждан Российской Федерации, постоянно проживающим на территории области и имеющим право на участие в референдуме области;

2) не менее двум третям от установленного числа депутатов областной Думы;

3) главе администрации области;

4) не менее одной трети выборных представительных органов местного самоуправления городов и районов области.

В период между назначением референдума и опубликованием (обнародованием) его результатов субъекты, упомянутые в части первой настоящей статьи, не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума.

Статья 9. Порядок реализации инициативы граждан Тамбовской
области о проведении референдума области

Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, постоянно проживающие в области и имеющие право на участие в референдуме области, а равно областное общественное (избирательное) объединение, устав которого предусматривает участие в выборах государственных органов области и зарегистрирован управлением юстиции области не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума области, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 10 человек для сбора подписей с целью назначения и проведения референдума области.

Инициативная группа обращается в областную избирательную комиссию с ходатайством о регистрации группы, в котором указываются:

1) формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум области;

2) наименование городов и районов области, на территориях которых предполагается сбор подписей граждан;

3) фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, номера и серии паспортов (документов, их заменяющих) членов инициативной группы.

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы.

Областная избирательная комиссия, установив соответствие ходатайства и приложенных документов требованиям статей 2, 3, 4, 5 и 9 настоящего закона области, в течение двух недель со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство.

В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление областной избирательной комиссии. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона, Устава области и настоящего Закона.

С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи с целью проведения референдума области. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по форме, утвержденной областной избирательной комиссией, действительно в течение трех месяцев.

После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает количество собранных подписей граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории области и обладающих избирательным правом, по каждому городу и району области, где проводился их сбор, а также общее количество собранных подписей граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме области, о чем составляется итоговый протокол.

Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные по каждому городу и району области и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются инициативными группами в областную избирательную комиссию.

Областная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Закона области при сборе подписей, принимает по результатам проверки постановление и в десятидневный срок направляет копию данного постановления инициативной группе.

Областная избирательная комиссия проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям настоящего Закона и в двухнедельный срок со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением областной Думе, одновременно информируя об этом главу Администрации области. Если же в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям пункта 1 части первой статьи 8 настоящего Закона, выносится постановление об отказе в проведении референдума области, копия постановления направляется инициативной группе и данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума области.

В случае, если областная избирательная комиссия обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на две недели.

Если в течение срока действия регистрационного свидетельства не будет собрано необходимого количества подписей, то с инициативой о проведении референдума области с такой же по содержанию или смыслу формулировкой вопроса можно обращаться не ранее чем через год. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются.

Статья 10. Подписной лист референдума Тамбовской области

В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении референдума области (подписном листе) указываются:

1) наименование города и района области, где проводится сбор подписей граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме области;

2) номер регистрационного свидетельства, дату регистрации инициативной группы областной избирательной комиссией;

3) формулировку вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум;

4) фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, номер и серию паспорта (документа, его заменяющего) гражданина, имеющего право на участие в референдуме, его подпись и дату подписи.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан и одного из членов инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, места жительства, даты рождения, номера и серии паспорта (документа, его заменяющего) каждого из этих лиц.

Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону области.

Статья 11. Порядок реализации инициативы областной Думы, главы
администрации области и выборных представительных
органов местного самоуправления городов и районов о
проведении референдума области

В соответствии со статьей 46 Устава области областная Дума вправе назначить референдум области по инициативе не менее двух третей от установленного числа депутатов областной Думы путем сбора подписей депутатов Думы, по инициативе главы Администрации области на основании его письменного представления, а также не менее одной трети выборных представительных органов городов и районов области в соответствии с принятыми ими решениями, в которых должны быть сформулированы вопросы, выносимые на референдум. Постановление областной Думы об этом принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Думы в соответствии с порядком, установленным Регламентом Думы.

Статья 12. Назначение референдума области

Референдум области назначает областная Дума. До принятия такого решения по инициативе субъектов, указанных в части первой статьи 8 настоящего Закона области, областная Дума в 15-дневный срок направляет поступившие к ней документы и приложенные к ним материалы в областную избирательную комиссию с целью проверки правомочности инициативы по проведению референдума области. Областная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований, предусмотренных Уставом области и настоящим Законом области, и в месячный срок направляет областной Думе соответствующее решение.

При одновременной инициативе различных субъектов, перечисленных в части первой статьи 8 настоящего Закона области, применяются согласительные процедуры. Областная Дума предлагает инициаторам референдума в течение 14 дней выработать согласованную формулировку вопроса (вопросов), выносимых на референдум области. В случае недостижения согласованного решения областная Дума передает разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Областная Дума обязана назначить референдум области не позднее 15 дней со дня поступления к ней положительного решения областной избирательной комиссии, а также соответствующего суда. В случае отрицательного решения областной избирательной комиссии и соответствующего суда все процедуры, предусмотренные настоящим Законом области, прекращаются.

Областная Дума издает постановление о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой нерабочий день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования постановления.

Допускается проведение референдума области одновременно с выборами федеральных государственных органов, органов государственной власти области, органов местного самоуправления.

ГЛАВА III. Порядок подготовки к проведению
референдума Тамбовской области

Статья 13. Комиссии по проведению референдума области

Организацию и проведение референдума области осуществляют:

областная избирательная комиссия, выступающая в качестве областной комиссии по проведению референдума Тамбовской области;

территориальные (районные, городские, районные в городах) комиссии по проведению референдума области;

участковые комиссии по проведению референдума области.

Областная избирательная комиссия и другие избирательные комиссии области формируются в соответствии с федеральным Законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и законами области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»