РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская область

ЗАКОН


Об областной целевой программе "Развитие института мировых судей в Тамбовской области на 2003-2006 годы"


Принят Тамбовской областной Думой 1 ноября 2002 года
(с изменениями на 14 апреля 2006 года)


___________________________________________________________

Текст документа с изменениями, внесенными:

Законом Тамбовской области от 20 июля 2005 года N 350-З;

Законом Тамбовской области от 31 марта 2006 года N 24-З.

___________________________________________________________


Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Развитие института мировых судей в Тамбовской области на 2003-2006 годы" (прилагается).

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Тамбовской

областной Думы

                                                  В.Н. Карев

Глава администрации

Тамбовской области     

                                         О.И. Бетин

г.Тамбов

1 ноября 2002 г.

N 62-З     

Приложение
     к Закону Тамбовской области
от 1 ноября 2002 года
     N 62-З*

________________________________________________

*- Приложение в редакции, введенной в действие с 29 июля 2005 года на основвании Закон Тамбовской области от 20 июля 2005 года N 350-З.

Областная целевая программа
"Развитие института мировых судей
в Тамбовской области на 2003-2006 годы"


1. Обоснование.

2. Цели и задачи.

3. Сроки реализации программы.

4. Система программных мероприятий.

5. Финансовое обеспечение программы.

6. Контроль за ходом реализации программы.

7. Оценка эффективности реализации программы.

8. Основные мероприятия областной целевой программы

        "Развитие института мировых судей в Тамбовской области на 2003-2006 годы".

1. Обоснование.

В правовом государстве важен независимый, свободный от политической и идеологической предубежденности суд, выступающий гарантом законности и справедливости.

С начала 90-х годов в России осуществляется реформирование судебной системы и совершенствование ее деятельности.

Достижениями судебной реформы за прошедшие годы стали укрепление независимости судей и создание на федеральном уровне законодательной базы для введения мировых судей и начало формирования института мировых судей в регионах, которые являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему.

Главной целью создания мировой юстиции является облегчение для граждан доступа к правосудию, максимальное приближение суда к населению, снижение нагрузки на федеральных судей. Однако провозглашение этих принципов еще не означает, что они автоматически утверждаются на практике.

В соответствии с Федеральным законом "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ в Тамбовской области установлено 57 должностей мировых судей.

Первые мировые судьи приступили к исполнению своих служебных обязанностей в сентябре 2000 года и на сегодняшний день отправляют правосудие 54 мировых судьи из 57 по штату.

В 2000 - первой половине 2002 годы ими рассмотрено свыше 35,6 тысяч гражданских и уголовных дел, что позволило в значительной мере реализовать цели, поставленные перед новым институтом.

За первую половину текущего года среднеобластная нагрузка на мирового судью составила: по уголовным делам - 4,4, по гражданским делам - 39,8, общая 44,2 дел в месяц.

Для сравнения у судей федеральных районных судов нагрузка составила 15,7 дел в месяц.

С 1 июля 2002 года она приблизительно возрасла еще на 50-60%, так как после вступления в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях и уголовно-процессуального кодекса РФ на рассмотрение мировым судьям будет передана часть дел об административных правонарушениях и расширена подсудность по уголовным делам.

Создание мировой юстиции в области не проходит легко и безболезненно, постоянно возникают различные трудности, которые приходится преодолевать.

Основная причина - недостаточное материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей.

За прошедшие два года администрацией области, областной Думой, Тамбовским областным судом, управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Тамбовской области осуществлен ряд различных мероприятий, которые способствовали становлению нового института. На материально-техническое обеспечение выделено около 8182 тыс. рублей. Денежные средства израсходованы на приобретение самого необходимого для отправления правосудия: ремонта выделенных помещений, приобретение мебели, оргтехники и т.п. Неплохие условия для исполнения мировыми судьями своих должностных обязанностей созданы в Гавриловском, Знаменском, Инжавинском, Кирсановском, Моршанском, Мучкапском, Никифоровском, Первомайском, Петровском, Пичаевском, Рассказовском, Сосновском, Тамбовском, Уваровском, Уметском районах, г.Мичуринске.

По-прежнему растет число поступающих в мировые суды исковых заявлений, жалоб и обращений о разрешении споров. Повышается сложность и трудоемкость рассматриваемых дел. Однако надлежащему функционированию новой ветви судебной системы препятствует постоянный дефицит финансирования. Мировые судьи плохо обеспечены материально-техническими ресурсами. Это не позволяет использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, отсутствие в судах компьютерных автоматизированных рабочих мест лишает мировых судей возможностей оперативного доступа к базам данных по действующему законодательству и судебной практике, что вызывает нарушение сроков рассмотрения дел, волокиту и медлительность в осуществлении судопроизводства, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на конечном результате деятельности судов. На информатизацию мировых судов необходимо дополнительно выделение денежных средств в сумме около 5 млн. рублей.

Кроме того, в районах, где главами администраций административно-территориальных образований помещения для мировых судов по тем или иным обстоятельствам не выделялись, а мировые судьи были назначены на первом этапе, принимались решения о временном нахождении их в здании федеральных судов.

