Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская область

ЗАКОН


Об основных направлениях социально-экономического
развития Тамбовской области на 2002-2004 годы

Принят Тамбовской областной Думой 11 декабря 2001 года

Статья 1. Утвердить основные направления социально-экономического развития Тамбовской области на 2002-2004 годы (прилагаются).

Статья 2. Рекомендовать органам местного самоуправления районов (городов) области разработать основные направления социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочную перспективу.

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Председатель Тамбовской                                                  Глава администрации

областной Думы                                                                 Тамбовской области

                                 В.Н.Карев                                                                    О.И.Бетин

г.Тамбов

11 декабря 2001 г.

№ 238-3       

 Приложение
     Закону Тамбовской области
     11 декабря 2001 года
     N 238-З


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2004 ГОДЫ

1. ВВЕДЕНИЕ

Закон Тамбовской области "Об основных направлениях социальноэкономического развития Тамбовской области на 2002 - 2004 годы" является программным документом и содержит базовые принципы и направления социально-экономического развития области на среднесрочную перспективу.

Целью определения основных направлений социально-экономического развития области является формирование такой модели экономики Тамбовской области, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного роста, была бы способна обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности услуг и выпускаемой в регионе продукции.

Реализация основных направлений социально-экономического развития региона направлена на осуществление мероприятий в области социальной политики и модернизации экономики на 2002-2004 годы, совершенствование налоговой системы, правовых основ для снижения административных барьеров и ограничения непосредственного вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятий, рациональное использование земельных ресурсов, создание эффективной специализации экономики региона, направленной на вовлечение природно-ресурсного, инновационного, инфраструктурного, человеческого потенциала, повышение качества и доступности важнейших социальных услуг, а также повышение эффективности экономической инфраструктуры региона.

Реализация основных направлений будет производиться на основании, как федеральных целевых программ, так и отдельно разработанных региональных отраслевых программ на 2002 - 2004 гг.

При этом источниками денежных средств для реализации планируемых программных мероприятий предусматриваются бюджетные средства (всех уровней), собственные средства предприятий (предпринимателей), кредиты банков, частные инвестиции (в том числе и иностранные) и иные внебюджетные средства.

Формирование бюджетного финансирования отраслевых программ будет вестись в соответствии с Уставом (основным Законом) Тамбовской области, законами Российской Федерации и Тамбовской области, а также с учетом бюджетных возможностей, предусматриваемых при формировании проектов областного бюджета, начиная с 2002 года. Согласование размеров финансового обеспечения разрабатываемых программ закрепляется в законодательном порядке Тамбовской областной Думой.

Данный программный документ включает в себя анализ итогов социально-экономического развития области за 1998-2000 годы, определение основных направлений развития отраслей и совершенствования сфер деятельности, а также прогноз социально-экономического развития области на среднесрочную перспективу 2002-2004 годов.

II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Тамбовская область образована 27 сентября 1937 года. Она расположена в центре европейской части России (занимает центральную часть ОкскоДонской низменности), входит в состав Центрального Федерального округа. На севере граничит с Рязанской областью, на северо-востоке - с Пензенской, на юго-востоке - с Саратовской, на юге - с Воронежской и на западе - с Липецкой областями. Территория области занимает 34,3 тыс. кв. км, протяженность с севера на юг около 250 км, с запада на восток - чуть больше 200 км. Расстояние от областного центра до Москвы - 480 км.

На территории области протекает 1400 рек, речек и ручьев. Самыми крупными по длине и водности являются реки Цна и Ворона. Насчитывается 890 прудов и водохранилищ общей емкостью 532 млн. куб. м.

Географическое положение области благоприятно для развития хозяйственной деятельности. Ее территорию пересекают важные железнодорожные и автомобильные дороги, связывающие Центральную Россию, Поволжье, Юг и Запад страны в единое целое, что благоприятствует завозу необходимого сырья, топлива и оборудования и вывозу готовой продукции.

