РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская область
ЗАКОН
Об областной Программе
"Культура Тамбовской области (2002-2005 годы)"
Принят Тамбовской областной Думой 19 июля 2002 года
(с изменениями на 9 декабря 2005 года)
_________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
Законом Тамбовской области от 25 ноября 2005 года N 400-З.
_________________________________________________
Статья 1. Утвердить областную Программу "Культура Тамбовской области (2002-2005 годы)" (прилагается).
Статья 2. Рекомендовать органам местного самоуправления, исходя из сложившихся социально-экономических условий, разработать и утвердить аналогичные территориальные программы.
Статья 3. Признать утратившим силу постановление Тамбовской областной Думы от 25.09.98 г. N 185 "Об областной целевой программе сохранения и развития киновидеообслуживания населения Тамбовской области на 1998-2005 годы".
Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Тамбовской областной Думы В.Н. Карев | Глава администрации Тамбовской области О.И. Бетин |
г. Тамбов
19 июля 2002 г.
N 44-З
Приложение
к Закону Тамбовской области
от 19 июля 2002 года
N 44-З*
__________________________________
*- Приложение в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2005 года на основании Закона Тамбовской области от 25 ноября 2005 года N 400-З.
Областная Программа
"Культура Тамбовской области (2002-2005 годы)"
ПАСПОРТ
областной Программы "Культура Тамбовской области
(2002-2005 годы)"
Наименование Областная Программа "Культура Тамбовской
Программы области (2002-2005 годы)"
Основание для разработки Закон Тамбовской области от 11.12.2001 г.
Программы N 238-З "Основные направления социально-
экономического развития Тамбовской
области на 2002-2004 годы"
Государственные - Управление культуры Тамбовской области,
заказчики архивный отдел администрации Тамбовской
Координаторы Программы области
Основные разработчики - Управление культуры Тамбовской области,
Программы архивный отдел администрации области
Исполнители Программы - Организации культуры, искусства и кино,
архивные учреждения, учебные заведения,
творческие союзы и объединения деятелей
культуры и искусства, общественные
объединения и организации
Цели Программы Создание условий для сохранения
культурного потенциала и культурного
наследия области, обеспечение
приемственности развития культуры
Тамбовщины наряду с поддержкой
многообразия культурной жизни, культурных
инноваций;
обеспечение единого культурного
пространства области, как составной части
культурного пространства России, равных
возможностей доступа к культурным
ценностям для различных социальных групп
населения Тамбовщины;
формирование ориентации личности и
социальных групп на ценности,
обеспечивающие успешное развитие
Тамбовской области
Сроки реализации 2002-2005 годы
Программы
Перечень подпрограмм "Развитие культуры и сохранение
культурного наследия Тамбовской области"
"Совершенствование киновидеообслуживания
населения Тамбовской области";
"Архивы Тамбовской области"
Объемы и источники Средства федерального бюджета
финансирования - 31680,8 т.р.
Программы средства областного бюджета -
113481,2
средства бюджетов городов и районов
Тамбовской области - 5485,8 т.р.
Внебюджетные источники - 32002,3 т.р.
Ожидаемые конечные Расширение возможностей для приобщения
результаты реализации граждан к культурным ценностям и
Программы культурным благам;
сохранение кадрового потенциала культуры;
укрепление единого культурного
пространства области;
эффективное сохранение и использование
культурного наследия;
развитие киновидеообслуживания жителей
области;
сохранение архивного фонда Тамбовской
области
Система организации Контроль за реализацией Программы
контроля за исполнением осуществляется управлением культуры
Программы Тамбовской области и архивным отделом
администрации области по итогам каждого
года
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Областная программа "Культура Тамбовской области (2002-2005 годы)" (далее именуется - Программа) разработана в целях реализации федеральной целевой программы лКультура России (2001-2005 годы)" и основных направлений социально-экономической политики администрации Тамбовской области.
Тамбовский край имеет богатую историю, славные культурные и духовные ценности. Это родина или место деятельности многих известных писателей, художников, деятелей культуры и искусства, которым посвящаются ставшие традиционными культурные акции: Международные музыкальные фестивали в Тамбове и Ивановке Уваровского района, посвященные С.В.Рахманинову, литературно-музыкальные праздники, посвященные Е.А.Боратынскому в Уметском районе, А.Н.Верстовскому в Староюрьевском районе, И.Г.Рахманинову в Мичуринском районе, Н.Н.Гончаровой в Знаменском районе, роду Рахманиновых в Петровском районе, поэту В. Богданову в Мордовском районе, художнику М.Добужинскому в Инжавино и т.д.
В городах и районах области работает 686 клубов, 666 библиотек, 290 киноустановок, 10 кинотеатров, 2 государственных с 5 филиалами, (муниципальных) и более 120 народных музеев, 3 профессиональных театра, ГУ "Тамбовконцерт", 50 детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств, Тамбовский колледж искусств, Моршанский муниципально-гуманитарный колледж, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В.Рахманинова.
В Тамбовской области на государственном учете состоит 1785 памятников, из которых 21 имеют статус памятников федерального значения, 417 памятников стоят на государственной охране, более 400 рекомендованы для постановки на госохрану.