В настоящее время в связи с предстоящим большим увеличением количества федеральных судей встает вопрос о размещении мировых судей за пределами федеральных судов, предоставлении им помещений главами администраций городов и районов области.

Практика показывает, что выделяемые помещения, как правило, совершенно не приспособлены для осуществления правосудия, находятся в плачевном состоянии и для их капитального или текущего ремонтов требуется от 150 до 300 тыс. рублей в расчете на одного мирового судью.

Такие проблемы возникли в 12 районах области, где нужно разместить 22 мировых судьи с работниками аппаратов.

Занимаемые сейчас мировыми судьями помещения в федеральных судах в большинстве своем не отвечают санитарным нормам, тесны, что компрометирует правосудие.

В результате происходит нарушение принципа гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимой площади процессы из открытых превращаются фактически в закрытые, доступ к которым вынужденно ограничивается.

Особенно плохая обстановка с обеспечением помещениями сложилась в г.Тамбове.

Сотрудники аппаратов мировых судей Советского и Ленинского районов г.Тамбова работают по 10 человек в комнатах площадью по 20 кв. м.

Неоднократные обращения в мэрию г.Тамбова положительных результатов не дали.

С вступлением России в Совет Европы тысячи российских граждан обратились в европейский суд по правам человека с жалобами на неудовлетворительное осуществление правосудия в Российской Федерации. Плохое положение мировых судей переводит ситуацию из финансовой плоскости в политическую. Проблемы, возникающие на почве неудовлетворительного финансирования их деятельности, становятся проблемами тысячи людей, которые теряют веру не только в правосудие, но и в государство, его лидеров, стремление власти отстаивать законные интересы.

Происходящее фундаментальное обновление законодательства, повышение роли и значения судебной защиты прав и свобод граждан, активизация нормотворческой деятельности нуждаются в квалифицированно-юридическом обеспечении. В этой связи обострились вопросы подготовки кандидатов в мировые судьи и специалистов для работы в судебной системе, повышения квалификации мировых судей и работников их аппаратов.

Достижение качественных сдвигов в отправлении правосудия невозможно без надлежащего организационного обеспечения мировых судей Тамбовской области. Это обуславливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода.

Целесообразность принятия областной целевой программы "Развитие института мировых судей в Тамбовской области на 2003-2006 годы" определяется тем, что она позволит обратить особое внимание на существующие проблемы деятельности мировых судей, связанные с финансированием и материально-техническим обеспечением, а также привлечь дополнительные ресурсы для обеспечения работы мировых судов.

Данная целевая программа разработана на основании федеральной целевой программы "Развитие судебной системы" на 2002-2006 годы.

2. Основные цели и задачи программы

Главная цель Программы - развитие и укрепление судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти, создание условий для осуществления ею независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, вытекающих из международных договоров России.

Основные задачи программы:

- усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности мировых судей;

- развитие материально-технического обеспечения деятельности мировых судей;

- информационное обеспечение деятельности мировых судей;

- профессиональная подготовка и переподготовка мировых судей и работников их аппарата;

3. Сроки реализации программы

Программу предполагается осуществить в 2003-2006 годах.

4. Система программных мероприятий

Программа содержит мероприятия направленные на усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности мировых судей, развитие материально " технического, информационного обеспечения деятельности мировых судей, переподготовку и повышение квалификации мировых судей и сотрудников их аппарата.

5. Финансовое обеспечение программы

Финансирование мероприятий программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета.     

  Финансирование
  программы

2003-2006 годы

В том числе

  

  в рублях

  

2003 г.

2004 г.

2005 г.  

2006 г.

  

11336006

4735005

3471807

1634267

1494927

Примечание. Объемы средств областного бюджета, выделяемых на реализацию Программы подлежат ежегодному уточнению и корректировке, исходя из возможности бюджета на соответствующий год.

6. Контроль за ходом реализации программы.

Контроль за ходом реализации программы осуществляет областная Дума.

Исполнители ежегодно представляют в областную Думу информацию о ходе выполнения программных мероприятий и эффективности использования бюджетных средств.

7. Оценка эффективности реализации программы.

В результате выполнения программных мероприятий предполагается значительно улучшить материально-техническое, кадровое, финансовое обеспечение деятельности мировых судей, создать надлежащие условия для осуществления правосудия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.

Таблица N 1     

8. Основные мероприятия областной целевой программы
"Развитие института мировых судей на 2003-2006 годы"*

________________________________________________

*- Раздел в редакции, введенной в действие с 14 апреля 2006 года на основвании Закон Тамбовской области от 31 марта 2006 года N 24-З.

N

мероприятия

2003-2006

в том числе

источники

исполнитель

  п/п

  

годы

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

  

  

  

  

  коли-
  чест-

  во

  объем
  финан-

  сиро-

  вания
  (в

  руб-

  лях)

  коли-
  чест-

  во

  объем
  финан-

  сиро-

  вания
  (в

  руб-

  лях)

  коли-
  чест-

  во

  объем
  финан-

  сиро-

  вания
  (в

  руб-

  лях)

  коли-
  чест-

  во

  объем
  финан-

  сиро-

  вания
  (в

  руб-

  лях)

  коли-
  чест-

  во

  объем
  финан-

  сиро-

  вания
  (в

  руб-

  лях)

  

  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»