В области имеются большие запасы суглинков и глин для производства красного кирпича, черепицы, керамики и керамзита, известняков для производства извести и щебня, разведано месторождение титан-рутил-циркониевых песков. Имеются месторождения минеральных красок, фосфоритов, торфа.

Постоянное население области на первое января 2001 года составило 1256,6 тыс. человек, доля городского - 58 процентов. Около 97 процентов от общей численности населения составляют русские. Плотность населения 36,6 человек на 1 кв. км. Трудовые ресурсы составляют от общей численности населения 55 процентов.

В состав области входят 8 городов, из них 7 - областного подчинения; 23 района с 12-тью рабочими поселками и 1822 сельскими населенными пунктами.

Область сформировалась как аграрно-индустриальная территория.

Итоги социально-экономического развития Тамбовской области в 1999-2000 годах свидетельствуют о формировании тенденции к росту экономики: прирост валового регионального продукта в 2000 году в сопоставимых ценах составил 13,5 процентов к уровню 1999 года, в основном за счет сектора услуг, объема промышленной продукции - 5,8 процента, объема инвестиций в основной капитал - 7,7 процента, валовой продукции сельского хозяйства - 1,8 процента.

Впервые за ряд последних лет стоимость валовой продукции сельского хозяйства в 2000 году превысила уровень предыдущих лет. Третья часть сельхозтоваропроизводителей области улучшила свое финансовое состояние.

Произошло оживление и повышение инвестиционной активности, что способствовало улучшению финансового положения в реальном секторе экономики. Преодолен спад объемов товарооборота и впервые за последние годы достигнут рост продажи товаров через сеть магазинов.

Одновременно формировался и благоприятный социальный фон динамика доходов населения в целом превысила за прошедший год уровень инфляции, реальные доходы населения возросли на 6,3 процента, возрос уровень потребления, снизилась социальная напряженность в трудовых коллективах, практически полностью ликвидирована задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы, своевременно выплачивались пенсии, стипендии, различные социальные пособия, снизилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Осуществлен переход на казначейское обслуживание бюджетной системы, повысился уровень собираемости налогов и сборов, собственные доходы областного бюджета в 2000 году увеличились почти в 2 раза, а консолидированного бюджета области в 1,4 раза, что способствовало более четкому исполнению расходных полномочий бюджета области.

В то же время при формировании в экономике области положительных тенденций, остаются еще нерешенные проблемы:

не удалось обеспечить рост производства продукции в мукомольнокрупяной и комбикормовой промышленности, электроэнергетике, пищевой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;

финансовое положение сельскохозяйственных предприятий остается сложным, не обеспечена стабилизация положения дел в животноводстве, продолжается снижение поголовья скота и птицы, производства молока, мяса, яиц, практически не обновляется парк сельскохозяйственной техники;

отмечается снижение загруженности производственных мощностей подрядных организаций из-за необеспеченности заказами;

не ликвидирована задолженность по выплате ежемесячных пособий семьям, имеющим детей, и другие.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Промышленность области - это производственный комплекс с разветвленной инфраструктурой, включающей в себя предприятия многих отраслей народного хозяйства. В его составе работают 242 крупных и средних промышленных предприятий, 543 промышленных предприятий малого бизнеса. В отраслях промышленности трудятся 95,6 тыс. человек. Тесные технологическая и экономическая связи предприятий области с партнерами из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья свидетельствуют об успешной интеграции промышленности области в единый промышленный комплекс России и всего мира.

Объем производства промышленной продукции в сопоставимых ценах в 2000 году вырос по сравнению с 1998 годом на 1321,3 млн. руб., или на 23,6 процента, по сравнению с 1999 годом - на 379,7 млн. руб., или на 5,8 процента. Наибольший рост достигнут в машиностроении и металлообработке, составивший в 2000 году по отношению к 1998 году 576,7 млн. руб. или 49,5 процента, по отношению к 1999 году - 381 млн. руб. или 28 процентов.