Все учреждения культуры и искусства востребованы населением области. Ежегодно около 700 тысяч пользователей посещают библиотечные учреждения, 36 тысяч проводят свое свободное время в клубных формированиях самодеятельного народного творчества, 60 тысяч зрителей смотрят спектакли в театрах области, филармонические концерты слушают 70 тысяч человек, музейные экспозиции посещают 220 тысяч посетителей, 900 студентов учатся в высших и средних специальных учебных заведениях культуры и искусства, 11.5 тысяч учащихся занимаются в музыкальных, художественных школах и школах искусств.
Четыре города области вошли в перечень исторических городов России - Тамбов, Мичуринск, Кирсанов и Моршанск.
В учреждениях культуры и искусств работает более 7.5 тысяч человек. Из них 63.6% специалистов высшей и средней квалификации.
Сохранена и законодательно закреплена система архивных органов и учреждений Тамбовской области. Бывшие районные и городские архивы получили статус архивов с постоянным составом документов.
Сохранена материально-техническая база архивов и принимались активные меры по ее укреплению, особенно по обеспечению площадями архивохранилищ.
Архивы стали общедоступными.
Активно проводилась работа по включению в научный оборот документов секретного хранения и ограниченного допуска.
Началась работа по внедрению компьютерных технологий.
Активно привлекались внебюджетные средства, которые стали важным фактором стабилизации функционирования архивов. Существенно расширился круг социальных льгот и гарантий архивистов.
В то же время последовательно сокращалась государственная поддержка культуры. Преобладало мнение, что формирующийся рынок решит все возникающие проблемы. Стало уменьшаться влияние культуры на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций жителей области.
Уменьшение гастролей на территории области (равно и за ее пределами приводит творческие коллективы областного подчинения к прямым и косвенным потерям. Их аудитория, искусственно уменьшенная до минимума, не обеспечивает достаточно длительного проката подготовленного репертуара, что влечет за собой необходимость увеличения числа постановок и программ.
Требуют реконструкции и капитального ремонта 40% музейных зданий, 50% музейных помещений недостаточно оборудованы средствами охраны, более 30% музейных предметов нуждаются в реставрации.
Специфика ситуации в сфере сохранения недвижимых памятников Тамбовской области заключается в несоответствии культурного потенциала формам и способам его использования. Ежегодная поддержка из федерального бюджета на охранно-реставрационные мероприятия несколько возросла. Средства, поступающие из областного бюджета, не могут обеспечить решение всех первоочередных задач сохранения памятников.
Органы местного самоуправления не воспринимают памятники, расположенные на их территории, ни как реальную ценность, ни как предмет заботы и внимания.
Общей проблемой для всех клубных учреждений является уровень материальной базы: 76 учреждений клубного типа требуют капитального ремонта, 11 - находятся в аварийном состоянии. Из 62 автоклубов не имеют автоклубных машин 10. Оснащенность музыкальными инструментами и техническими средствами составляет 30-40% от потребностей. Практически отсутствует свето- и звуковоспроизводящее оборудование.
Не обновляется аттракционное хозяйство парков культуры и горсадов. У большинства из 50 аттракционов истек срок эксплуатации. Уваровский городской сад вообще не имеет ни одного аттракциона.
Угасают традиционные для Тамбовской области виды декоративно-прикладного искусства.
Сложность в комплектовании библиотечных фондов учебной, справочной, специальной и детской литературой, слабая оснащенность оргтехникой являются типичными проблемами для всех библиотек области. Требуют дальнейшего развития центры правовой информации в центральных библиотеках городов и районов.
В три раза сократилось число сельских киноустановок. В областном фильмофонде до 60% фильмокопий 3-4 категории. Фильмофонд ежегодно пополняется от 7 до 10 фильмами, что явно недостаточно для формирования репертуара кинотеатров.
Негативные тенденции и проблемы архивного дела области:
- слабая правовая и нормативная база формирования архивного фонда, работа с негосударственными структурами;
- рассекречивание документов, отсутствие механизма применения Закона "Об административной ответственности за нарушения законов области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления области";
- медленные темпы информатизации архивного дела.
2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Основными целями Программы являются:
- сохранение культурного потенциала и культурного наследия области, обеспечение приемственности развития культуры Тамбовской области наряду с поддержкой многообразия культурной жизни;
- обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей городов и районов области и представителей разных социальных групп;
- формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешное развитие Тамбовской области.
Продолжая преемственность областных программ сохранения и развития культуры области в 1993-2001 годах Программа ориентирована на последовательное реформирование отрасли и призвана обеспечить:
- гарантированную государственную поддержку профессионального творчества, создание условий для его развития и участия граждан в культурной жизни;
- сохранение культурного наследия Тамбовской области; архивного, музейного и библиотечного фондов, их эффективное использование;
- развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечение условий для доступа жителей области к культурным благам и информационным ресурсам государственных и муниципальных музейных, библиотечных и архивных фондов, включение области в информационное пространство России и мира;
- достижение устойчивого развития проката и показа кино, другой аудиовизуальной продукции;
- повышение роли культуры в укреплении институтам гражданского общества, формировании социально-активной личности, защите социально-уязвимых категорий граждан;
- концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры.
Программа взаимосвязана с программами в области образования, молодежной политики и социальной защиты, охраны окружающей среды.
Программа рассчитана на период с 2002 по 2005 годы.
3. Ресурсное обеспечение Программы (пункт в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2005 года на основании Закона Тамбовской области от 25 ноября 2005 года N 400-З)
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.