Средняя заработная плата работников на конец 2000 года в целом по промышленности составила 1559,9 руб., что выше соответствующего уровня заработной платы в 1999 году на 42,5 процента.

Рост реальных доходов населения и благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура способствовали увеличению совокупного потребительского спроса, что позволило промышленности в 2000 году обеспечить 50 процентов валового регионального продукта, около 60 процентов налоговых поступлений в бюджетную систему, а также четвертую часть трудоспособного населения рабочими местами.

В отраслевой структуре промышленного производства ведущее место занимают 5 отраслей, на долю которых в 2000 году приходилось 92,4 процента общего объема производства промышленной продукции:

- пищевая промышленность, удельный вес в общем объеме производства в 2000 году составил 26,9 процентов и 41,6 процента налоговых платежей в бюджет области;

- машиностроение и металлообработка - соответственно 27,9 и 27,5 процента;

- химическая и нефтехимическая промышленность - 18,3 и 14,2 процента;

- электроэнергетика - 15,6 и 10,8 процентов;

- легкая промышленность - 3,7 и 1,4 процента.

Несмотря на общий рост объемов производства промышленной продукции в 2000 году, по отдельным отраслям отмечается его некоторое уменьшение. Так, объем производства в пищевой промышленности в 2000 году по сравнению с 1999 годом снизился на 185,1 млн. руб. или на 10,3 процента, в мукомольно-крупяной и комбикормовой на 65,3 млн. руб. или на 30,7 процента, в электроэнергетике - на 2,2 процента, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслях - на 7,5 процента.

Одной из основных проблем в промышленности по-прежнему остается физический износ основных фондов, который в отдельных отраслях составляет до 63 процентов.

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

На территории области функционирует 3,3 тысячи малых предприятий, на которых осуществляют трудовую деятельность 26,5 тысячи человек.

Практически половина малых предприятий области сосредоточена в сфере торговли и общественного питания. В промышленном секторе экономики действуют 15,1 процента малых предприятий, на которых занято 20 процентов постоянных работников, их доля в общем объеме производства промышленной продукции составляет около 8 процентов. Строительную деятельность осуществляют 15,5 процента малых предприятий.

Объемы выпущенных товаров и оказанных услуг малыми предприятиями за предшествующие три года выросли в 2,2 раза. Наибольший рост обеспечен работой сельскохозяйственных предприятий (в 4,2 раза) и промышленных предприятий (в 3,2 раза).

Кроме малых предприятий в малом бизнесе области значительную роль играют индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица. К 2001 году в области их насчитывалось 38,7 тысяч человек. Также как и малые предприятия, большинство индивидуальных предпринимателей отдают предпочтение торговой деятельности (89 процентов).

Доля налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от представителей малого бизнеса составляет 8,4 процента. На развитие сферы малого предпринимательства в 2000 году привлечено 75,6 млн. руб. инвестиций. По сравнению с 1999 годом их объем увеличился в 1,8 раза, а с 1998 годом - в 1,5 раза.

Вместе с тем, в деятельности субъектов малого предпринимательства остается ряд проблем:

- несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;

- слабое функционирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе в вопросах информационного и финансового обеспечения.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Сельскохозяйственные угодья занимают более 76 процентов территории Тамбовской области (из них 60 процентов - пахотные земли), что составляет 1,3 процента угодий Российской Федерации.

На данных площадях производится 1,2 процента валовой продукции страны, 7,8 процента валовой продукции Центрального Федерального округа и 14,5 процента валовой продукции областей Центрального Черноземья.

Впервые за последние годы объем валовой продукции сельского хозяйства области в сопоставимой оценке увеличился в 2000 году на 1,8 процента по сравнению с уровнем 1999 года и составил 9,6 млрд. рублей в действующих ценах. Большая доля в объеме производства приходится на продукцию растениеводства - 64,6 процентов, где рост составил 8 процентов. Среди основных растениеводческих культур по сравнению с 1999 годом увеличился валовой сбор зерна на 14,3 процента, картофеля на - 20,1 процента.

Тамбовская область практически полностью обеспечивает себя основными продуктами питания. В общем объеме производства продуктов животноводства по России область составляет: по мясу - 1,3, молоку 1,0, яйцу - 1,1 процента.

В 2000 году не удалось изменить тенденцию сокращения поголовья скота в сельхозпредприятиях. По состоянию на 01.01.2001 года наличие крупного рогатого скота в этой категории хозяйств снизилось на 13,5 процента, в том числе коров - на 12,1 процента, свиней сократилось на 29,4 процента, овец и коз - на 30 процентов.

В целях стабилизации положения в животноводстве на развитие свиноводства из областного бюджета в 2000 году выделено 7,5 млн. руб., 62 крупных свиноводческих хозяйства пользовались льготой на электроэнергию (сумма льгот составила 9 млн. руб.). Однако, данных мер было недостаточно и только ряду хозяйств удалось сохранить маточное поголовье и получение приплода на уровне 1999 года.

Финансирование в 2000 году из областного бюджета в размере 1,7 млн. рублей мероприятий по реализации программы селекционно-племенной работы и воспроизводства стада сельскохозяйственных животных позволило сохранить племенную базу в области, на товарные фермы хозяйств реализовано более тысячи голов племенного молодняка крупного рогатого скота. Надой на одну корову в год по племенным хозяйствам составил 3,8 тонн молока, что превысило средний показатель по хозяйствам области в 2 раза.

На поддержку птицеводства из областного фонда поддержки сельхозтоваропроизводителей в 2000 году выделено 11,3 млн. руб.

Сокращение объемов производства основных видов животноводческой продукции в общественном секторе компенсируется за счет производства их у населения. Частный сектор в общем объеме производства мяса, молока и яиц занимает, соответственно: 82, 63 и 38 процентов.

Осуществление программных мероприятий по повышению плодородия почвы и развитию садоводства в хозяйствах области даже при недостаточном финансировании уже в 2000 году позволило повысить среднюю урожайность зерновых культур на 1,2 центнера на 1 га, заложить 102 га новых садов и 12 га ягодников и собрать около 62 тыс. тонн плодов и ягод (в 4 раза больше уровня 1999 года).

Сложной остается ситуация с обновлением сельскохозяйственной техники. За последние 10 лет износ машин превысил 80 процентов, средняя нагрузка на одну машину превышает нормативную в 1,5 - 2,0 раза. Ежегодно выбывает техники до 10 процентов, а приобретается только 1,0 - 1,5 процента.

В целях экономического оздоровления сельскохозяйственных предприятий области и, в первую очередь, работающих малоэффективно, сохранения и развития их потенциала и материально-технической базы, приняты меры по привлечению инвесторов. Наметились подходы к проведению преобразований в агропромышленном комплексе, созданию новых интеграционных структур, происходит объединение в единое финансово-экономическое пространство товаропроизводителей, перерабатывающих, промышленных, торговых предприятий, служб сельского сервиса. В процессе этой работы созданы 8 агрофирм с целью сокращения издержек производства, и в конечном итоге - увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции.

Развернута большая работа по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий. В области, одним из первых, создан и действует Тамбовский филиал ассоциации "Стойленская Нива", в который вошли 30 хозяйств с общей земельной площадью 116,3 тыс. гектар. За первые три месяца работы общий объем инвестиций составил 180 млн. рублей, в том числе на приобретение техники 156,6 млн. рублей. Восстановлены залежные и пахотные земли на общей площади 75 тыс. гектар (64,0%), посеяно озимых на площади 44,3 тыс. гектар. Урожай текущего года убран в полном объеме. Возросли объемы производства продукции и перерабатывающих предприятий, вошедших в ассоциацию.

В текущем году проводится работа по реструктуризации кредиторской задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. 167 предприятий (42% от общего числа) по решению налоговых органов подлежат реструктуризации, задолженность которых по налогам составляет 104,7 млн. рублей, по пеням и штрафам 266,5 млн. рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»